Забота о детях

На время смены вожатый для детей - и папа, и мама, и нянька, и друг. Вы не даете детям скучать, организовывая их время, вы стараетесь не упускать из виду их внутреннее состояние: настроение и самочувствие, стараетесь приучить их к самостоятельной жизни. Ненавязчиво, но настойчиво вы должны следить за такими вроде бы очевидными моментами:

• Утром и вечером необходимо умываться и чистить зубы, а на ночь полезно мыть ноги.

• Расстилая или застилая кровать, необходимо стряхнуть простынь (летом у детей песок даже в ушах).

• Одеваться нужно опрятно, по погоде и желательно во все чистое.

• Грязные вещи следует стирать, не дожидаясь их накопления и родительского дня. Родители будут приятно удивлены.

• Все дырки, прорехи и оторванные пуговицы на одежде можно пришить с помощью иголки и нитки. Все когда - то учились с нуля.

• Промокшие во время дождя или купания вещи и влажные банные принадлежности не надо запихивать в шкаф, сначала их стоит просушить на батарее или на веревке.

• Банный день должен быть не реже раза в неделю.

• Влажную уборку в палатах необходимо производить дважды в день, даже если в вашем лагере не приняты санитарные обходы.

• Не забывайте, что медицинскую помощь должны оказывать врачи. Если вам кажется, что ребенок болен, лучше перестраховаться и отправить его в медпункт. Если дети на месяц оторваны от родителей, это не значит, что они не должны умываться, расчесываться и следить за собой. Кроме вожатого, о детях позаботиться некому - помните об этом.

Отрядный огонёк

Огонек - особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, понять других, проанализировать день, ситуацию, раскрыть себя с необычной стороны, научиться понимать других людей, слушать и слышать.

Условия, необходимые для проведения огонька:

1) Участники удобно устроены в кругу,

2) Наличие живого огня (обычно в центре круга)

3) Огонек готовиться ведущими (реже - в конце смены - лидерами группы)

4) Необходимый эмоциональный настрой

5) Ведущему нужно следить за выражением своего лица, интонацией и т.д.

6) Поддержание доброй атмосферы (+ правило свободного микрофона). Нужно

избегать повышенного тона

7) Тема огонька актуальна для большинства участников

8) Возможно наличие своих традиций огонька

Виды:

1) Знакомства

2) Конфликтный

3) Адаптации

4) Анализа

5) Тематический

ОГОНЬКИ ЗНАКОМСТВА

Рассказ-эстафета

Этап развития коллектива (при смене в 24 дня) - 1 т.е. 2-3-4 день

Передача предмета по кругу. Говорит тот, у кого предмет.

Выговариваются сидящие в кругу по принципу: "все говорят, а чего бы и мне

не сказать". Выговаривается вся группа.

Уровень отряда - любой

Пакет откровений

1 этап.

Наличие необычно оформленного конверта с необычными вопросами.

Раскрытие личности с необычной стороны. Проверка на неординарность

мышления ребенка при ответе на вопросы.

Уровень отряда - любой

Музей любимых вещей

3-4 день смены.

Рассказ не о себе, а о предмете, характеризующим хозяина и демонстрируемому на огоньке.

Развитие абстрактно-образного мышления, фиксация ассоциативного внимания

ребенка, возможность ребенка показать себя с неожиданной стороны.

Уровень отряда - высокий.

Гороскоп

2-3 день смены.

Дети распределяются по группам - знакам зодиака. Перед высказыванием -

краткая характеристика знака. Необычная характеристика детей, форма

запоминания личности через выделение необычных качеств. Можно сравнивать

по сезонам года, цвету глаз и т.д.

Уровень отряда - низкий.

Фонарщик

3-4-5 день смены.

Эмоциональное представление легенды о маленьком фонарщике. Говорит тот, у кого свеча (фонарь). Передача по свободному выбору. Определяет умение

выбрать, выделить для себя отдельных людей. Опережающий шаг на выделение

микрогруппы.

Уровень отряда высокий.

Вариант: "Букет цветов". На каждом цветке - вопрос. Высказывающийся дарит

цветок по своему выбору.

Памятный день

2-3 день.

Рассказывая о себе, ребенок вспоминает самый яркий день в своей жизни.

Это огонек- тест. Ведущий получает срез по уровню ценностей ребенка, его

запросам. Сам огонек проходит более ярко, эмоционально, чем рассказ --

эстафета.

Уровень отряда - любой.

ОГОНЬКИ - ОТКРОВЕНИЯ (КОНФЛИКТНЫЕ)

Письмо другу

2 этап (8-11 день).

Участники огонька устно "пишут" письмо другу, родным. (Принцип дневника).

Переключение внимания с себя на окружающих, потребность в других людях, в

их сочувствии.

Уровень отряда - любой.

Я не понимаю

3 этап (20-22 день).

Бессистемное расположение участников огонька в помещении. Каждый участник

имеет право подойти к любому другому участнику огонька с вопросом,

начинающимся на "Я не понимаю, почему..?".

Предъявление требований с позиции глубокого проникновения в мировоззрение

другого человека, налаживание контактов.

Уровень отряда - средний, высокий.

Разговор в темноте

26-27 день.

Матрац-холл. Полная темнота, дети в расслабленном состоянии.

Эффект разгрузки отрицательных эмоций, выход детей на самостоятельное

решение проблем, возникающих в отряде. У/о средний.

Разговор с игрушкой

2 этап (8-10 день).

Каждый участник огонька рассказывает свои проблемы игрушке (лучше мягкой).

По принципу "письмо другу", но плюс тактильный контакт.

У/о средний, младший.

Разговор с попутчиком

3 этап (20-22 день).

Ситуация: закончилась смена, нужно рассказать попутчику о происходящем в

лагере. Снятие отрицательных эмоций, полученных в лагере и закрепление

положительных.

У/о любой.

Ситуативный

(Электрический стул)

Один участник находится спиной к аудитории, все пишут записки с краткой

характеристикой этого человека, которые потом зачитываются ведущим

(корректирующим текст в случае его некорректности по отношению к

человеку).

Дает возможность дать оценку поведения того или иного ребенка членам

отряда без амбиций, обид, оскорблений его личного достоинства.

У/о высокий

Круг молчания - 1

2 этап (10-16 день).

Все сидят в кругу спиной к центру. Говорящий разворачивается спиной к

центру. Остальным говорить строго запрещено, т.е. говорят только желающие

высказаться (они постепенно поворачиваются в круг, втягиваясь в беседу).

Тема должна сильно затрагивать всех участников. Напряженность внимания,

обстановка провоцирует эмоциональный выплеск и снятие личного

эмоционального напряжения, снятие конфликта.

Круг молчания - 2

Все сидят в помещении вдоль стен. Желающий сказать выходит и садится в

круг. В обоих огоньках "Круг молчания" создается элитарность говорящих, в

число которых втягивается остальная часть отряда.

Наедине с собой

2-3 этап, ситуативно.

Говорящий выходит в круг к свече.

Путем использования свечи достигается эффект концентрации внимания

участника и эффект одиночества, откровенности.

У/о средний.

Разговор со свечой

Создается ситуация, в которой человек вслух может высказать мысли,

"скребущие душу", "крик души". Внимание акцентировано на проблеме в

отряде.

Уровень отряда - средний.

После выхода из конфликта хорошо провести тренинг на общение, выводящий эмоции детей на положительный уровень.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ

Проводятся в зависимости от логики и событий смены. Например -- огонек о любви и дружбе.. Возможно использование пакета откровений, театра миниатюр разговора на проблемную тему и т.д. Закрепляет и корректирует

морально-этические нормы поведения. Корректировка отношений мальчик-девочка. Может быть получение новой информации. У/о высокий, средний.

ОГОНЬКИ АНАЛИЗА

Огонек оргпериода

2 этап (7-8 день).

Ответ на вопрос "Что получилось?". По форме проведения может быть конфликтным. Фиксация у детей точки перехода от пассивной позиции в отряде

к активной. Начало блока обучения ЗУНам, связанной с системой анализа и

построения дальнейшей жизни.

У/О любой.

Цепочка 2 этап

Один участник говорит 2-3 фразы, связанные со своими впечатлениями о

проведенном этапе смены, рядом сидящий продолжает разговор.

Игровая форма проведения огонька, для получения большого количества

информации; кратковременного проведения.

У/о слабый, средний.

Машина времени

2-3 этап.

Игра -- отправление в будущее. Взгляд на предстоящий период с точки зрения

перспектив, т.е. ребята рассказывают о предстоящей смене как будто они ее

уже прожили. Развивает образно-ассоциативное мышление детей. Закрепление

навыков построения перспективы, творческих подходов. Ведущий может

выделить проблемы, волнующие детей.

У/о любой.

Отряд для меня

Финал смены.

Каждый участник огонька отвечает на вопрос "Чем стал отряд для меня за эту

смену?". Осмысление детьми прожитого за смену. Закрепление у детей умения

отыскивать для себя наиболее удобные формы жизни.

Свечка (анализ дня)

а) 1 этап.

Рассказ-эстафета с передачей предмета по кругу.

Высказывается каждый член отряда. Этот способ заставляет задуматься над

проблемой каждого, но принцип добровольности сохраняется.

в) 2 этап.

Обсуждение ведется по микрогруппам, после чего выступает один

представитель от микрогруппы на общий круг (который решает общие вопросы).

Наиболее активное участие каждого члена микрогруппы в обсуждении. Наиболее

продуктивная работа по анализу, выведение лидеров в режим явного

лидирования в микрогруппе.

с) 3 этап.

Свободный микрофон.

Высказывается по очереди каждый желающий в свободном

режиме (по вопросам). Быстрый эмоциональный анализ дня и ситуации.

Появляется возможность для само реализации ребенка, его укрепление в

отряде, как личности; имеется возможность диалога.

У/о средний, высокий.

ОГОНЬКИ АДАПТАЦИИ

Позиция

Конец 3-го этапа.

Моделирование предположительного поведения ребенка в социуме, его

критическое конструирование. Это огонек-тренинг выживания ребенка в

социуме "большой земли" не теряя своих положительных качеств, полученных и закрепленных в лагере. У/о любой.

Живой уголек

Самый последний разговор. В руках говорящего свеча, горящая ветка и т.д.

-- "Живой уголек". Высказываются последние пожелания и "Живой уголек"

передается тому, кому очень хочется передать. Дополняется традициями

прощания. Ведет к снятию эмоционального напряжения, связанного с

прощанием, позволяет сделать наиболее мягкий выход детей в другую систему

из системы отряда.

У/о любой.

Расскажи мне о себе

Финальный огонек.

О каждом участнике высказывает свое мнение 1 человек и 2-3х называет сам

тот человек, о ком идет речь. Принцип свободного микрофона.

Взгляд со стороны на систему деятельности и поведение ребенка дает ему

возможность корректировать эту систему в дальнейшем.

У/о любой.

"Я как в зеркала смотрюсь в людей..."

Финальный огонек.

Перед огоньком проводится социометрия, анкетирование. В помещении

создается эффект зеркала при помощи свечей оформления. Говорящий и

слушающий находятся в креслах друг против друга. Достигается концентрация

внимания на диалоге.

Уровень отряда - только высокий.


«Как быть и что делать, если…?»

В процессе работы в лагере возникает ряд вопросов, на которые мы хотим помочь вам ответить. Итак: Что делать, если ребенок первый раз в лагере? Постарайтесь окружить ребенка заботой и вниманием.

Что делать, если дети не хотят спать?

Первым делом нужно понять, почему он этого не хочет. Как и в любой ситуации: понять – это уже наполовину решить, так и в этом случае. Если вы поставили диагноз отсутствия сна, вы отчасти уже решили проблему. Чтобы решить её полностью, нужно совершить ряд действий. Прежде всего, запланировать, что один час после отбоя вы посвятите детям, и не будете заниматься в это время ничем другим. Хорошо, если вы возьмете за правило и договоритесь с детьми, что ровно в … часов вы будете входить в комнату и гасить свет. К этому времени все должны умыться, раздеться, сложить одежду и ждать вас. После того, как вы погасили свет в комнате, в силу вступает ещё одно правило, о котором следует договориться заранее, что разговаривать только шепотом (и то недолго). Бывает очень эффективно и полезно научить ребят основам релаксации, которые можно обсудить предварительно с психологом. Для ребят помладше очень подходят засыпательная история или спокойная песенка.

Что делать, если ребенок заскучал по дому?

Выясните истинную причину «скучания». Ребенок должен чувствовать уют, иметь друзей и быть включен в интересную деятельность. Организуйте насыщенную жизнь с плотным распорядком дня и смены, с учетом колебания эмоционального маятника и с учетом интересов и возможностей детей. Чтобы в конце дня было приятно оглянуться на прожитое и сказать: «Сегодня было здорово!». И чтобы приятнее было предвкушать радость завтрашнего дня. Чтобы, засыпая, ребенок думал о маленьких и больших удовольствиях, которые ждут его утром.

Что делать в родительский день?

Родительским днем в лагере называют тот день, когда к детям приезжают родители. Обычно это происходит в воскресенье. В этот день все родители приглашаются в лагерь, где они могут погулять, посмотреть, где живет их ребенок, чем он занимается, получить ответы на интересующие вопросы:

«Хорошо ли кормят?»

«Не обижают ли моего ребенка?»

«Здоров ли он?»

«Не скучно ли моему ребенку?»

«Есть ли у моего ребенка чистый носовой платок?» и массу других подобных вопросов.

Для того чтобы положительно ответить на все вопросы родителей, нужно тщательно подготовиться. Начните с того, что накануне проведите «большую стирку» вместе со своими детьми в специально предназначенном для этого месте. Пусть все соберут грязные мелкие вещи (более крупные предметы гардероба лучше не трогать) и попытаются с вашей помощью выстирают их. Проконтролируйте, чтобы тщательно выстиранные вещи, дети хорошо прополоскали, а затем развесили для сушки. Заканчивая «большую стирку», наведите порядок в тумбочках, шкафах, сумках, чемоданах.

Следующий этап подготовки к родительскому дню – организация концертов, ярмарок и выставок детских работ. Напомните детям, что их родителям будет приятно увидеть их, как активных участников в деятельности лагеря. Утром же того дня, когда ожидается массовое прибытие родителей, необходимо встать раньше, чем обычно, приготовить свою самую «приличную» одежду.

Следующее, что нужно сделать в это утро, проверить, во что одеваются дети. Они должны выглядеть чистыми, опрятными, причесанными (особое внимание следует обратить на девочек с длинными волосами). Помните, что первую информацию о состоянии дел в лагере родители получают в момент созерцания внешнего вида своего ребенка.

Другим источником информации для родителей будет внешний вид и внутреннее убранство корпуса, комнат и прилегающей территории. Поэтому постарайтесь вместе с детьми до завтрака обойти и прибрать все лишнее, портящее «пейзаж».

А еще – это главное – вам нужно подготовиться к личному контакту с родителями. А для этого договоритесь с детьми, что они, как только сами поздороваются с родственниками, сразу подведут их к вам и представят: «Вот, это ко мне приехали». Обмен приветствиями и любезностями с родителями может быть очень коротким – 20 секунд, но он должен быть. Если вам необходим обстоятельный разговор, попросите родителей подойти к вам попозже. Если необходимости беседовать нет – поинтересуйтесь. Намерены ли родственники «забрать» детей для общения «в семейном кругу» где-нибудь за пределами корпуса и лагеря. Если такое намерение есть, то проявите бюрократическую дотошность, - попросите написать заявление или расписку. Образец вам надо подготовить заранее:

Поскольку у родителей вряд ли найдется бумага и пишущие принадлежности, подготовьте ручку и стопку чистых листов заранее. Только по совершении этой процедуры дети могут получить «увольнительную» – у вас должна быть железная уверенность, что дети находятся под опекой родителей, а не гуляют где-то сами по себе. Когда же родители захотят расстаться с ребенком и уехать, они должны не бросать его у лагерных ворот, поцеловав на прощание, они должны подвести его к вам.

Бывают такие ситуации, когда родители хотят забрать своих детей на день или два. В этом случае необходимо написать заявление на имя директора:

Данное заявление подписывают у куратора, и оно хранится у него до возвращения ребенка в отряд.

В случае если ребенка забирают насовсем, поставьте в известность куратора и других представителей администрации (бывают вопросы, которые не стоит решать самостоятельно), так же необходимо написать заявление с указанием причины отъезда.

На заявлении должна стоять пометка о сдаче книг в библиотеку и подпись библиотекаря.

Заявление обязательно подписывается директором ДОЦ и хранится у директора.

Для особо восторженных и благодарных родителей хорошо было бы подготовить «книгу отзывов и пожеланий» или какую-нибудь другую форму проявления чувств по этому поводу.

А вечером, после того, как родители покинут территорию лагеря, а вы соберете детей и расспросите их о впечатлениях, вам надо тактично решить еще одну проблему: поговорить с ребятами о привезенных съестных запасах и о сроках их реализации. Чем скорее будет съедена родительская «гуманитарная помощь», тем лучше, т.е. безопаснее.

В этот день особое внимание нужно уделить деятельности и развлечениям. Он должен быть более интересным, насыщенным и увлекательным, чтобы дети, к которым еще не приехали родители были заняты делом, а не висели на воротах в ожидании любимых родственников.

Как разговаривать с родителями?

1. Перед началом разговора предложите присесть или пройтись по территории лагеря – это более удобно, чем просто стоять. Внимательно слушайте собеседника, демонстрируя свою заинтересованность в решении данного вопроса или проблемы.

2. Старайтесь говорить с родителями уважительно, и это даст положительный результат по отношению к вам.

3. В первые же секунды беседы выясните имя-отчество вашего собеседника, несколько раз повторите их про себя – чтобы не забыть, и в дальнейшем в течение всего разговора с родителями произносите это традиционное русское обращение как можно чаще.

4. Если вам надо сделать замечание по поводу ребенка, начните фразу так: «Я хотел бы попросить вашего совета…», или «Мне очень хочется понять, а без вас это вряд ли получится…», или «Мне, пожалуй, нужна ваша помощь…».

5. Если разговор начали родители и сразу принялись высказывать вам замечания, то выслушайте их терпеливо и внимательно, не перебивайте и не показывайте неудовольствия. Как только напор их речи стихнет, улыбнитесь широко и искренне и скажите без иронии и лукавства: «Вам, наверное, тяжело приходится с ним (с ней) дома. Ведь он такой непоседливый (застенчивый, разносторонний, принципиальный…)». Пусть родители заведут разговор о себе и о детях в долагерной жизни. Когда они выговорятся, может оказаться, что проблема, из-за которой «разгорелся сыр-бор», уже снята.

6. Если нет возможности свести проблему к шутке или переключить внимание родителей на иные темы, то попытайтесь проблему решить совместными усилиями. А для этого настройтесь на партнерские отношения и включите в размышления над выходом из ситуации родителей:

«Как вы думаете, может быть, лучше…»

«Мне тоже кажется, что надо было сделать по-другому. Значит, вы считаете…»

«А как вы отнесетесь, если мы поступим так…»

Родители, как, впрочем, все взрослые люди, очень любят давать советы и высказывать свое мнение – выслушайте и то и другое: вдруг в родительских словах окажется рациональное зерно.

7. Улыбайтесь по ходу разговора как можно чаще. И не столько «дежурным» изгибом губ, больше похожим на гримасу, сколько глазами.

8. Закончите разговор фразой, начинающейся словами: «А знаете, что мне больше всего нравится в вашем сыне?…».

Если один вожатый забрал игральные карты у подростка, может ли другой вернуть?

Нет, это говорит о несогласии между вожатыми.

Когда вожатые заезжают в детские оздоровительные учреждения?

За несколько дней до заезда детей.

Нужно ли, выезжая в лагерь, брать с собой документы?

Да, для устройства на работу вам понадобятся следующие документы:

1. Паспорт или временное удостоверение личности.

2. Социальный номер, пенсионное удостоверение.

3. Медицинские документы (санитарная книжка), заключение о состоянии здоровья.

4. Трудовая книжка или справка о последнем занятии.

5. Документы, подтверждающие профессиональное образование.

Как предотвратить побег ребенка, которого в лагерь заставили поехать родители против его воли?

Держать этого ребенка постоянно в поле зрения. Выяснить причины нежелания поехать в лагерь. Стремиться заинтересовать лагерной жизнью, не претендовать на его свободу. Помочь найти занятие по душе. Обратиться за помощью к психологу.

Какие темы запрещены для разговоров с детьми?

- Выяснение отношений между педагогами.

- Обсуждение детей.

- Обсуждение администрации оздоровительного лагеря, их решений.

- Решение вопросов личного характера.

Нужно ли присутствовать при разговоре ребенка с родителями по телефону?

Да, нужно.

Если мальчик долго не моется и от него дурно пахнет, как ему сказать об этом?

Прямо!

Как помирить детей-драчунов?

Дать объединяющее задание.

Когда начинается выходной у вожатого: утром, днем, вечером?

Начало выходного дня регламентируется правилами внутреннего распорядка.

Разрешаются ли в оздоровительном лагере прогулки детей у водоемов без сопровождения взрослых?

Пребывание детей у реки, водоема, моря, а также прогулки детей без сопровождения взрослых сотрудников лагеря категорически запрещаются.

Что делать вожатому, если родители или лица их заменяющие не привели вовремя ребенка в отряд?

Необходимо доложить об этом куратору или заместителю директора по воспитательной работе. Предъявить расписку или заявление, оставленное родителями или лицами их заменяющими.

С кем должны находиться дети и подростки во время проведения спортивных мероприятий?

Во время отрядных спортивных тренировок, сборов, мероприятий все дети и подростки должны находиться вместе с вожатым, тренером на участке или в помещении, где проходит данное мероприятие.

Кто несет персональную ответственность за жизнь и безопасность детей во время занятий их в студиях, мастерских?

Только после согласования с руководителем студии или мастерской, вожатый может оставить детей на определенное время под ответственность руководителя студии или мастерской. Пока вожатый не придет за детьми, они должны находиться в мастерской или студии.

Как оформить выход за территорию?

Выход за территорию оздоровительного лагеря допустим только с разрешения директора или заместителя директора по воспитательной работе. Вожатый письменно информирует директора или заместителя директора по воспитательной работе о планировании выхода за территорию оздоровительного лагеря. В заявке указывается:

- Цель выхода за территорию;

- Маршрут следования;

- Время выхода и возвращения.

После прибытия на территорию оздоровительного лагеря вожатый информирует директора или заместителя директора о возвращении.

Как оформить выход в поход?

Заранее пройти медицинский осмотр и написать заявление на имя директора:

Если в отряде есть дети, которым медики не разрешили идти в поход, вожатый информирует куратора о том, к какому отряду прикреплены данные дети на период отсутствия отряда.

По прибытии отрядов из похода, вожатые информируют директора или заместителя директора о возвращении.

Что делать, если ребенок страдает лунатизмом?

Вожатый должен особенно внимательно следить за такими детьми, следовать таким правилам:

- Не будить ребенка во время его ночных прогулок и не давать никаких приказаний;

- Уменьшать освещенность детской постели ночью, помещая постель такого ребенка дальше от окна;

- Подложить под ноги движущегося ребенка во время его ночной прогулки мокрую холодную тряпку, это способствует самостоятельному медленному пробуждению ребенка и избавляет его от испуга.

Что необходимо учитывать вожатому при подготовке к мероприятию?

Учитывать возраст детей, ожидания детей, длительность подготовки, условия для подготовки, возможности вожатых, их умение организовать тот или иной вид деятельности и использовать различные методы воспитания, настрой детей и подростков на нужное дело и пробудить интерес у детей к нему, наличие соответствующего материала (сценария или отдельных заготовок, соответствующего музыкального оформления), инвентаря и др.

Что должно учитываться при выборе форм и методов работы с детьми и подростками в оздоровительном лагере?

Цели и задачи воспитания, развития и оздоровления, возраст детей, интересы детей, способности вожатых, краткость подготовки, массовость занятости детей и подростков, условие соблюдения этики при проведении игр, отсутствие пошлости.

Каким образом сделать так, чтобы задуманное вожатым стало достоянием каждого? Как объединить различные интересы?

Учесть следующие моменты:

1. Вожатый должен быть сам убежден в правильности выбора, тогда он сможет увлечь отряд своей идеей.

2. Задуманное должно обязательно соответствовать интересам детей данного возраста, их возрастным возможностям.

3. Подготовка к игре должна создавать радость в работе, включать в себя поиск различных решений, предоставлять возможности развития творческих способностей детей.

4. Коллективное творческое дело должно стать полем для самораскрытия личности ребенка.

5. Любая разумная идея, прозвучавшая из уст детей, должна быть услышана и, по возможности, принята в том или ином варианте сегодня или завтра.

6. Каждый ребенок должен найти при подготовке к игре, как и в самой игре, роль для себя: сценариста, художника, оформителя, костюмера, парикмахера, стилиста, болельщика, игрока, музыкального оформителя, ведущего, организатора, распределителя и т.д.

Можно ли вожатому отлучаться в родительский день, если ко всем детям приехали родители?

Родительский день не является причиной для отсутствия на работе.

На что обратить внимание в день отъезда?

1. Собрать белье по комнатам, сосчитать его и сдать сестре-хозяйке.

2. Убрать комнаты, оставить их чистыми.

3. Проверить, чтобы дети собрали все вещи.

4. Напомните детям, как нужно вести себя в автобусе, каков порядок ухода с родителями.

Когда можно считать работу с детьми завершенной?

Когда все дети встретятся со своими родителями в день отъезда.

Что делать, если ребенок боится темноты?

Нельзя преуменьшать серьезность страхов. Не говорите ребенку, что он маленький и глупый. Не высмеивайте его, выслушайте его. Дайте ему выговориться. Признайтесь, что боязнь темноты или чего-то безымянного и невыразимого – вещь вполне понятная. Убедите ребенка, что большинство людей, будучи маленькими, чувствовали то же самое. Скажите ему, что вы в детстве были трусихой (трусом), а потом, пожурив себя, рассмешите его, и весело посмейтесь над этим.

Какова тактика поведения с нервными детьми?

Таким детям необходимы понимание взрослых и эмоциональная поддержка, признание в среде сверстников, непосредственность проявляемых к ним чувств, обретение уверенности в своих действиях и поступках, способности легко устанавливать контакты с окружающими и поддерживать их, гибкость в отношениях к ним со стороны воспитателей.

Можно ли наказать непослушного ребенка?

Учитывая психологический риск, связанный с наказанием, постарайтесь не применять его. Попытайтесь терпеливо разрешить ситуацию. Терпение – это самая большая добродетель, которая может быть у вожатого. Воспользуйтесь очень кратким объяснением, почему подобное поведение ребенка неправильно; отвлечением, предложив что-нибудь более привлекательное, чем то, что хочется; наградами, они более эффективны, чем наказание.

Как относиться к идеям и поступкам ребенка, которые выглядят необычными и не отвечают принятым стандартам?

Внимательнее разобраться в его способностях и возможностях, в его внутреннем мире.

Что нужно делать в процессе воспитания?

- Принимать ребенка таким, каков он есть.

- Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.

- Внушать ребенку, что он выполнит задуманное, если только поверит в себя, и будет работать.

- Жить с ребенком общей жизнью.

- Чаще вспоминать, какими вы были в возрасте ребенка.

- Помнить, что воспитывают не слова, а пример.

Как разрешить конфликтную ситуацию?

Лучше всего не доводить дело до конфликта. Устранить назревающий конфликт можно:

- методом сглаживания разногласий, т.е. убеждением другого, что все не так уж страшно, особых причин для конфликта нет и т.д.

- методом совместного обсуждения разногласий.

Как задать вопрос ребенку, чтобы получить правдивый ответ?

Как утверждают ученые, абстрактно поставленный вопрос не сковывает воображение ребенка и не заставляет его «оправдываться» в глазах взрослого.

Когда и кому следует писать объяснительную записку?

Объяснительная записка адресуется директору оздоровительного лагеря, пишется по его требованию.

Перед кем в оздоровительном лагере необходимо отчитываться вожатому, студенту-практиканту?

Студент-практикант в оздоровительном лагере отчитывается перед заместителем директора по воспитательной работе.

Какие дни лучше не планировать для личных выходных?

Первые и последние дни смены.

К кому обратиться в оздоровительном лагере в случае возникновения проблем с детьми?

К куратору, заместителю директора по воспитательной работе, психологу.

О чем следует говорить с родителями?

Обо всем, что волнует вожатого и имеет смысл для решения вопросов, касающихся общения с другими детьми.

Что следует обсуждать с директором оздоровительного лагеря?

Обсуждать можно все вопросы, связанные с вашей работой в оздоровительном лагере, с условиями жизни, касающиеся как вас лично, так и вверенных вам детей и подростков.

В каких случаях необходимо обращаться к врачу в оздоровительном лагере?

По всем вопросам, связанным со здоровьем детей, необходимо обращаться к врачу.

Следует ли обращаться к врачу, если вопрос или проблема возникли ночью?

Да, в случае необходимости время суток для обращения к врачу не имеет значения.

Сколько раз необходимо повторять одно и то же детям?

Пока они этого не поймут.

Следует ли на отрядные дела приглашать куратора или заместителя директора по воспитательной работе?

Да.

Как правильно строить свои взаимоотношения с руководством оздоровительного лагеря?

На основе взаимного уважения, с учетом опыта, взаимной ответственности, заинтересованности.

Можно ли на нецензурные выражения детей отвечать так же, считая, что «иначе они не понимают»?Нет.

Как быть, если подростки любые взгляды, подмигивания, мимолетные ухаживания другого пола принимают за любовь?

Разъяснять в индивидуальных беседах, что такое любовь.

Как следует поступать, если дети ничего не хотят делать?

Вовлекать детей в разрешение ближайших, сиюминутных проблем.

Подросток плачет. Вожатый пытается успокоить его и выяснить причину слез. Ответа нет. Как поступить?

Стоит на некоторое время оставить подростка одного, не приступать к нему с расспросами, дать ему возможность успокоиться, занять интересным делом. Подросток сам расскажет о причине слез, если сочтет нужным.

Можно ли поручать укладывать детей другим вожатым, инструкторам?

Нужно стремиться выполнять свои обязанности самостоятельно.

Когда можно общаться с вожатыми из других отрядов?

Если нет особых причин, связанных с работой, то лучше в то время, когда дети спят.

Следует ли иметь план работы отряда на смену, на день, если этого не требует руководство?

Да, следует.

Как часто нужно пересчитывать количество детей в отряде?

Перед отбоем, после отбоя, ночью во время обхода, при построении на зарядку, перед завтраком, после завтрака, перед выходом за территорию, во время прогулок, после возвращения с прогулки, перед купанием, во время купания, после купания – при каждом удобном случае.

Есть ли необходимость в обучении детей, независимо от возраста, правильному поведению в местах общего пользования?

Да, необходимо проводить профилактические беседы регулярно.

Как поступить, если руководство оздоровительного лагеря высказывает в адрес вожатого несправедливое замечание?

Выслушать и принять к сведению.

Возможен ли приезд в оздоровительный лагерь друга (подруги), мужа (жены)?

Все встречи желательно планировать в свои выходные дни, приезд близких людей отвлекает от основной работы.

Могут ли дети сотрудников пользоваться какими-либо привилегиями?

Все дети в оздоровительном лагере отдыхают на равных условиях.

Можно ли отпускать ребенка с родителями под честное слово, если родители являются сотрудниками данного оздоровительного лагеря?

Нет, для всех родителей существуют одинаковые правила.

Суровость руководства лагеря – это норма, правило..?

Часто под видимой суровостью скрывается забота о сотрудниках, об обеспечении условий для работы лагеря, озабоченность общим делом, наличие большого количества проблем. Будем помнить, что постоянный, круглосуточный контроль за работой персонала – его обязанность.

Что делать, если вожатому кажется, что подросток употребил спиртное или нюхал неизвестные вещества?

Срочно обратиться к врачу.

Как объединить интересы детей в разновозрастном отряде?

Старших детей привлечь к работе с младшими.

Можно ли курить в присутствии детей?

Нет.

Удобно ли появляться в столовой в жаркую погоду в купальнике, плавках?

Нет, это не этично.

Как быть, если ребенок убежал?

Не паникуя, собрать детей и немедленно сообщить об этом куратору, заместителю директора или директору.

Нужно ли вожатому в оздоровительном лагере подчиняться сложившимся традициям?

Если они способствуют хорошему отдыху детей, то да.

Как нужно распределять детей по палатам.

Сначала после обеда детишки берут свои вещички и идут с вожатым в корпус. Если это младшие отряды, то необходимо по мере возможности помочь донести вещи, а если это старшие (1-3) отряд, то тут целесообразно (особенно в зимнюю смену) не допустить утечки (утекание в потайные места) контрабанды (алкогольных напитков и табачных изделий). И вместе с детьми надо войти в корпус и с помощью других вожатых провести таможенный досмотр вещей (если вы, конечно, считаете это необходимым), поверьте, это очень может помочь вам избежать многих ЧП в отряде, особенно в зимнюю смену (Новый год, рождество очень сильные поводы для провоза контрабанды).

Итак, весь отряд собирается в холле (с вещами) и я объясняю детям количество их палат и их вместимость (количество детей в палате) и даю им возможность самим разбиться на кучки (т.е. по палатам), но кучки должны оставаться в холле и ждать моего утверждения. Хоть и бытует мнение, что противоположности притягиваются, то в данным случае это наоборот тихони и раздолбаи кучкуются отдельно. С одной стороны надо бы шустрых товарищей разделять, а то если они вместе, то будет уже ураган, но это менее страшно чем, если один кадр не будет давать спокойно жить всей палате (достойными лучшей участи) или, не дай бог, какого то тихоня замучают (что может привести к очень печальным последствиям, таким как побег, или того хуже). Так что лучше пусть будет одна палата редисок, а другие живут спокойно. Но конечно бывают моменты, когда не удаются полюбовно распределить детей не всегда количество шалопаев (да и попросту близких по характеру детей) кратно количеству мест в палате, то тогда приходиться решать вопрос принудительным (для мальчиков) порядке, а на девочек приходиться давить морально (силовые методы тут зачастую не проходят), я всем девочкам говорю. Что если они сами не решать все полюбовно с распределением по палатам, то я отменяю их все переделы и устраиваю слепой жребий девочки понимают, что лучше самим все решить (но естественно под присмотром вожатого, а то они могут кому-нибудь в глаз дать, решая непреодолимую проблему.)

Итак распределив детей по отрядам даю им время обжиться (полчаса), при этом категорически запрещаю им выходить из корпуса, потом строю детей и иду знакомить с лагерем и его окрестностями.

В определенный момент (до ужина) наступает момент беседы с отрядом о лагерных законах и порядках. Тут лучше всего провести беседе всем корпусом. Это очень хорошо, что каждый вожатый что-то добавит или доходчиво объяснит и ничего не будет упущено, плюс дети познакомятся с вожатыми других отрядов своего корпуса.

После ужина отрядное сборище, где надо поиграть в какие игры для знакомства, например "Снежный ком" (это хоть и скучная игра, но я с первого же дня запоминаю все имена).

И естественно в этот день надо уложить детей на полчаса раньше, чем по распорядку (особенно старшие отряды) потому что это, скорее всего самый долгий отбой (потому что первый день, куча впечатлений, дети еще не знают вас и не понимают, чем может для них обернуться непослушание), во-вторых надо с первого же дня закрутить гайки потуже, в-третьих, вам самим еще надо обустроиться, в-четвертых, в 23-00 общелагерная планерка».

Как нельзя наказывать детей НИКОГДА.

-Нельзя наказывать едой;

-Рукоприкладством;

Как нежелательно наказывать детей.

-Спортом (исключение во время утренней зарядки и в соответствии со здоровьем наказуемого);

-Трудом (исключение взрослые оболтусы и трудом соизмеримым со здоровьем наказуемого и в соответствии с санитарными нормами (т.е. нельзя заставлять мыть туалет)). Наказанием трудом малышей может выработать у них стереотип, что труд наказание. Малышам надо наоборот "подавать" труд как игру, как приятное и необходимое занятие;

-Сном (Т.е. лишать их сна, а дополнительно представлять им время для сна можно);

-Купанием (Детей в лагере купают не для забавы, а для здоровья детей. Например, можно заставить ребенка купаться у самого берега вдали от других);

-Нельзя наказывать способом, который может нанести ребенку психологическую травму. Например: выставить мальчика в одних трусах в палату девочек (ну конечно понятно, что не для всех мальчиков это будет наказанием, может быть даже наоборот, но для некоторых это может быть очень жестоко и может привести к серьезной психологической травме). Вообще-то примеров тут можно привести очень много и поэтому надо всегда очень внимательно относиться к наказанию детей.

Как можно (но не нужно) наказывать детей:

-Сном. Можно детей пораньше уложить спать или просто уложить спать, например, в Тихий Час (для взрослых детей) если себя не умеют тихо вести себя в Тихий Час.

-Пропуском какого-то мероприятия. Например, не пустить на дискотеку или еще на какое-то мероприятие (правда, на то мероприятие, на которое наказуемый хочет идти, а то это не будет наказанием), но тут надо быть уверенным (а именно надо лично контролировать наказуемого), что ребенок не предоставлен сам себе, а находится, например, в своей палате и никуда оттуда не выходит. Если же вы не можете это проконтролировать (или просто не хотите), то тогда не надо так наказывать ребенка. Дело в том, что мероприятия все предназначены, прежде всего, для того, чтобы вожатые могли контролировать детей. А вообще-то наказывать так нехорошо, надо постараться, чтобы ваши угрозы этого наказания не пришлось выполнять, а если уже и пришлось, то надо как деликатно смягчить его, объяснив ребенку, что если добросовестно отбудет (не будет его избегать и ныть) наказание в течение часа, то будет отпущен на Волю.

-Лучший друг вожатого. Это довольно таки экзотический способ наказания и требует значительных умений и сил вожатого. Применяется он, исключительно, к детям старших отрядов. Наказуемый(ые) должен в течение всего дня стать "лучшим другом вожатого". Что это значит - он должен всегда и везде следовать за вожатым (как это водится у закадычных друзей) и ни на минуту не покидать его - если вожатый пошел в туалет, он ждет под дверью, если вожатый зашел в вожатскую, наказуемый ждет под дверью (я например давал этому товарищу стул и книжку). С одной стороны это вроде бы не наказание, но это только на первый взгляд - ребенок лишается коллектива (своего детского), наказуемый (это может самое главное) не может отойти покурить. В общем больше полдня никто не выдерживал, хотя сперва были полны энтузиазма - просто, можно сказать, были рада что отделались таким пустяковым наказанием, но это наказание оказывалось очень действенным. Но стоит еще раз сказать, что это наказание требует значительных усилий от вожатого - вожатый должен быть уверен, в том, что он сможет удержать своего "лучшего друга" возле себя.

Как объяснить детям, что такое отбой.

Отбой является очень важным режимным моментом и главная задача вожатого в первый же день объяснить детям, во сколько начинается отбой и как себя вести. Нужно дать детям понять, что время отбоя это не пустая прихоть вожатых, а необходимость, в которой они сами нуждаются, иначе рискуют не выспаться и встать наутро в плохом настроении. А так как в лагере жизнь бьёт ключом, они должны быть выспавшимися и веселыми. На некоторых детей этот способ воздействия может не оказать влияния, бывают дети, которые ответят, что в городе они спят по три часа и высыпаются. Таким детям нужно спокойно объяснить, что в лагере существуют определённые законы и их надо выполнять, ведь из-за того, что они не спят ночью, плохо будет не только им, но ещё их товарищам. Если остались дети, которые совсем не хотят ничего понимать, можно припугнуть их объяснительными, звонками родителям и отправкой домой, но эти методы нужно применять индивидуально и достаточно мягко.

«Ритуал прощания»

Для того, чтобы отбой не был неприятной и жёсткой процедурой для детей, их нужно мягко подвести к этому моменту. Для этого можно придумать с отрядом или просто предложить отряду ритуал прощания на ночь. Можно дать детям покричать разные кричалки, чтобы дать выплеснуть энергию, дать накричаться, а потом провести какие-нибудь успокаивающие игры (Например: "Рисуем на ладошках". Выполняется в парах. Ребята закрывают глаза, протягивают друг другу руки: один ладонями вверх, другой - вниз. Один представляет какой-то образ и пытается передать его второму, поглаживая его ладонями (например: море, ветер, двое под фонарем и т.д.); "Определи на ощупь". Группа стоит в кругу. Нужно пройти и определить, у кого самые теплые руки (носы, уши...))

Для того, чтобы дети успокоились можно посидеть в кругу со свечкой в центре круга и с выключенным светом, есть чёткое правило «Сеча горит, один говорит», при свече нельзя кричать, громко говорить и мешать друг другу, иначе свечка погаснет. Обычно такая атмосфера сближает детей и успокаивает. Перед тем как детям разойтись можно всем вместе сказать прощалку («Над лагерем ночь спускается, лагерю спать пора, спокойной ночи, Родина, до светлого утра»; «День отшумел и ночью объятый лагерь зовёт ко сну. Спокойной ночи, ребята, девчата, завтра нам снова в путь. Всем, всем, всем спокойной ночи, начинается операция тссссс»). После того, как детки сказали прощалку можно устроить ритуал загадывания на свечу (Дети загадывают желание и дружно задувают свечу, можно рассказать детям, что если после отбоя не разговаривать, то желание обязательно сбудется.)

Когда лучше отпускать детей готовится ко сну.

На мой взгляд лучше отпускать детей готовится ко сну за 30 минут, чтобы за десять минут до отбоя можно было уже пройтись по палатам и убедиться, что все улеглись, со всеми всё хорошо и ещё раз успокоить детей, поговорить, если кто-то в этом нуждается. Существует и другой взгляд, можно отпустить детей за 10 минут до отбоя, чтобы они улеглись быстро. В любом случае есть дети разные и если отряд дружный, и может улечься за 10 мин., то можно отпустить и за 10 минут. В любом случае за пять минут до отбоя все дети уже должны лежать в своих постелях, а вожатый проходит, выключает свет и открывает двери в палаты.

Вожатым во время подготовки ко сну необходимо проверить все ли комнаты проветрены, все ли дети выполнили гигиенические процедуры, сменили одежду на пижаму. Для этого во время прощального ритуала один из вожатых может пройти и открыть в палатах окна и двери, для проветривания или же попросить детей самих следить за этим (опять же всё зависит от возраста и поведения детей). Так же вожатому необходимо проверить, нет ли в комнатах открытой еды, мокрых вещей в шкафах или ещё где-то, если есть попросить детей убрать.

Творческая часть отбоя.

После того как все дети улеглись, а вожатые проверили, что с детьми всё в порядке, все здоровы, никому никуда не надо, помещения проветрены и соседние отряды не мешают спать, начинается творческая часть отбоя. В первые минуты, даже в первый час после отбоя дети не уснут, и для того чтобы они успокоились и заснули можно почитать им сказки или просто книги, в зависимости от возраста. Если среди вожатых есть люди, которые могут петь под гитару, можно попеть детям под гитару (можно и без гитары, это даже эффективнее действует, т.к. под звуки гитары дети могут разговаривать, а когда поёшь без гитары дети лучше прислушиваются и замолкают). Есть традиция уважительного отношения к песни, о котором надо рассказать детям. Если кто-то поёт можно либо слушать, либо тихонько подпевать, но ни в коем случае не разговаривать, нужно мотивировать это тем, что человеку, поющему песню очень обидно, если его не слушают. Т.е. к ребёнку нужно почаще обращаться, как к человеку, а не просто заставлять выполнять определённые правила. Так же можно рассказать детям легенду. Страшные истории детям рассказывать нельзя, это может сильно воздействовать на психику ребят и в итоге вожатый получит детей, которые всю ночь будут не смыкать глаз из-за чувства страха. Если у вожатых совсем нет слуха или к вечеру у них пропал голос, можно просто включить расслабляющую мелодию (шум моря, звуки леса и т.п.)

«Один шёпот на палату»

Дети - не роботы! И в лагере за день они могут не успеть поделиться впечатлениями, а не поделившись могут не заснуть, поэтому детям можно разрешить «один шёпот на палату», но только один и обязательно шёпот. То есть вожатый закрывает дверь в палату, разрешив детям тихонько поговорить, но только так, чтобы не мешать другим детям спать и недолго.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: