Теория текста. Введение

ТЕОРИЯ ТЕКСТА

Учебное пособие

Омск

Издательство ОмГТУ

 
2008

УДК 800 (075)

ББК 80я73

Н 62

Рецензенты:

И.Б. Гладкова, канд. филол. наук, зам. директора по НМР ГОУ «РИЦ»;

Ю.В. Домашова, канд. пед. наук, доцент кафедры русского и иностранных языков Омского экономического института

Никонова, М.Н.

Н 62 Теория текста: учеб. пособие / М.Н. Никонова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 240 с.

ISBN 978-5-8149-0636-6

Содержит курс лекций, в котором кратко, в доступной форме, с использованием традиционных и новых лингвистических терминов рассматриваются основные свойства текста. Представлен понятийный аппарат, основные направления классической и современной теории текста. Выявляются аспекты изучения текста, принципы его анализа.

Включен практикум, в котором представлены как теоретические вопросы, так и практические задания, способствующие овладению основами теоретических знаний теории текста и применению их в практической деятельности студента в вузе, а также развитию профессиональной компетенции будущего специалиста.

Методические рекомендации содержат материалы для самостоятельного освоения дисциплины. В частности, даются рекомендации по выполнению заданий практических занятий, домашних заданий, по самостоятельному освоению теоретического материала. Представлен перечень экзаменационных вопросов.

В приложении приводятся схемы и образцы различных видов анализа текста, а также дан образец оформления библиографической карточки.

Предназначено для студентов специальности 030901 «Издательское дело и редактирование».

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Омского государственного технического университета,

УДК 800(075)

ББК 80я73

© Омский государственный

 
ISBN 978-5-8149-0636-6 технический университет, 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………….4

Список сокращений и условных обозначений ………………………..........9

Методические рекомендации по изучению дисциплины ………………..10

Курс лекций …………………………………………………………………17

Лекция 1. Теория текста как наука………………...……………………….17

Лекция 2. Текст как феномен языкового употребления и объект

научного изучения…………………………………………………………...22

Лекция 3. Экстралингвистические параметры текста……………………..42

Лекция 4. Основные свойства текста……………………………………….56

Лекция 5. Информативность текста………………………………………...70

Лекция 6. Членимость текста. Единицы семантико-структурного

уровня членения текста……………..............................................................79

Лекция 7. Коммуникативная организация текста………………………….86

Лекция 8. Композиционное членение текста…………………………........98

Лекция 9. Контекстно-вариативное членение текста…………………….123

Лекция 10. Диалог как особый вид текста………………………………..129

Лекция 11. Проявление авторской индивидуальности в тексте…………135

Лекция 12. Типология текстов……………………………………………..145

Лекция 13. Текстовые функции. Прагмастилистический анализ

текста………………………………………………………………………..158

Практикум ………………………………………………………………….175

Практическое занятие 1. Текст как объект многоаспектного

исследования………………………………………………………………..175

Практическое занятие 2. Основные экстралингвистические

свойства текста……………………………………………………………..177

Практическое занятие 3. Основные категории теста……. …………….180

Практическое занятие 4. Объемно-прагматическое (композиционное)

и контекстно-вариативное членение текста……………………………...185

Практическое занятие 5. Прагмастилистический анализ текста ……..191

Практическое занятие 6. Комплексный анализ текста…………………194

Тестовые задания…………………………………………………………...194

Библиографический список ……………………………………………….199

Приложение 1. Типы внутритекстовых связей…………………………..209

Приложение 2. Типология рамочных элементов текста………………...213

Приложение 3. Лингвистическая типология текстов

с учетом функционально-стилевого параметра………………………….220

Приложение 4. Схемы и образцы анализа текста……………..…………221

ВВЕДЕНИЕ

Умение свободно и грамотно строить свои тексты при устном и письменном общении, а также анализировать чужие, является как свидетельством высокого уровня коммуникативной компетенции, так и спецификой профессиональной деятельности и необходимой частью профессиональной компетенции современного специалиста в сфере массовых коммуникаций.

Курс «Теория текста» является завершающим и вместе с тем обобщающим как в цикле лингвистических дисциплин, которые предусмотрены учебным планом для специальности 030901 «Издательское дело и редактирование», таких как: современный русский язык, практическая и функциональная стилистика, культура речи, активные процессы в современном русском языке и др., так и нелингвистических.

Этот курс играет важную роль в профессиональной подготовке специалистов данного профиля, т. к. знакомит с понятийным аппаратом, с основными направлениями классической и современной теории текста как науки, дает основные сведения о тексте, особенностях его структуры и функционирования, о специфике текстовых единиц разных уровней, о тексте как единице речевой коммуникации, формирует навык анализа чужих и порождения собственных речевых произведений разных типов, учит работать со словом, с языком как системой знаков, показывая, с одной стороны, готовые образцовые тексты и их возможности в осуществлении коммуникативной деятельности, а с другой стороны, воспитывает речевую культуру тех, кто анализирует эти тексты, помогает выработать свой алгоритм создания текстов и, следовательно, свой стиль речевого общения, формирует свою, авторскую, манеру создания текстов.

Для редактора же текст, помимо прочего, – это еще и предмет работы. Умение оценить форму и содержание речевого произведения, улучшить их в соответствии с жанрово-стилевой принадлежностью текста, его коммуникативным назначением, прагматической установкой автора – это важнейшая составляющая мастерства редактора.

Название «Теория текста» отражает существенные черты изучаемого в рамках этой фактически интегративной дисциплины учебного материала, который раскрывает все существующие научные подходы к анализу текста и дает представление о комплексном его характере.

Научная, учебно-методическая и справочная литература по теории текста, в которой текст рассматривается с разных позиций, конечно, существует, но необходимо отметить отсутствие учебно-методических комплектов для студентов нефилологических специальностей, состоящих из конспекта лекций, который бы обобщал все научные знания в области теории текста, излагал краткую историю развития теории текста как науки и изучения текста как компонента речетворческой деятельности и коммуникативной единицы, основные его категории; практикума, содержащего материалы для проведения занятий по анализу текста, и методических рекомендаций по организации самостоятельной работы студентов и выполнению ими домашних заданий и контрольных работ. Особенность данного учебного пособия и заключается в попытке создать именно такой учебно-методический комплект.

В своем содержании учебное пособие следует действующим программам курса «Теория текста» для студентов – будущих специалистов по издательскому делу и редактированию.

При создании пособия учитывался ряд факторов: крайне ограниченное количество учебных часов, отсутствие учебного пособия по анализу текста для гуманитарных факультетов технических вузов и вместе с тем определенная подготовленность студентов к восприятию курса, который изучается в восьмом семестре четвертого курса. Эти факторы определяют не только возможность, но и необходимость широко использовать межпредметные связи со смежными лингвистическими и нелингвистическими дисциплинами («Стилистика», «Теория литературы», «Текстология», «Литературное редактирование», «Культурология» и др.), опираться на уже имеющиеся у студентов знания.

Цель данного учебного пособия – помочь студентам приобрести навыки анализа текста, овладев его теоретическими основами.

Теоретические вопросы дисциплины излагаются в курсе лекций. Дается представление о проблемном характере ряда тем, излагаются различные взгляды исследователей – лингвистов и нелингвистов – на ту или иную проблему изучения текста.

Теоретической основой учебного пособия является синтез традиционных лингвистических учений и взглядов, изложенных в трудах как отечественных, так и зарубежных лингвистов: И.А. Бодуэна де Куртенэ, М.М. Бахтина, В.В. Виноградова, А. Вейля, В. Матезиуса, Ш. Балли, З. Харриса, Г.О. Винокура, Е.Д. Поливанова, Л.В. Щербы, Ю.С. Маслова и др., и относительно новых научных концепций и точек зрения, получивших распространение в последние годы в области теории текста и теории дискурса, семиотики, культурологии, когнитивистики, что находит отражение в изменении формулировок некоторых теоретических положений, введении новых понятий, уточнении терминологии, обновлении библиографического списка.

Общая теоретическая концепция курса «Теория текста», воплощенная в конспекте лекций, определила структуру практикума, вследствие чего в каждой части учебного комплекта имеются одинаковые разделы и темы.

Практикум содержит различные тексты и их фрагменты, некоторые фрагменты научных работ по изучаемым вопросам, не всегда доступные студентам, систему заданий по темам и предназначен для проведения семинарских и практических занятий; методические рекомендации организуют самостоятельную работу студентов по анализу текста.

Такой способ подачи материала позволяет, с одной стороны, сохранить связь со школьной практикой изучения текста и тем самым сделать его более доступным для усвоения студентами, а с другой стороны, обратить внимание на существование как в отечественной, так и в зарубежной науке разных точек зрения на некоторые вопросы теории текста, выделить проблемы, вызывающие полемику в научном мире. Все это важно не только для овладения теорией текста, но и для развития мышления, т. к. помогает студенту приобрести навык исследования неоднозначных проблем.

Основным приемом работы с текстом в процессе развития у студентов коммуникативных умений является анализ текста как частичный, так и комплексный. Содержанием подобной работы является озаглавливание текста (подбор заголовка, выбор заголовка из ряда возможных, сравнивание заголовков и т. д.); определение темы и основной мысли текста; анализ композиционного оформления текста; составление плана; составление вопросов к тексту; определение способов соединения предложений и частей текста; определение стиля, жанра, типа текста; определение роли языковых средств в передаче содержания текста и т. п.

В пособии даны схемы и образцы неполного (частичного) и полного (комплексного) анализа текстов, относящихся к разным типам; демонстрируются различные способы описания текстового материала.

На каждый вид анализа в практикуме учебного пособия представлены тренировочные задания, которые позволят студентам проверить усвоение изложенного материала и будут способствовать выработке умений и навыков практического анализа текстов разных типов.

Представленный практикум, наряду с формированием навыков анализа текста, преследует цель совершенствования у будущих специалистов речевой культуры, т. к. анализ текстов-образцов речи как художественных, так и нехудожественных, позволяет совершенствовать свою собственную речь.

Курс призван выработать комплексный подход к тексту именно как к явлению сложному, многоаспектному и многоуровневому, не ограничиваясь проблемами только лингвистики.

Необходимость обеспечения комплексного подхода продиктована принципами самой программы «Теории текста», которая включает в себя также и литературоведческие и стилистические и др. моменты, и носит ярко выраженный междисциплинарный характер.

Цель преподавания дисциплины − познакомить студентов с понятийным аппаратом, с основными направлениями классической и современной теории текста, сформировать навыки анализа чужих и порождения собственных речевых произведений разных типов.

В ходе достижения данной цели решаются следующие задачи:

– систематизировать знания по теории текста, полученные в школе, а также расширить представления студентов о тексте в целом и текстах разных типов в частности;

– дать студентам определенную совокупность сведений обо всех сторонах текста как системы знаков и о тексте как речевом произведении и инструменте эффективного общения;

– познакомить студентов с основными понятиями теории текста;

– сориентировать в многообразии речевых произведений, типизировать их;

– научить анализировать тексты с разных точек зрения;

– совершенствовать умения студентов строить тексты разных типов;

– научить студентов свободно и грамотно использовать тексты разных типов в сфере бытовой и профессиональной коммуникации;

– повысить общую культуру, уровень гуманитарной образованности, гуманитарного мышления.

Требования к уровню подготовки студентов, завершивших изучение дисциплины. По окончании курса студент должен обладать теоретическими знаниями и практическими навыками, позволяющими:

– владеть основными понятиями теории текста;

– ориентироваться в многообразии речевых произведений, типизировать их;

– анализировать тексты с разных точек зрения;

– строить тексты разных типов.

Объем и структура учебной дисциплины. Дисциплина изучается в течение одного семестра и включает следующие основные темы:

1. Теория текста как учебная дисциплина и наука.

2. Текст как явление языковой действительности.

3. Экстралингвистические параметры текста.

4. Основные свойства текста.

5. Членимость текста. Единицы семантико-структурного, контекстно-вариативного, объемно-прагматического (композиционного) и коммуникативного уровней членения текста.

6. Диалог как особый вид текста.

7. Проявление авторской индивидуальности в тексте.

8. Типология текстов.

9. Текстовые функции. Прагмастилистический анализ текста.

Формы организации учебного процесса. Изучение дисциплины предполагает:

– освоение лекционного курса;

– выполнение заданий практических занятий;

– самостоятельную проработку отдельных лекционных тем;

– выполнение домашних заданий.

Аттестация студентов. Изучение дисциплины завершается экзаменом в конце семестра. Кроме того, обязательным условием допуска студента к экзамену является выполнение заданий, предусмотренных планом практических занятий, и представление результатов выполнения домашних заданий.

Список сокращений и условных обозначений, использованных

в учебном пособии

«ВдВ» – «Все для Вас»

«КП» – «Комсомольская правда»

АЧП – актуальное членение предложения

ВВ – верификативное высказывание

ДА – дискурсивный анализ

ИВ – информативное высказывание

из газ. – из газеты

из рекл. – из рекламы

КБ – когнитивная база

КП – когнитивное пространство

НКС – набор ключевых слов

ПВ – прецедентное высказывание

ПИ – прецедентное имя

ПР – прямая речь

ПС – прецедентная ситуация

ПТ – прецедентный текст

ПУ – прагматическая установка

ПФ – прецедентный феномен

Р – рема

РЖ – речевой жанр

СКИ – содержательно-концептуальная информация

СПИ – содержательно-подтекстная информация

ССЦ – сложное синтаксическое целое

ст. – статья

СФЕ – сверхфразовое единство

СФИ – содержательно-фактуальная информация

Т – тема

УПЗ – ускоренно-повествовательный зачин

учеб. – учебник

учеб. пособие – учебное пособие

ФС – функциональный стиль

ФСТР – функционально-смысловой тип речи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: