Безопасности России

Основные современные проблемы информационной безопасности Российской Федерации. Последнее десятилетие XX в., как известно, бесспорно ассоциируется с изменением многополярного мира на однополярный. Быстрое совершенствование структур мировой безопасности коснулось и России.

Перефразируя слова Н. Маккиавели, который писал: «Война – такого рода ремесло, которым частные люди честно жить не могут, и она должна быть делом только республики»[1], можно сказать сегодня так: «Обеспечение безопасности личности и общества – это в современном мире такого рода ремесло, которым физические и юридические лица честно жить не могут, и она должна быть делом только государства».

Однако процессы построения структур мировой безопасности в Российском государстве привели к появлению ряда стратеги­ческих проблем.

Одной из них стала проблема обеспечения безопасности Российской Федерации и ее националь­ных интересов. С переходом к политике создания в нашей стране демократического открытого общества и правового государства эта проблема вы­двинулась в разряд ключевых в оценке перспектив выживания России. Актуальность этого вывода, с правовой точки зрения, дик­туется многими обстоятельствами. Наиболее существенные из них следующие:

В первую очередь, изменились условия обеспечения безопасности Российской Федерации в экономической сфере, являющейся базовой в этом процессе. В связи с переходом к ры­ночным отношениям в экономике появилось множество юриди­ческих лиц – производителей и потребителей, некоммерческих организаций, в том числе и зарубежных, которые могут негативным образом влиять на уровень национальной безопасности страны.

В создавшихся условиях резко возросла необходимость повышения эффективности обеспечения безопасности России в информационной сфере. Следует признать, что одним из товаров, пользующимся как на Западе, так и на Востоке большим спросом, стала информация о системе безопасности России. Появилась реальная опасность расхищения этого ресурса за счет сниже­ния возможностей государства по контролю за информационны­ми потоками. Ориентация на кооперацию с зарубежными страна­ми при развитии рынка продуктов и услуг в России привела к появлению на этом рынке информации, утечка которой представляет угрозу для безопасности страны, в особен­ности при широкомасштабной деятельности на рынке зарубеж­ных и совместных фирм.

На сегодняшний день проблемы информационной безопасности России еще до конца не осознаны. В то же время, например, в «Стратегии национальной безопасности США в следующем столетии» вопросы информационной безопасности занимают второе место после проблемы квалифицированных кадров, опережая такие направления, как «космос», «противоракетная оборона», «присутствие за границей и влияние американской мощи». Кроме того, приходится с сожалением отмечать, что в России вместо правового гражданского общества, «миллионов акционеров» и обещанного процветания пока процветает лишь полукриминальная власть денег. Трудно ожидать морального единства в обществе, когда вместо социально-ориентированной политики «навязчивой рекламой» в сознание людей внедряется идея обогащения любой ценой за счет других.

Стремление к более тесному взаимодействию с зарубеж­ными странами в процессе конверсии оборонного комплекса, ориентация при этом на открытость и гласность привели в свое время к утеч­ке важнейших информационных сведений об оборонном потенциале страны и пе­редовых технологиях. Такая неуправляемая конверсия стала угро­жать тенденцией «расползания» ядерных и ракетных технологий, технологий двойного применения и т.д.

Коммуникационные и компьютерные технологии, которые спо­собствуют законному развитию безопасности государства, используют в криминальных целях и организованные преступные группы, совершающие тяжкие уголовные преступления. Они применяют их для совершения как традиционных правонарушений, та­ких, как мошенничество, так и новых компьютерных преступлений. Ущерб, причиняемый современными компьютерными вирусами, оценивается в миллиарды долларов. Легкость, с которой правонарушители могут действовать че­рез национальные границы, и сложность борьбы с такими преступле­ниями выводят киберпреступность в разряд серьезных глобальных проблем безопасности. Такая преступность создает существенную угрозу наведению «цифровых мостов» посредством использования компьютерных и теле­коммуникационных технологий. Следовательно, борьба с киберпреступностью должна стать составной частью программы обеспечения безопасности государства в современном мире.

Энергичное освобождение общества от «чрезмерной милитаризации» за годы перестройки не привело к резкому повышению благосостояния народа и динамизму экономики. Не в пользу России произведен и раздел «трофеев холодной войны»: она потеряла больше, чем приобрела в результате вывода войск, сокращения и раздела вооруженных сил бывшего СССР. Пространство, которое ранее контролировали страны Варшавского Договора, не стало нейтральным, а превратилось в арену скрытого военно-политического соперничества стран Запада и России. Бывшие противники получили новых союзников и приблизились к российским рубежам, США выступают инициаторами дальнейшего расширения НАТО, продолжают гонку вооружений – теперь уже на качественно новом уровне. Поэтому они усиленно добывают по всему миру новые технологии, которые реализуют в милитаристских целях. В результате этого сегодня не единичны случаи, когда отдельные государст­венные и негосударственные российские организации, предприятия и граж­дане, получившие каким-либо путем закрытую информацию, продают ее за бесценок, нанося ущерб государству и даже своему бизнесу.

Необходимо отметить, что наряду с чисто организационными и техническими при­чинами подобные факты становятся возможными в связи со слабым правовым регулированием отношений в области защиты государственной тайны и иных секретов. Отсутствие четких юридических предписаний как в понятийном аппарате гражданского и уголовного законодательств России, так и в регламентации порядка принятия правоохранительных мер соответствующими компетентными органами, организа­циями и должностными лицами, а также принятие с процессуальным нарушением нормативно-правовых ведомственных актов, касающихся защиты информации ограниченного доступа, способствовало криминализации внутригосударственных и международных отношений.

Анализ законодательных основ обеспечения безопасности России показывает, что сегодня возрастает актуальность разработки и при­нятия нормативно-правовых актов высшей юридической силы. В этих актах необходимо четко обозначить базовые юридические понятия, характе­ризующие как законность, так и противоправность действий в сфере обеспечения безопасности России, как суверенного государства; определить границы содержа­ния этой деятельности, составляющей государственную тайну; установить четкий порядок защиты безопасно­сти государственных интересов Российской Федерации[2].

Однако на сегодняшний день нормативная правовая база, регламентирующая информационную безопасность общества как составную часть безопасности государственной, – далека от совершенства и состоит из целого ряда разрозненных законодательных и подзаконных актов. Перечислим основные их них.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: