Типы заголовков

Существуют различные классификации названий (заглавий), в основу которых положены определенные признаки:

В генетическом плане выделяют заголовки оригинальные («Поэты-фронтовики, участники Великой Отечественной войны. Ю. Самойлов, С. Орлов, К. Симонов») и заимствованные («Поэзия мужества и отваги» О. Берггольц, А. Ахматова). Последние представляют собой цитату из произведений или художественно-публицистических текстов.

С информационной точки зрения все заголовки делятся на информемы (с объективно-логическим содержанием) («Создатели «деревенской прозы»; «Современные рок-поэты 20 века»; «Поэты – барды 20-го века») и прагмемы (с субъективно-логическим содержанием)(«Веселые сочинители» Илья Ильф и Евгений Петров») [Н.В. Шевченко с. 139].

С точки зрения смыслового или образного содержания заголовки делятся: 1) на заголовки-темы, отражающие тему текста: заголовки-сообщения («Тесный круг друзей моих»: Пушкин и декабристы»); 2) заголовки-ремы, т. е. «выражающие идею, основную мысль произведения», синонимичным для них является термин «смысловые»: заголовки-прогнозы («Мы – дети страшных лет России…» Блок и Гумилев»); заголовки-загадки («Творчество, привязанность или вечная дружба?» Пушкин и Гоголь»); 3) заголовки-ассоциации («Поэт тишины и белая дьяволица». Д. Мережковский и З. Гиппиус) [Педагогическое речеведение [Текст]: словарь-справочник / под ред. Т.А. Лодыженской и А.К. Михальской; 2-е изд., испр. и доп. – М.: Флинта: Наука, 1998. – С. 58–59]. Некоторые заглавия содержат аллюзии и требуют знания истории, литературы, мифологии («Дафнис и Хлоя» серебряного века. Н. Гумилев и А. Ахматова).

В структурно-грамматическом плане заголовки делятся на номинативные и предикативные. Может использоваться заголовок-слово ( «Символисты»), заголовок-словосочетание («Кружок В.Г. Белинского»)[40], заголовок-предложение, заголовок-оборот (причастный, деепричастный, инфинитивный).

По составу (синтаксической модели) заголовки могут быть простые и составные. Простой состоит из одной конструкции, составной включает в себя конструкцию-заголовок и конструкцию-подзаголовок. Простыми чаще всего являются заголовки-темы, которые могут называть:

а) имя творца («Фридрих Шиллер», «Алексей Александрович Шахматов»);

б) жанр речи + имя творца («Творческий портрет Марины Цветаевой»);

в) тему творчества писателя, поэта («Тема русского национального характера в творчестве в творчестве Н.С. Лескова»);

г) имя творца и название его произведения («Произведение И.А. Бунина «Чистый понедельник»).

В составных заголовках роль подзаголовка отводится тематическому названию, выраженному номинативным предложением, а в качестве основной части выступают смысловые, ассоциативные названия, выраженные различными языковыми конструкциями, такими как:

а) словосочетаниями или предложениями, содержащими тропы;

б) эмоционально окрашенными предложениями;

в) цитатами из произведения творца;

г) цитатами из текстов «личного архива» творца;

д) цитатами из оценочных высказываний о творце современников или критиков;

е) прецедентными текстами;

ж) повествовательным предложением, содержащим незаконченную мысль [Папина, с. 55 - 56], например:

1. «Гражданин своего времени. Лирика К. Симонова военных лет»;

2. «Какая поэзия! Какая чувствительность!..» «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя»;

3. «Я возвращусь когда-нибудь…» Творчество В.В. Набокова»;

4. «А счастье всюду…» Тропа к Бунину»[41].

Проанализируем примеры. Заголовки № 1, 2, 3 являются сложными:
основная часть — смысловое название, подзаголовок — тематическое, в форме номинативного предложения. В № 1 заголовок-рема в виде трансформированного прецедентного текста («герой нашего времени»), в № 2 — цитата из оценочного высказывания А.С. Пушкина о произведении, в № 3 — цитата из произведения творца. Заголовок № 4 является составным: основная часть — цитата из произведения И.А. Бунина передает основную мысль высказывания, а подзаголовок-ассоциация – номинативное предложение-метафора, которая обозначает не «дорогу» как нечто общеизвестное и многими пройденное, а «тропу» как попытку прикоснуться к великому творчеству, найти что-то новое, сделать открытие.

По типу прагматической установки, т. е. реализованного в речи коммуникативного намерения автора воздействовать на адресата текста (классификация предложена Т.А. Фадеевой, см.: [149, с. 31–34]):

Прагматическая установка Типичный заголовок Примеры
Информативная (научные тексты, официальные сообщения в СМИ) 1. Тематический (называет то, о чем пойдет речь, или обозначает место действия) 2. Сообщающий (в самом общем виде дает представление о том, что произошло или будет происходить; резюмирует сказанное) «Культура русской речи» (учеб. пособие) «Вести с орбиты» «Успех омской команды» «Как правильно учить стихи»
Информативно-оценочная (публицистические тексты, художественные произведения, разговор) 1. Эмоционально-оценочный (содержит эмоциональные, оценочные слова, в том числе с переносным значением, и может представлять собой развернутый троп) 2. Парадоксальный (представляет собой соединение логически несовместимых понятий, предопределяющее удивление или иронию у читателя еще до знакомства с текстом) 3. Проблемный (содержит вопрос, требующий внимания читателя и заставляющий определить свою позицию, выбрать оценку) 4. Цитатный (представляет собой концептуально значимые (не любые) слова из текста, соотносимые с основной мыслью, или устойчивые выражения, афоризмы, пословицы и т. п.) «Браво, Большой!» «Сердце из пробирки» «Бутылка как аспект цивилизации» «Обман? Равнодушие?» «Действует или нет?» «Кого винить?» «Один в поле не воин»

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: