Функции танца в празднике

В основном коммуникативная, с целью объединения, уравнивания и наладке общения между людьми. Коммуникативная функция хорошо прослеживается в игро-танцах и танцевальных играх. Танцы с предметами, где играющих и танцующих объединяют различные, выдающиеся ведущим, предметы, которые нужно передавать из рук в руки во время танца или результат танцевальной игры зависит от сплаченности групп. («Музыкальная змейка», «Будь внимателен»). В «Ламбаде с фигурками», «Топ-нога», «Докучная кадриль», «Змейка», «Тяни в круг», «Свободное место», «Хороводные салки» происходит просто активное взаимодействие, что развивает коллективизм. Примером коллективных танцев являются хороводные игры: «Каравай», «Плетень», «Заплетайся плетень», «Цепь-змея».

Познавательная функция, чтобы участники в легкой игровой форме получали какую – либо информацию. Например игро-танцы «Литературные пары», «Базар цветов». Брачная функция в танце имеет социальную значимость, особенно в современно обществе, когда мы живем в условиях демографического кризиса. Во время праздников и в современное время молодые люди легче знакомятся. А в танцах присутствуют элементы заигрыша, флирта. Это хорошо прослеживается в игро-танцах «Приглашение парой», «Домино», «Танго с переживаниями», «Рок-н-ролл с переходами», «Ручеек», «Литературные пары».

Развлекательная функция танца в празднике присутствует в любом танце и превалирует над эстетической функцией, но человек не должен вести себя как животное, не осмысливая, что происходит, а подчиняясь лишь природным инстинктам. И задача режиссера грамотно художественно оформить танец в празднике. Культура танца должна присутствовать всегда.

Функции танца в календарно-обрядовых праздниках

праздник функции особенность
Кузьминки- праздник встречи весны Брачная Испытание девушек к брачному возрасту. Девушки переодевались в парней, делали единый хоровод и быстро кружились, то в одну, то в другую сторону. Кто не упадет и не присядет, про тех говорили: «Эта готова к семейному вихрю».
Колядки Святки Защитная Проходя каждый угол в доме со святой водой, хозяева подходили к порогу и выбивали дробь ногами. В знак того, чтоб нечистая сила не заходила в дом.
Масленница развлекательная На улице в масленицу проходило массовое гуляние с играми, танцами, песнями.
Встреча весны защитная На этот праздник люди выходили во дворы и устраивали перепляс. Для того, чтобы нечистая сила не приходила в дом (т.к. боялась шума).
Радуница поминальная Считалось, что в этот день – был праздник умерших. Для них накрывали отдельный стол и там же танцевали, пели.
Семик брачная Водили хоровод. Название отдельных фигур: «навивать», «сновать», «надевать», «ткать», символизировали готовность к становлению из девок в жены. Считалось, что в этот день – был праздник умерших. Для них накрывали отдельный стол и там же танцевали, пели.
Иван Купала Защитная Заговоры во время танца, битье крапивой, полыни.

Танец в празднике должен обязательно включать в себя следующие требования:

- кураж, исходящий от ведущего в танце,

- заразительность,

- доступность восприятия и легкость воспроизведения танца, задаваемого ведущим,

- умеренная ритмичность,

- непринужденность, так как участвовать должны только желающие, а задача режиссера в легкой форме активизировать на танец как можно больше народа.

Существующий опыт традиций народных празднеств подтверждает, что хореография может лечь в основу праздника при его формировании в современных условиях. В числе основных особенностей хореографии народного празднества необходимо отметить бытовую направленность, делающую хореографию «доступной» для запоминания, воспроизведения, коллективного творчества, важны также игровая специфика, регулирующая поведение относящихся к разным половозрастным группам участников в хороводе, пляске, переплясе…, форма устойчивая к воздействию времени. От органического соединения и слияния хореографии, музыкально – поэтического и игрового начал празднества хореография получает особую многогранность и глубину. Это художественное многонаправленное воздействие участник испытывает во время исполнения праздничного танца.

Современные исследователи при изучении традиционных обрядовых действий, ритуалов, праздников стали уделять особое внимание роли и месту хореографического элемента в них. Произвольно оторванная от празднества хореография теряет значительную часть содержания, непонятным становятся действия танцующих, уходит танцевальный подтекст и многое другое, танец превращается в дивертисментный, перестает быть языком общения его участников.

Народное искусство живо и ценно для нас, прежде всего тем, что в его художественном механизме заложены богатейшие возможности варьирования творческого самовыражения, не нарушающего единства создаваемого целого. Народная хореография обладает массовостью, в ней развито контактоустанавливающее начало, способное преодолеть существующую ныне в празднествах оппозицию зритель – участник.

Праздничная хореография создает возможности не только для проявления, но и для организации и объединения всех импровизаций и актов самовыражения участников танца. Незнание традиционных норм воплощения танцевальной традиции как исполнительского творчества приводит к хаотическому набору хореографических элементов.

Обучение народной хореографии в условиях празднества может происходить увлекательно и продуктивно в силу известной ее «доступности» и пластичности. Игровая сфера хореографии предполагает такую демократию и равенство всех ее членов, которые создают большие возможности для индивидуального творчества, хотя оно соотносится с выработанными на этот счет традицией правилами. Исполнитель становится творцом общей для всех художественно – оформленной игры.

Чтобы создать игровую ситуацию для участников необходимо умение правильно выбрать для себя игровую роль: главного лидера или лидера следующего ранга, участника из фонового состава, но владеющего мастерством пляски или просто участника фоновой массы и так далее. Недостаточно освоить «внешне» танцевальное выражение традиции, необходимо проникнуть в суть игровых ситуаций, только это позволит овладеть механизмом хореографической импровизации, творческой активности, без которой немыслима подлинная народная традиция. При формировании праздника на основе народной хореографической традиции необходимо использовать механизм постепенного перехода от исполнения отдельных форм к более сложному «целому» танцевальному действию. Обрядно – ритуальная система запечатлела и символизировала движения, сделала его средством и способом обрядового общения. Смысловую нагрузку несет на себе внутренний ритм образа (сдержанный характер движения в северной традиции и подчеркнуто эмоциональный южной).

Определенно большую роль в организации праздничного танцевального действа играет импровизационность. Массовый импровизационный танец представляет собой художественную спонтанную реакцию человека на отмечаемое событие. Это вид не организованной специально художественной самодеятельности, потребность в которой живет в народе и отражается, прежде всего, в фольклорных формах. Для народного творчества чрезвычайно характерна танцевальная импровизация. Импровизационное народное творчество всегда окрашено эмоционально и поэтому может служить для передачи чувств, отношения к этому событию.

Освоение культуры прошлого является необходимой предпосылкой творческой деятельности в любую историческую эпоху. Невозможно создание нового без знания и овладения существующим ранее, известным прошлым поколениям. Связь с созданной культурой выступает в форме преемственности, когда соотносится прошлое и настоящее, старое и новое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: