Информации в России

Совет Безопасности Российской Федерации. Целью деятельности Совета Безопасности Российской Федерации в рассматриваемой области является подготовка решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере от внешних и внутренних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения информационной безопасности[2].

К его ведению относятся вопросы определения жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере, выявление и оценка опасности угроз информационной безопасности Российской Федерации, подготовка проектов решений Президента Российской Федерации по противодействию угрозам, разработка предложений в области обеспечения информационной безопасности России, а также предложений по уточнению отдельных положений концептуальных документов по проблемам обеспечения информационной безопасности.

Властные полномочия Совета Безопасности обусловливаются властными полномочиями Президента Российской Федерации, который утверждает решения Совета Безопасности. В силу этого решения Совета Безопасности становятся обязательными для исполнения, прежде всего, всеми органами обеспечения информационной безопасности, входящими в состав исполнительной власти. Органы законодательной и судебной власти сохраняют гарантированную Конституцией Российской Федерации самостоятельность[3], однако они учитывают решения Совета Безопасности в своей деятельности. С этой точки зрения Совет Безопасности является одним из средств реализации возложенной на Президента Российской Федерации конституционной обязанности обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, закрепленной в п. 2 ст. 80 Конституции России[4].

Межведомственная комиссия по защите государственной тайны. Этот орган был учрежден Указом Президента РФ от 8 ноября 1995 г. № 1108 «О Межведомственной комиссии по защите государственной тайны».

В настоящее время действует новое Положение о Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утвержденное Указом Президента РФ от 6 октября 2004 г. № 1286. В соответствии с п. 4 этого Положения Межведомственная комиссия осуществляет следующие полномочия:

координирует деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций по вопросам реализации федерального законодательства в области государственной тайны; рассматривает и представляет в установленном порядке Президенту РФ и в Правительство РФ предложения по правовому регулированию вопросов защиты государственной тайны и совершенствованию системы защиты государственной тайны в Российской Федерации, а также предложения по организации разработки и выполнения государственных программ, нормативных правовых актов и методических документов, обеспечивающих реализацию федерального законодательства о государственной тайне; формирует перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне; формирует перечень сведений, отнесенных к государственной тайне; формирует в установленном порядке перечень особорежимных объектов Российской Федерации и представляет его в Правительство РФ; определяет порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, в случае ликвидации организации-фондообразователя и отсутствия ее правопреемника; осуществляет рассекречивание и продление сроков засекречивания документов КПСС, Правительства СССР и других архивных документов в случае отсутствия организации-фондообразователя и ее правопреемника; рассматривает в случаях, предусмотренных Законом РФ «О государственной тайне», запросы органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне; рассматривает вопросы о возможности передачи сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам и международным организациям и представляет в установленном порядке в Правительство РФ соответствующие экспертные заключения; принимает решения о передаче органом государственной власти, органом местного самоуправления, организацией сведений, составляющих государственную тайну, в случаях изменения их функций, форм собственности, ликвидации или прекращения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, другому органу государственной власти, органу местного самоуправления, организации; организует разработку и представляет в установленном порядке в Правительство РФ предложения о порядке определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого организациям и гражданам в связи с засекречиванием информации, находящейся в их собственности; организует разработку и представляет в установленном порядке в Правительство РФ предложения по правилам отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности; рассматривает по поручениям Президента РФ и Правительства РФ экспертные заключения в целях определения размеров возможного ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, нанесенного организациям и гражданам в связи с засекречиванием информации, находящейся в их собственности;рассматривает по поручениям Президента РФ и Правительства РФ проекты международных договоров Российской Федерации о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, организует разработку соответствующих предложений и экспертных заключений, участвует в международном сотрудничестве по этим вопросам; дает заключения на решения руководителей органов государственной власти, связанные с изменением действующих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, которые могут привести к изменению перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, приостанавливает или опротестовывает их решения; координирует в установленном порядке работы по техническому регулированию в отношении продукции (работ, услуг), сведения о которых составляют государственную тайну, а также работы по организации сертификации средств защиты информации; координирует в установленном порядке проведение работ по лицензированию деятельности организаций, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны; решает вопрос о продлении 30-летнего срока засекречивания сведений, составляющих государственную тайну;дает по запросу межведомственной комиссии, образуемой для рассмотрения обращений граждан РФ в связи с ограничениями их права на выезд из Российской Федерации, заключение о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, о которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют либо утратили соответствующую степень секретности; координирует деятельность в области подготовки, переподготовки и (или) повышения квалификации специалистов по вопросам защиты государственной тайны; осуществляет разработку методических рекомендаций по организации и проведению государственной аттестации руководителей организаций, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, определяет перечень учебных заведений, свидетельство об окончании которых дает право на освобождение указанных руководителей от государственной аттестации; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством о государственной тайне. Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России). Среди федеральных органов исполнительной власти ключевая роль в обеспечении защиты государственной тайны, безусловно, принадлежит ФСБ России. Основные задачи указанного ведомства по данному направлению его деятельности сформулированы в п. 8 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности РФ». К ним относятся:«…11) обеспечение в пределах своих полномочий защиты сведений, составляющих государственную тайну, и противодействия иностранным организациям, осуществляющим техническую разведку…;14) формирование и реализация в пределах своих полномочий государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности;15) организация в пределах своих полномочий обеспечения криптографической и инженерно-технической безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом…».В соответствии с этими задачами ФСБ России осуществляет следующие основные функции в области защиты информации (п. 9 указанного Положения): «…12) в пределах своих полномочий разрабатывает меры по защите сведений, составляющих государственную тайну, осуществляет контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских формированиях и организациях, осуществляет меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, а также с допуском предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, с созданием средств защиты информации и с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны…;…15) координирует деятельность:федеральных органов исполнительной власти по осуществлению контрразведывательных мероприятий и мер по обеспечению собственной безопасности этих органов;федеральных органов исполнительной власти и организаций по обеспечению криптографической и инженерно-технической безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом;федеральных органов исполнительной власти в области разработки, производства, закупки, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, а также их оперативных подразделений по выявлению нарушений установленного порядка разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;16) определяет порядок осуществления контроля за обеспечением защиты сведений, составляющих государственную тайну, в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских формированиях и организациях, а также порядок проведения мероприятий, связанных с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, и с приемом на военную службу (работу) в органы безопасности;17) определяет порядок осуществления в пределах своих полномочий контроля за организацией и функционированием криптографической и инженерно-технической безопасности информационно-телекоммуникационных систем, систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, за соблюдением режима секретности при обращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов и организаций на территории Российской Федерации и в ее учреждениях, находящихся за пределами Российской Федерации, а также за обеспечением защиты особо важных объектов (помещений) и находящихся в них технических средств от утечки информации по техническим каналам;18) определяет порядок допуска к участию в оперативно-розыскной деятельности и (или) доступа к материалам, полученным в результате ее осуществления органами безопасности;19) участвует в обеспечении закрытой телефонной, шифрованной и иных видов специальной связи с учреждениями Российской Федерации, находящимися за ее пределами (представительская связь), а также в проведении работ по обеспечению ввода в эксплуатацию шифровальных комплексов (в том числе в учреждениях Российской Федерации, находящихся за ее пределами) и развитию системы представительской связи;20) участвует в разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности страны и защите сведений, составляющих государственную тайну;

20.1) в пределах своих полномочий разрабатывает и утверждает нормативные и методические документы по вопросам обеспечения информационной безопасности информационно-телекоммуникационных систем и сетей критически важных объектов, информационных систем, созданных с использованием суперкомпьютерных и грид-технологий, а также организует и осуществляет контроль за обеспечением информационной безопасности указанных систем и сетей;

20.2) разрабатывает и устанавливает своими нормативными правовыми актами и технической документацией (конструкторской, технологической и программной документацией, техническими условиями, документами по стандартизации и метрологии, инструкциями, наставлениями, руководствами и положениями) обязательные требования в области технического регулирования к оборонной продукции (работам, услугам), поставляемой для ФСБ России по государственному оборонному заказу, к продукции (работам, услугам), используемой в органах федеральной службы безопасности в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, к продукции (работам, услугам), сведения о которой составляют государственную тайну, а также к процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, утилизации и захоронения указанной продукции;

