Методологические аспекты бюджетирования
В самом общем виде назначение бюджетирования в компании заключается в том, что это основа:
- планирования и принятия управленческих решений в компании;
- оценки всех аспектов финансовой состоятельности компании;
- укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам компании в целом и собственникам ее капитала. [8, с. 50]
Бюджетирование – сложная система включающая:
- совокупность взаимосвязанных плановых документов, в которых с обоснованной степенью детализации показателей отражена планируемая деятельность, как отдельных центров финансовой ответственности (ЦФО), так и всего предприятия;
- управленческие воздействия на центр финансовой отчетности (ЦФО), ориентированные на минимизацию отклонений от бюджета с учетом изменений внешней среды;
- отчетность ЦФО, позволяющая оперативно, с определенным временным интервалом, анализировать и контролировать выполнение бюджетов отдельными ЦФО и достижение запланированных финансовых результатов предприятием в целом. [26, c.135]
В западной практике, говоря о финансовых планах, обычно оперируют словом "бюджет". Бюджет - финансовый документ, отражающий серию спланированных событий, которые свершатся в будущем, т.е. прогноз будущих финансовых операций.
Система бюджетов позволяет руководителю заранее оценить эффективность управленческих решений, оптимальным образом распределить ресурсы между подразделениями, наметить пути развития персонала и избежать кризисной ситуации. Наряду с понятием "разработка бюджетов на многих отечественных предприятиях используется термин "бюджетирование".
Бюджетирование на предприятии представляет собой процесс координации деятельности участников бюджетного процесса по достижению финансовых целей в рамках утвержденной финансовой и организационной структурах:
1) планирование финансово-хозяйственной деятельности с наибольшей эффективностью использования его ресурсов;
2) координирование взаимодействия участников бюджетного процесса по достижению поставленных целей и задач;
3) регулирование и контроль текущей финансово-хозяйственной деятельности посредством установления плановых показателей деятельности, предоставления оперативной и достоверной информации об исполнении этих показателей и возникших отклонений;
4) определение объектов инвестиций и объемов инвестируемых средств;
5) определение плановых показателей, обеспечивающих сбалансированный рост с учетом имеющихся и планируемых ресурсов и будущей прибыли;
6) определение приоритетных направлений развития;
7) обеспечение и укрепление финансовой дисциплины;
8) оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности отдельных элементов организационной и финансовой структуры, оценка их вкладов в общий финансовый результат деятельности;
9) повышение финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений на всех уровнях управления;
10) повышение ответственности руководителей различного уровня управления за эффективное использование предоставленных в распоряжение ресурсов и активов;
11) повышение «финансовой прозрачности» деятельности;
12) вовлечения в процесс бюджетирования максимального количества участников с четким распределением и персонификацией ответственности;
13) мотивирование участников бюджетного процесса на достижение конечного результата;
Бюджетный процесс строится на основе базовых принципов. Базовые принципы бюджетирования призваны сформулировать основные подходы и требования к бюджетной модели.






