Основные современные проблемы информационной безопасности Российской Федерации. Последнее десятилетие XX в., как известно, бесспорно ассоциируется с изменением многополярного мира на однополярный. Быстрое совершенствование структур мировой безопасности коснулось и России.
Перефразируя слова Н. Маккиавели, который писал: «Война – такого рода ремесло, которым частные люди честно жить не могут, и она должна быть делом только республики»[1], можно сказать сегодня так: «Обеспечение безопасности личности и общества – это в современном мире такого рода ремесло, которым физические и юридические лица честно жить не могут, и она должна быть делом только государства».
Однако процессы построения структур мировой безопасности в Российском государстве привели к появлению ряда стратегических проблем.
Одной из них стала проблема обеспечения безопасности Российской Федерации и ее национальных интересов. С переходом к политике создания в нашей стране демократического открытого общества и правового государства эта проблема выдвинулась в разряд ключевых в оценке перспектив выживания России. Актуальность этого вывода, с правовой точки зрения, диктуется многими обстоятельствами. Наиболее существенные из них следующие:
|
|
В первую очередь, изменились условия обеспечения безопасности Российской Федерации в экономической сфере, являющейся базовой в этом процессе. В связи с переходом к рыночным отношениям в экономике появилось множество юридических лиц – производителей и потребителей, некоммерческих организаций, в том числе и зарубежных, которые могут негативным образом влиять на уровень национальной безопасности страны.
В создавшихся условиях резко возросла необходимость повышения эффективности обеспечения безопасности России в информационной сфере. Следует признать, что одним из товаров, пользующимся как на Западе, так и на Востоке большим спросом, стала информация о системе безопасности России. Появилась реальная опасность расхищения этого ресурса за счет снижения возможностей государства по контролю за информационными потоками. Ориентация на кооперацию с зарубежными странами при развитии рынка продуктов и услуг в России привела к появлению на этом рынке информации, утечка которой представляет угрозу для безопасности страны, в особенности при широкомасштабной деятельности на рынке зарубежных и совместных фирм.
На сегодняшний день проблемы информационной безопасности России еще до конца не осознаны. В то же время, например, в «Стратегии национальной безопасности США в следующем столетии» вопросы информационной безопасности занимают второе место после проблемы квалифицированных кадров, опережая такие направления, как «космос», «противоракетная оборона», «присутствие за границей и влияние американской мощи». Кроме того, приходится с сожалением отмечать, что в России вместо правового гражданского общества, «миллионов акционеров» и обещанного процветания пока процветает лишь полукриминальная власть денег. Трудно ожидать морального единства в обществе, когда вместо социально-ориентированной политики «навязчивой рекламой» в сознание людей внедряется идея обогащения любой ценой за счет других.
|
|
Стремление к более тесному взаимодействию с зарубежными странами в процессе конверсии оборонного комплекса, ориентация при этом на открытость и гласность привели в свое время к утечке важнейших информационных сведений об оборонном потенциале страны и передовых технологиях. Такая неуправляемая конверсия стала угрожать тенденцией «расползания» ядерных и ракетных технологий, технологий двойного применения и т.д.
Коммуникационные и компьютерные технологии, которые способствуют законному развитию безопасности государства, используют в криминальных целях и организованные преступные группы, совершающие тяжкие уголовные преступления. Они применяют их для совершения как традиционных правонарушений, таких, как мошенничество, так и новых компьютерных преступлений. Ущерб, причиняемый современными компьютерными вирусами, оценивается в миллиарды долларов. Легкость, с которой правонарушители могут действовать через национальные границы, и сложность борьбы с такими преступлениями выводят киберпреступность в разряд серьезных глобальных проблем безопасности. Такая преступность создает существенную угрозу наведению «цифровых мостов» посредством использования компьютерных и телекоммуникационных технологий. Следовательно, борьба с киберпреступностью должна стать составной частью программы обеспечения безопасности государства в современном мире.
Энергичное освобождение общества от «чрезмерной милитаризации» за годы перестройки не привело к резкому повышению благосостояния народа и динамизму экономики. Не в пользу России произведен и раздел «трофеев холодной войны»: она потеряла больше, чем приобрела в результате вывода войск, сокращения и раздела вооруженных сил бывшего СССР. Пространство, которое ранее контролировали страны Варшавского Договора, не стало нейтральным, а превратилось в арену скрытого военно-политического соперничества стран Запада и России. Бывшие противники получили новых союзников и приблизились к российским рубежам, США выступают инициаторами дальнейшего расширения НАТО, продолжают гонку вооружений – теперь уже на качественно новом уровне. Поэтому они усиленно добывают по всему миру новые технологии, которые реализуют в милитаристских целях. В результате этого сегодня не единичны случаи, когда отдельные государственные и негосударственные российские организации, предприятия и граждане, получившие каким-либо путем закрытую информацию, продают ее за бесценок, нанося ущерб государству и даже своему бизнесу.
Необходимо отметить, что наряду с чисто организационными и техническими причинами подобные факты становятся возможными в связи со слабым правовым регулированием отношений в области защиты государственной тайны и иных секретов. Отсутствие четких юридических предписаний как в понятийном аппарате гражданского и уголовного законодательств России, так и в регламентации порядка принятия правоохранительных мер соответствующими компетентными органами, организациями и должностными лицами, а также принятие с процессуальным нарушением нормативно-правовых ведомственных актов, касающихся защиты информации ограниченного доступа, способствовало криминализации внутригосударственных и международных отношений.
|
|
Анализ законодательных основ обеспечения безопасности России показывает, что сегодня возрастает актуальность разработки и принятия нормативно-правовых актов высшей юридической силы. В этих актах необходимо четко обозначить базовые юридические понятия, характеризующие как законность, так и противоправность действий в сфере обеспечения безопасности России, как суверенного государства; определить границы содержания этой деятельности, составляющей государственную тайну; установить четкий порядок защиты безопасности государственных интересов Российской Федерации[2].
Однако на сегодняшний день нормативная правовая база, регламентирующая информационную безопасность общества как составную часть безопасности государственной, – далека от совершенства и состоит из целого ряда разрозненных законодательных и подзаконных актов. Перечислим основные их них.