21) осуществляет и организует в соответствии с федеральным законодательством сертификацию средств защиты информации, систем и комплексов телекоммуникаций, технических средств, используемых для выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, технических средств обеспечения безопасности и (или) защиты информации; определяет основные направления деятельности органов безопасности в этих областях;

22) осуществляет и организует в соответствии с федеральным законодательством лицензирование отдельных видов деятельности;23) организует и осуществляет шифровальную работу в органах безопасности;24) организует и обеспечивает эксплуатацию, безопасность, развитие и совершенствование открытой и засекреченной связи, систем оповещения и звукоусиления на объектах органов безопасности;25) осуществляет регулирование в области разработки, производства, реализации, эксплуатации, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации шифровальных (криптографических) средств и защищенных с использованием шифровальных средств систем и комплексов телекоммуникаций, а также в области предоставления на территории Российской Федерации услуг по шифрованию информации и выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах;26) осуществляет разработку и производство ключевых документов к шифровальным средствам и ручных шифров, снабжение ими федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; реализует шифрдокументы и шифровальные средства, нормативно-техническую документацию на производство и использование шифровальных средств, за исключением шифровальных средств, предназначенных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации;27) обеспечивает выявление на территории Российской Федерации радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу безопасности Российской Федерации, а также радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, используемых в противоправных целях; перехватывает передачи и пресекает работу на территории Российской Федерации средств радиосвязи и других передающих радиоэлектронных средств, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации; осуществляет регистрацию и централизованный учет радиоданных и радиоизлучений передающих радиоэлектронных средств…;…46) организует и осуществляет в пределах своих полномочий проведение научных исследований по проблемам обеспечения безопасности личности, общества и государства; проводит научные и опытно-конструкторские работы, разрабатывает и изготавливает специальные и иные технические средства как на собственной научно-производственной базе, так и на базе других предприятий, учреждений и организаций…;

47) организует и проводит исследования в области защиты информации, экспертные криптографические, инженерно-криптографические и специальные исследования шифровальных средств, специальных и закрытых информационно-телекоммуникационных систем, а также информационно-телекоммуникационных систем и сетей критически важных объектов, информационных систем, созданных с использованием суперкомпьютерных и грид-технологий;

…49) осуществляет подготовку экспертных заключений на предложения о проведении работ по созданию специальных и защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационно-телекоммуникационных систем и сетей связи, а также информационно-телекоммуникационных систем и сетей критически важных объектов, информационных систем, созданных с использованием суперкомпьютерных и грид-технологий;

…51) осуществляет сбор, хранение, обработку и использование документированной информации ограниченного доступа для обеспечения контрразведывательной, разведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности, отнесенной федеральным законодательством к компетенции органов безопасности; разрабатывает, в установленном порядке создает и использует информационные системы, системы связи и передачи данных, а также средства защиты информации, в том числе средства криптографической защиты…;…55) изготавливает документы оперативного прикрытия в интересах федеральных органов исполнительной власти, входящих в систему сил обеспечения безопасности Российской Федерации, на основе заключаемых с этими органами соглашений;56) присваивает в установленном порядке органам безопасности, а также кораблям и судам органов безопасности действительные и условные наименования и определяет порядок применения таких наименований…;…72) осуществляет в установленном порядке финансирование Академии криптографии Российской Федерации, материально-техническое и иное обеспечение ее деятельности…» и др. До 2003 г. большинство этих задач и функций выполняло Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ),образованное в соответствии с Законом РФот 19 февраля 1993 г. № 4524-1 «О федеральных органах правительственной связи и информации» (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 7 ноября 2000 г.)[5].

В соответствии с Указом Президента России от 11 марта 2003 г. № 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации» ФАПСИ было упразднено, а его функции переданы ФСБ России, Службе внешней разведке Российской Федерации (СВР России) и Службе специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации (ФСО России).

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю Российской Федерации (ФСТЭК России). ФСТЭК России (прежнее название – Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации или Гостехкомиссия России) была образована в соответствии с Указом Президента РФ от 5 января 1992 г. № 9 на базе Гостехкомиссии СССР.

До образования в 1996 г. Межведомственной комиссии по защите государственной тайны в соответствии с Указом Президента от 30 марта 1994 г. № 614, Гостехкомиссия России выполняла ее функции.

В 2004 г. Гостехкомиссия России в соответствии с указами Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 « О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [6] и от 20 мая 2004 г. № 649 « Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» [7] была переименована в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю Российской Федерации (ФСТЭК России). Положение о ФСТЭК России было у тверждено Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1085 «Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю».

В настоящее время в соответствии с этим Положением ФСТЭК России имеет статус федерального органа исполнительной власти, который осуществляет реализацию государственной политики, организацию межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности по вопросам:

1) обеспечения безопасности (некриптографическими методами) информации в системах информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, оказывающих существенное влияние на безопасность государства в информационной сфере, в том числе в функционирующих в составе критически важных объектов Российской Федерации информационных системах и телекоммуникационных сетях, деструктивные информационные воздействия на которые могут привести к значительным негативным последствиям;

2) противодействия иностранным техническим разведкам на территории Российской Федерации;

3) обеспечения защиты (некриптографическими методами) информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, иной информации ограниченного доступа, предотвращения ее утечки по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней, специальных воздействий на информацию (носители информации) в целях ее добывания, уничтожения, искажения и блокирования доступа к ней на территории РФ;

4) защиты информации при разработке, производстве, эксплуатации и утилизации неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств;

5) осуществления экспортного контроля.

Далее в Положении отмечается, что ФСТЭК России является органом защиты государственной тайны, наделенным полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну.

ФСТЭК России организует деятельность государственной системы противодействия техническим разведкам и технической защиты информации и руководит ею. Руководство деятельностью указанной Службы осуществляет Президент РФ, но вместе с тем, она подведомственна Министерству обороны Российской Федерации.

Основными задачами ФСТЭК России являются:

1) реализация в пределах своей компетенции государственной политики в области обеспечения безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации;

2) осуществление государственной научно-технической политики в области защиты информации при разработке, производстве, эксплуатации и утилизации неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств;

3) организация деятельности государственной системы противодействия техническим разведкам и технической защиты информации на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом и объектовом уровнях, а также руководство указанной государственной системой;

4) осуществление самостоятельного нормативно-правового регулирования вопросов:

обеспечения безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры;

противодействия техническим разведкам;

технической защиты информации;

размещения и использования иностранных технических средств наблюдения и контроля в ходе реализации международных договоров Российской Федерации, иных программ и проектов на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

координации деятельности органов государственной власти по подготовке развернутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию, а также методического руководства этой деятельностью;

осуществления экспортного контроля;

5) обеспечение в пределах своей компетенции безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, противодействия техническим разведкам и технической защиты информации в аппаратах федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях;

6) прогнозирование развития сил, средств и возможностей технических разведок, выявление угроз безопасности информации;

7) противодействие добыванию информации техническими средствами разведки, техническая защита информации;

8) осуществление координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций по государственному регулированию размещения и использования иностранных технических средств наблюдения и контроля в ходе реализации международных договоров Российской Федерации, иных программ и проектов на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

9) осуществление в пределах своей компетенции контроля деятельности по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, по противодействию техническим разведкам и по технической защите информации в аппаратах федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях;

10) реализация государственной политики и организация межведомственного взаимодействия в области экспортного контроля;

11) осуществление контроля за соблюдением российскими участниками внешнеэкономической деятельности законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области экспортного контроля;

12) осуществление центральным аппаратом ФСТЭК России организационно-технического обеспечения деятельности Межведомственной комиссии по защите государственной тайны и Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации.

Министерство обороны Российской Федерации. Российское военное ведомство согласно п. 7 Положения о Министерстве обороны, утвержденного Указом Президента России от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» [8], выполняет следующие полномочия в области защиты информации:

«…27) организует деятельность по обеспечению информационной безопасности, защите государственной тайны в Вооруженных Силах…;

…50) организует в установленном порядке в пределах своей компетенции работы по оценке соответствия вооружения и военной техники, а также по сертификации средств защиты информации, стандартизации оборонной продукции и каталогизации предметов снабжения, метрологическому обеспечению войск (сил);

51) организует в установленном порядке патентно-лицензионную, изобретательскую, рационализаторскую работу и учет результатов интеллектуальной деятельности, осуществляет распоряжение от имени РФ результатами интеллектуальной деятельности, полученными при выполнении государственного оборонного заказа, в том числе исключительными правами на них, а также организует рассмотрение заявок и выдачу патентов на секретные изобретения, относящиеся к средствам вооружения и военной техники…;

…55.1) разрабатывает и устанавливает своими нормативными правовыми актами и технической документацией (конструкторской, технологической и программной документацией, техническими условиями, документами по стандартизации, инструкциями, наставлениями, руководствами и положениями) обязательные требования в области технического регулирования к оборонной продукции (работам, услугам), поставляемой для Вооруженных Сил Российской Федерации по государственному оборонному заказу, к продукции (работам, услугам), используемой в Вооруженных Силах Российской Федерации в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, к объектам, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии, а также к процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, утилизации и захоронения указанных продукции и объектов…» и др.

В соответствии с этими полномочиями Минобороны выдает соответствующие лицензии на осуществление различных видов деятельности, связанных с обеспечением защиты государственной тайны и иной информации ограниченного доступа. Условием их получения является соблюдение лицензиатами требований нормативной и методической документации Министерства обороны РФв области создания средств защиты информации.

Таким образом, в сегменте государственного регулирования защиты государственной тайны, в первую очередь, – лицензирования всех видов связанных с ней работ – в качестве основных субъектов в настоящее время выступают три ведомства – ФСБ, ФСТЭК и Минобороны России. Причем, в этих ведомствах действуют теоретически взаимно признаваемые системы сертификации средств защиты информации.

Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России). Согласно Положению, утвержденному Постановлением № 333, СВР России выдает лицензии по допуску предприятий и организаций к проведению работ, связанных с использованием секретных сведений, за границей.

Кроме того, на эту Службу в пределах ее компетенции возложены полномочия (наряду с Минобороны и ФСБ России) на ведение лицензионной деятельности в сфере осуществления мероприятий и (или) оказания услуг в области защиты государственной тайны, а также (наряду с ФСБ, ФСТЭК России и их территориальными органами) – на право осуществления мероприятий и (или) оказания услуг в области защиты государственной тайны.

СВР России совместно с другими ведомствами является также ответственной за организацию и проведение специальных экспертиз предприятий в области защиты государственной тайны.

Наконец, в соответствии с Положением об особенностях оценки соответствия продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, и продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, предназначенной для эксплуатации в загранучреждениях Российской Федерации, а также процессов ее проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21 апреля 2010 г. № 266[9], СВР России осуществляет полномочия, связанные с аккредитацией органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих эти работы.

Функции Министерства внутренних дел по защите государственной тайны. МВД России являет собой типичный пример органа государственной власти, уполномоченного на осуществление деятельности в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты.

В этой сфере на данное ведомство возложен ряд обязанностей, вытекающих из специфики его полномочий, фигурирующих в п. 12 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» [10]. В соответствии с его пложениями МВД России осуществляет следующие полномочия:

«…11) организует и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-разыскную деятельность…;

...16) обеспечивает участие органов внутренних дел и внутренних войск в мероприятиях по противодействию терроризму, в обеспечении правового режима контртеррористической операции, в защите потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, а также в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов…;

…22) организует охрану особо важных и режимных объектов, важных государственных объектов и специальных грузов, объектов на коммуникациях, объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел…;

23) обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную защиту потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц…;

…35) организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию в системе МВД России, а также контролирует и координирует деятельность ФМС России по мобилизационной подготовке и мобилизации…;

…43) создает информационные банки (базы) данных, обеспечивает их ведение и функционирование, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации содержащихся в них сведений федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и гражданам;

44) участвует в работе по стандартизации, метрологическому обеспечению, подтверждению соответствия установленным требованиям и каталогизации оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу для органов внутренних дел и внутренних войск…;

…50) обеспечивает в системе МВД России собственную безопасность и защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также собственную безопасность в ФМС России; участвует в защите сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, в ФМС России;

51) организует укрепление и развитие материально-технической базы органов внутренних дел и внутренних войск, их централизованное обеспечение боевой, специальной и шифровальной техникой, вооружением, боеприпасами и другими материально-техническими средствами; участвует в укреплении и развитии материально-технической базы ФМС России…;

…56) обеспечивает внедрение достижений науки, техники и положительного опыта в деятельность органов внутренних дел и внутренних войск, а также развитие связи и автоматизированного управления в системе МВД России;…

…61) организует работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов МВД России…»; и др.

Различные категории секретных сведений, образующихся в ходе оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и требующих соответствующей защиты, систематизированы в Развернутых перечнях сведений, подлежащих засекречиванию, Министерства внутренних дел Российской Федерации, которые утверждены приказом МВД России от 25 августа 2007 г. № 750дсп.

Приказ, регламентирующий меры по обеспечению режима секретности в органах внутренних дел Российской Федерации, а также объявленная им Инструкция являются секретными и будут доведены до сведения обучающихся с учетом соблюдения необходимых требований по защите информации в ходе изучения курса «Правовая защита информации».

Специальным приказом регламентирована и техническая защита сведений ограниченного доступа, образующихся в результате оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. Его основные положения также предполагается рассмотреть в дальнейшем в особом порядке.

В рассматриваемом контексте следует выделить еще один ведомственный нормативный правовой акт – приказ МВД России от 13 июня 2007 г. № 519 «Об утверждении Инструкции о выплате ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел Российской Федерации, допущенных к государственной тайне» (с изменениями от 21 ноября 2007 г., 14 декабря 2009 г., 14 августа 2012 г.), изданный в соответствии с положениями Закона РФ «О государственной тайне» и ранее упоминавшегося постановления Правительства РФ от 18 сентября 2006 г. № 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны».

Согласно положениям данного Приказа, за работу с секретной информацией и за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны в органах внутренних дел предусмотрена специальная надбавка к должностному окладу.

Разработка развернутых перечней осуществляется в соответствии с Правилами отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 870, о котором уже говорилось ранее.

В соответствии с пп. 4-5 данных Правил для разработки проекта развернутых перечней во всех органах внутренних дел приказами их руководителей создаются экспертные комиссии, в состав которых включаются компетентные специалисты, работающие со сведениями, составляющими государственную тайну. Члены указанных комиссий принимают участие в постоянной актуализации развернутых перечней. Помимо этого к их компетенции отнесена выработка заключений о грифе секретности направляемых к ним на рассмотрение документов, образующихся в результате оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.

Эти комиссии имеют вертикальную подчиненность и замыкаются на Центральную экспертную комиссию МВД России по режиму секретности.

Положение о Центральной экспертной комиссии МВД России по режиму секретности и Типовое положение об экспертной комиссии органа внутренних дел по режиму секретности утверждены приказом МВД России от 17 июля 2010 г. № 530.

Полномочия иных органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, а также их структурных подразделений по защите государственной тайны и иных видов информации ограниченного доступа. Среди прочих субъектов системы информационной безопасности, активно влияющих на обеспечение информационной безопасности Российской Федерации следует назвать Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникации.

В п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций [11], утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 г. № 228[12] отмечается, что Роскомнадзор «является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, в том числе электронных и массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы».

В рассматриваемом контексте следует также остановиться на основных положениях, связанных с деятельностью по обеспечению сохранности государственных секретов в министерствах, ведомствах, учреждениях, организациях и на предприятиях.

Здесь она осуществляется через режимно-секретные подразделения или подразделения организации делопроизводства и режима (ОДиР), которые состоят из отделов (отделений) документационного обеспечения и отделов (отделений, групп) режима. На подразделения документационного обеспечения возложены задачи по ведению секретного делопроизводства. Подразделения режима занимаются вопросами организации режима секретности на объектах и обеспечения режима секретности по проводящимся закрытым работам.

Они в частности, решают следующие задачи:

1) оформляют допуска сотрудникам к закрытым работам и документам;

2) организуют пропускной режим на объектах;

3) решают вопросы по контролю за соблюдением установленных требований режима секретности.

В своей деятельности режимно-секретные подразделения руководствуются действующими законами и подзаконными нормативными правовыми актами в области обеспечения информационной безопасности, а также ведомственными перечнями сведений, подлежащих засекречиванию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: