double arrow

Осмотр зева


Правила осмотра:

больной располагается лицом к окну (или к лампе при плохом освещении), врач – спиной к окну;

ребёнок при осмотре двигаться не должен, поэтому:

-малыша раннего возраста мама прикладывает к себе спиной, прижимая одной рукой нижнюю, а второй – верхнюю часть туловища;

-малыша второго года жизни и старше мама может держать в сидячем положении, руками удерживая туловище и зажав его ноги между своими ногами;

-спокойный ребёнок старшего возраста находится в вертикальном положении или сидит на стуле;

3) после этого врач, расположив одну руку на лбу маленького ребёнка, фиксирует его голову к туловищу матери;

4) стерильным шпателем или ручкой ложки в другой руке врач поочерёдно открывает участки ротовой полости и проводит осмотр:

- слизистой оболочки между губами и дёснами;

- внутренней поверхности щёк;

- под языком;

- стенок зева, аккуратно нажав на корень языка; при этом ребёнка старше 5 лет эффективно попросить сказать «а», что несколько поднимет язычок и тогда можно будет увидеть большую площадьзадней стенки зева (необходимо брать ложку с широкой ручкой, даже при осмотре маленького ребёнка, так как это облегчает неприятные ощущения больного при нажатии на корень языка).

При осмотре выясняются такие признаки:

- цвет слизистой оболочки (в норме – бледно-розовый; при воспалении отмечается гиперемия – незначительная, умеренная, значительная (алая, яркая);

- нарушения размеров некоторых участков (увеличение нёбных миндалин – признак хронического тонзиллита);

- патологические признаки (кровоизлияния, налёты, сыпь и др.).

Положение ребёнка

Положение больного иногда помогает врачу предположить диагноз:

- вынужденное сидячее положение (ортопноэ) –возникает во время приступа бронхиальной астмы: ребёнок сидит и упирается руками о край кровати или свои колени, укрепив таким образом пояс верхних конечностей; это облегчает акт дыхания благодаря участию вспомогательных мышц;

- вынужденное положение на больной стороне при плеврите ограничивает дыхательные движения и трение висцеральной и париетальной плевры, что уменьшает боль и частоту болезненного кашля;

- активноеположение (характерно для лёгкой формы пневмонии);

- пассивноеположение (характерно для тяжёлой формы пневмонии).

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: