Тема 3. Различные аспекты отношений, основанных на близости

В каждой из рассмотренных концепций локальных взаимодействий по-особому выделены те или иные аспекты – простран­ственные, социальные или нормативные – отношений, основанных на близости (СРС на дом: систематизировать эти отличия и форме таблицы).

Отметим и тот аспект, который может присутствовать в отношениях, основанных на близости, но оставался за кадром практически во всех рассмотренных подходах. Речь идет о включении в сети наряду с действующими субъектами и предметов материального мира. Действительно, локализация взаимодействий зачастую связана с особым отношением к тем предметам материального мира, по поводу которых совершаются трансакции. В локальном мире человек привыкает не только к партнерам, но и к наиболее близким для него вещам. Как и люди, они теряют свой обезличенный характер и становятся неотъемлемым элементом сетей. Учитывая, что включение вещей в анализ сетевых отношений только начинается, накопленных знаний явно недостаточно для учета в предложенной классификации.

Невидно, что географическая близость не играет столь же мои роли, как близость социальная или нормативная. Поэтому в обсуждении экономических последствий существования сетей основное внимание будет уделено именно двум последним формам близости. Сети оказывают влияние практически на все параметры экономической деятельности. Рассмотрим наиболее значимые характеристики сетевого рынка.

Сетевая природа экономических отношений является важным фактором сегментации и монополизации рынков, хотя доминирующее направление в экономической теории не уделяет этому достаточного внимания. Так, к числу барьеров входа в отрасль и выхода из отрасли следует отнести и ограничения на участие и локальных сетях. Состав участвующих в сетевых взаимодействиях экономических субъектов объясняет и складывающуюся структуру производства, в частности соотношение между числом малых, средних и крупных предприятий (табл.1).

Если сеть основывается преимущественно на семейно-родственных связях (клан), то в экономике велик удельный вес семейного бизнеса и, следовательно, велико число малых предприятий. Если в сети включены представители властных структур (клиентела, клика, благ, в мет мере – кейретцу), то возрастает роль крупных предприятий, прямо или косвенно зависимых от государства. Наконец, открытые сети (проект, стратегический альянс), возникающие на базе добровольных ассоциаций и других институтов гражданского общества, являются обязательным условием развития корпоративного бизнеса, находящегося под управлением профессиональных менеджеров. Например, современная американская корпорации является прямым наследником различных неприбыльных ассоциаций и гражданских инициатив (религиозных, образовательных, самоуправленческих), которые оказались эффективными в аккумулировании капитала для финансирования крупных инвестиционных проектов, например железных дорог.

Таблица 1 – Влияние сетей на структуру бизнеса

Пути социализации Параметры сетей Основные формы организации бизнеса
Семейно-родственные связи Доступные, избыточные, интенсивные связи в закрытых и централи­зованных сетях Семейный бизнес
Добровольные ассоциации Доступные, неизбыточные, формальные связи в открытых сетях Корпорации, управляемые профессиональными менеджерами
Государство Доступные связи в закрытых централи­зованных сетях Крупные предприятия, связанные с государством

Если сеть основывается преимущественно на семейно-родственных связях (клан), то в экономике велик удельный вес семейного бизнеса и, следовательно, велико число малых предприятий. Если в сети включены представители властных структур (клиентела, клика, благ, в мет мере – кейретцу), то возрастает роль крупных предприятий, прямо или косвенно зависимых от государства. Наконец, открытые сети (проект, стратегический альянс), возникающие на базе добровольных ассоциаций и других институтов гражданского общества, являются обязательным условием развития корпоративного бизнеса, находящегося под управлением профессиональных менеджеров. Например, современная американская корпорации является прямым наследником различных неприбыльных ассоциаций и гражданских инициатив (религиозных, образовательных, самоуправленческих), которые оказались эффективными в аккумулировании капитала для финансирования крупных инвестиционных проектов, например железных дорог.

Помимо барьеров входа и выхода, существование сетей затрудняет достижение идеала конкурентного рынка и в другом смысле. Закрытые сети мало подвержены воздействию извне, в том числе и государственному регулированию (за исключением случаев, когда представители государства входят в сеть). Эффективность антимонопольной, денежно-кредитной, налоговой политики ставится под вопрос. Уже отмечалось, что угроза банкротства предриятия-должника легко отводится, если оно включено в сеть: партнеры просто временно перераспределяют ресурсы в его пользу. Практика использования «внутренних» (или трансфертных) цен в рамках сети затрагивает фискальные интересы государства. Неспособность повлиять со стороны на непрозрачные отношения внутри сети особенно ярко проявляется в периоды кризисов.

Фрагментация единого рыночного пространства, вызванная сетевой природой капитализма, имеет и еще одно важное измерение: отсутствие единого правового пространства и как следствие – дефицит права. Каждая из сетей живет по своим локальным правилам, по своей собственной «конституции». Причем для членов локальных сообществ внутригрупповые нормы всегда значимее, чем любые нормы, навязываемые извне. «Какими бы ни были правила, привносимые извне, они менее обя­зательны для выполнения, чем те, что приняты внутри группы». Даже закон может быть принесен в жерт­ву нормам, принятым в сети, как это происходит, например, и случае клик. С фрагментацией правового пространства связан целый ряд проблем. Во-первых, только локальные и региональ­ные рынки могут успешно функционировать в условиях отсут­ствия единого правового пространства. Совершение сделок меж­ду членами различных сетей маловероятно до тех пор, пока не существует универсальных, не связанных с фактом принадлежно­сти к той или иной сети, гарантий исполнения принятых на себя обязательств. Не случайно Дуглас Норт видит в создании обезли­ченных, универсальных гарантий выполнения условий контрак­тов центральную проблему экономического развития и становле­ния рынка.

Во-вторых, к социальным барьерам сетевого мира следовало бы причислить барьеры моральные. Отсутствие единого правово­го пространства усугубляется невозможностью сформулирован, единую мораль для сетевого мира. Участники каждой сети исповедуют свою собственную групповую мораль. Чтобы участвовать в сетевых взаимп действиях, человек со стороны должен не только «найти выходы» на участников сети, но и разделять их мораль. Для носителя уни­версальных или просто иных моральных принципов это не всегда возможно. В итоге фрагментация и правового, и морального пространства означает укрепление локальных порядков. Локальные порядки становятся дополнительным фактором сегментации рынка: линии между сегментами установлены не только ценовым, технологическим или социальным, но и нормативно-ценностным образом. Удовлетворенность локальным порядком снижает стимулы к тому, чтобы индивид прилагал усилия к поддержанию универсального порядка, например в масштабах национального рынка. А в сетевом капитализме базовая теорема неоклассической экономики о существовании, единственности и оптимальности по Парето равновесия на рынке не выполняется, потому что сегменты рынка слабо связаны между собой. Последнее исключает взаимную компенсацию локальных неравновесных ситуаций. Иными словами, сетевому капитализ­му присуща внутренняя нестабильность.

Поиск вариантов ограничения негативных последствий сетевого капитализма при сохранении его преимуществ представляет собой предмет специального исследования. Самое простое и оченевидное решение – расширить локальную сеть до размеров национального рынка – следует сразу же отбросить, и на это обращал внимание еще Адам Смит, по причине запретительно высоких издержек поддержания такого числа персонифицированных отношений. Более тонкий подход заключается, используя термин Кэрол Хеймер, в замещении «плохого» партикуляризма «хорошим». Так, нельзя заставить человека относиться к партнеру по сети точно так же, как к «чужаку», это просто сделает неэффективным любую совместную работу, требующую тесной кооперации. Однако можно дать «чужаку» возможсть стать полноправным участником сетевых взаимодействий, если он желает этого и соответствует предъявляемым требованиям. Необходимо, «чтобы партикулярные требования обосновывались универсальным образом, а именно через формулирование общего правила, определяющего уникальную категорию, к которой принадлежит данный актор, и то, как следут относиться к любому, кто займет его место»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: