Полномочия законодательных, исполнительных и судебных органов в области защиты информации

УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ КОМПЛЕКС ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кафедра информационной безопасности

УТВЕРЖДАЮ

Зам. начальника кафедры
полковник полиции

Е.М. Шпагина

"___" _________________ 2013 г.

Тема 10. Полномочия органов власти, специальных федеральных органов и предприятий в области защиты информации.

Современное состояние системы защиты информации
и перспективы ее совершенствования

(специальность 090915 – «Безопасность информационных технологий
в правоохранительной сфере»)

Авторы:   Рецензенты:
Лустин В.И.   Омелин В.Н.
Яковец Е.Н.   Кадулин В.Е.

Материалы рассмотрены и одобрены
на заседании кафедры информационной
безопасности протокол № ___

МОСКВА – 2013


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Содержание…………………………………………………..  
Введение……………………………………………………...  
Вопрос 1.Полномочия законодательных, исполнительных и судебных органов в области защиты информации………………  
Вопрос 2. Полномочия специальных субъектов системы защиты информации в России………………………………………  
Вопрос 3.Доктрина информационной безопасности России…………………………………………………………………….  
Вопрос 4.Вопросы информационной безопасности, требующие государственного нормативно-правового регулирования……………………………………………………………………..  
Заключение………………………………………………….  

Введение

Данная лекция посвящена анализу государственной системы защиты информации России, которая представляет собой совокупность органов и исполнителей, используемой ими техники, а также объектов защиты информации. Она организована и функционирует по правилам, установленным соответствующими правовыми, организационно-распорядительными и нормативными документами в области защиты информации. Эта система является составной частью общегосударственной системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и призвана защищать безопасность государства от внешних и внутренних угроз в информационной сфере.

Государственная система защиты информации как система более сложная, включает в себя подсистемы лицензирования деятельности предприятий в области защиты информации, сертификации средств защиты информации и аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации.

Полномочия законодательных, исполнительных и судебных органов в области защиты информации

Реорганизации органов защиты информации в 90-е годы. Полномочия органов законодательной власти, Президента РФ, правительства, органов исполнительной и судебной власти в области защиты информации. Для повышения уровня безопасности всех видов тайн, циркулирующих в Российском государстве и обществе, в 90-е гг. была осуществлена коренная реорганизация системы органов защиты информации. Ее деятельность теперь строится на следующих основных принципах.

1. Принцип комплексности, предполагающий:

а) обеспечение безопасности лиц, работающих с закрытой информацией, а также задействованных материальных и финансовых ресурсов от всех возможных угроз всеми доступными законными средствами и методами;

б) обеспечение безопасности информационных ресурсов в течение всего их жизненного цикла, во всех технологических процессах и операциях по созданию, обработке, использованию и уничтожению сведений;

в) способность системы защиты информации к развитию и совершенствованию в соответствии с изменяющимися внешними и внутренними условиями.

2. Принцип своевременности, подразумевающий превентивный характер мер защиты информации. Он предполагает постановку задач по комплексной защите информации на стадии проектирования (создания) системы ее защиты на основе анализа известных и прогнозирования возможных угроз безопасности информации, которые могут появиться в будущем после запуска системы защиты в эксплуатацию.

3. Принцип непрерывности, подразумевающий постоянное поддержание работоспособности и развитие системы защиты информации.

4. Принцип активности, предполагающий проявление упорства и настойчивости в достижении целей и задач защиты информации. Он предусматривает постоянный маневр силами и средствами защиты информации, а также принятие нестандартных мер защиты.

5. Принцип законности, предполагающий создание системы защиты информации строго на основе действующего законодательства, а также иных нормативных актов, регламентирующих безопасность информации. В ходе последующей реализации системы защиты информации – применение всех законных методов и средств обнаружения и пресечения правонарушений в области безопасности информации.

6. Принцип обоснованности. Он заключается в том, что все методы и средства защиты информации должны быть научно обоснованными и современными, соответствовать последним достижениям науки и техники. В своей совокупности они должны отвечать всем установленным требованиям и нормам по защите информации.

7. Принцип экономической целесообразности, предполагающий, что затраты на разработку и реализацию (обеспечение заданных параметров) систем защиты информации не должны превышать размеры потенциального ущерба, который может наступить в результате нарушения безопасности защищаемой информации.

8. Принцип специализации, обеспечивающий привлечение к разработке и внедрению методов и средств защиты информации специализированных субъектов, имеющих государственные лицензии на определенные виды деятельности в сфере оказания услуг по защите информации. Применяемые ими средства защиты информации должны быть сертифицированы по требованиям безопасности информации.

9. Принцип взаимодействия и координации деятельности, предусматривающий организацию четкого взаимодействия между всеми субъектами защиты информации, действующими в рамках единой системы защиты информации, а также координацию их усилий и осуществляемых работ в этой сфере для достижения общих целей. Он заключается в интеграции и последовательной деятельности по защите конкретных информационных ресурсов.

10. Принцип совершенствования, предполагающий постоянную оптимизацию и разработку новых законодательных, организационных и технических мер защиты информации под воздействием объективных и субъективных факторов.

11. Принцип централизации управления, предусматривающий наличие единого координационного центра (субъекта), занимающегося общими вопросами управления системой защиты информации, а также единых требований по обеспечению безопасности информации.

К числу основных целей современной государственной системы защиты информации относятся:

1. Предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения и подделки информации.

2. Предотвращение угроз безопасности личности, общества и государства.

3. Предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации, а также предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы.

4. Обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности.

5. Защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах.

6. Сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с действующим законодательством.

7. Обеспечение прав субъектов в информационных процессах, а также при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.

В числе основных задач государственной системы защиты информации рассматриваются:

1. Проведение единой политики, организация и координация работ по защите информации в оборонной, экономической, политической, научно-технической и других сферах деятельности.

2. Исключение или существенное затруднение добывания информации средствами разведки.

3. Предотвращение утечки информации по техническим каналам и несанкционированного доступа к ней.

4. Предупреждение вредоносных воздействий на информацию, ее носителей, а также технические средства ее создания, обработки, использования, передачи и защиты.

5. Принятие нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в области защиты информации.

6. Анализ состояния и прогнозирование возможностей технических средств разведки, а также способов их применения.

7. Организация сил, разработка научно обоснованных методов, создание средств защиты информации и контроля за ее эффективностью.

8. Контроль за состоянием мер защиты информации в органах государственной власти, учреждениях, организациях и на предприятиях всех форм собственности, использующих в своей деятельности охраняемую законом информацию.

Основными субъектами системы защиты информации в Российской Федерации являются.

1. Палаты Федерального Собрания, которые в силу своих функциональных обязанностей проводят следующие мероприятия:

- осуществляют законодательное регулирование отношений в сфере защиты информации;

- рассматривают статьи федерального бюджета в части средств, направляемых на реализацию государственных программ в этой области;

- определяют полномочия должностных лиц в аппаратах палат Федерального Собрания по обеспечению защиты государственной тайны в палатах Федерального Собрания.

2. Президент Российской Федерации:

- утверждает государственные программы в области защиты информации;

- утверждает по представлению Правительства Российской Федерации состав, структуру Межведомственной комиссии по защите государственной тайны и Положение о ней;

- утверждает по представлению Правительства Российской Федерации Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, а также Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне;

- заключает международные договоры России о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну;

- определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты информации в своей Администрации;

- в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к тому или иному виду тайны, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.

3. Правительство Российской Федерации:

- организует исполнение законов и международных соглашений в области защиты информации;

- представляет на утверждение Президенту состав и структуру Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, а также Положение о ней;

- представляет на утверждение Президенту Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к тому или иному виду тайны;

- организует разработку и выполнение государственных программ в области защиты информации;

- определяет полномочия должностных лиц по обеспечению защиты информации в аппарате Правительства;

- устанавливает размеры и порядок предоставления льгот гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны;

- устанавливает порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику информации в результате ее засекречивания;

- заключает межправительственные соглашения, принимает меры по выполнению международных договоров России о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственную тайну, принимает решения о возможности передачи их носителей другим государствам;

- в пределах своих полномочий решает иные вопросы, возникающие в связи с отнесением сведений к тому или иному виду тайны, их засекречиванием или рассекречиванием и их защитой.

4. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий:

- обеспечивают защиту передаваемых им другими органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями охраняемой законом информации, а также сведений, засекречиваемых ими;

- обеспечивают защиту государственной тайны на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

- обеспечивают в пределах своей компетенции проведение проверочных мероприятий в отношении граждан, допускаемых к государственной тайне;

- реализуют предусмотренные законодательством меры по ограничению конституционных прав граждан и предоставлению льгот лицам, имеющим либо имевшим доступ к сведениям, составляющим государственную тайну;

- вносят в полномочные органы государственной власти предложения по совершенствованию системы защиты информации.

5. Органы судебной власти:

- рассматривают уголовные и гражданские дела о нарушениях законодательства в области защиты информации;

- обеспечивают судебную защиту граждан, органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций в связи с их деятельностью по защите охраняемой законом информации;

- обеспечивают в ходе рассмотрения указанных дел защиту отдельных видов тайны;

- определяют полномочия должностных лиц по обеспечению защиты охраняемой законом информации в органах судебной власти.

6. Специальные субъекты в области защиты информации. Деятельность отмеченных выше инстанций в рассматриваемом ключе, безусловно, носит приоритетный, однако все же общий характер. Более предметно вопросами обеспечения информационной безопасности и защиты информации занимаются специальные субъекты в области защиты информации (ихполномочия рассматриваются ниже), к числу которых относятся следующие инстанции, органы исполнительной власти и хозяйствующие субъекты:

1. Совет Безопасности Российской Федерации.

2. Межведомственная комиссия по защите государственной тайны.

3. Органы федеральной исполнительной власти: Федеральная служба безопасности (ФСБ), Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК), Министерство обороны (МО), Служба внешней разведки (СВР), Федеральная служба охраны (ФСО).

4. Министерства и ведомства, предприятия, учреждения, организации и их структурные подразделения по защите охраняемой законом информации[1] (см.: Приложение 1).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: