Правила осмотра:
больной располагается лицом к окну (или к лампе при плохом освещении), врач – спиной к окну;
ребёнок при осмотре двигаться не должен, поэтому:
-малыша раннего возраста мама прикладывает к себе спиной, прижимая одной рукой нижнюю, а второй – верхнюю часть туловища;
- малыша второго года жизни и старше мама может держать в сидячем положении, руками удерживая туловище и зажав его ноги между своими ногами;
- спокойный ребёнок старшего возраста находится в вертикальном положении или сидит на стуле;
3) после этого врач, расположив одну руку на лбу маленького ребёнка, фиксирует его голову к туловищу матери;
4) стерильным шпателем или ручкой ложки в другой руке врач поочерёдно открывает участки ротовой полости и проводит осмотр:
- слизистой оболочки между губами и дёснами;
- внутренней поверхности щёк;
- под языком;
- стенок зева, аккуратно нажав на корень языка; при этом ребёнка старше 5 лет эффективно попросить сказать «а», что несколько поднимет язычок и тогда можно будет увидеть большую площадь задней стенки зева (необходимо брать ложку с широкой ручкой, даже при осмотре маленького ребёнка, так как это облегчает неприятные ощущения больного при нажатии на корень языка).
|
|
При осмотре выясняются такие признаки:
- цвет слизистой оболочки (в норме – бледно-розовый; при воспалении отмечается гиперемия – незначительная, умеренная, значительная (алая, яркая);
- нарушения размеров некоторых участков (увеличение нёбных миндалин – признак хронического тонзиллита);
- патологические признаки ( кровоизлияния, налёты, сыпь и др.).
Положение ребёнка
Положение больного иногда помогает врачу предположить диагноз:
- вынужденное сидячее положение (ортопноэ) – возникает во время приступа бронхиальной астмы: ребёнок сидит и упирается руками о край кровати или свои колени, укрепив таким образом пояс верхних конечностей; это облегчает акт дыхания благодаря участию вспомогательных мышц;
- вынужденное положение на больной стороне при плеврите ограничивает дыхательные движения и трение висцеральной и париетальной плевры, что уменьшает боль и частоту болезненного кашля;
- активное положение (характерно для лёгкой формы пневмонии);
- пассивное положение (характерно для тяжёлой формы пневмонии).