Праздник – это: 1) День (или ряд дней), установленный в честь или в память кого-нибудь. 2) День, отмечаемый церковью в память религиозного события или святого. 3) Выходной, нерабочий день. 4) День радости и торжества по поводу чего-нибудь. 5) День игр, развлечений.
(Большой Толковый Словарь С.И. Ожегова)
Праздники существуют с глубокой древности в каждом обществе, в любой культуре. Праздник – это наиболее древний и постоянно воспроизводящийся элемент культуры. В отдельные периоды истории он может переживать упадок, но не может исчезнуть совсем. Упадок или расцвет праздника в той или иной культуре связан с динамикой ее системы ценностей. Праздник – дитя культуры, так как только человек обращается к такой форме отдыха. Праздник есть свободное время, обряд – знаменательное действие и просто приятный способ времяпрепровождения и совершения торжественных действий. Выход за пределы обычного строя жизни, который подразумевает временное снятие запретов.
Праздник призван организовывать и эстетически оформлять свободное время. Он по существу своему связан с жизнью коллектива и является совместным действием и совместным переживанием для всех его членов. Праздник укрепляет культурные связи между людьми. Там, где нет постоянных культурных связей, не может быть праздника.
|
|
Праздник – это форма, которая позволяет рассматривать в единстве элементы культуры, передаваемые традицией, а также появление новых элементов.
Потребность в празднике обусловлена стремлением наполнить, обновить, гарантировать, подтвердить ценность культурного, национального и общественного блага: 1) пока жива ценность, она оформлена в празднике,
2) когда наблюдается упадок веры в ценность (идею), потребность в празднике, который реализует эту идею исчезает. Появляется новая идея, - появится и новый праздник.
В характерные особенности праздника входит:
- его непрерывность (он существует от эпохи палеолита дот наших дней);
- связь с объективными ритмическими явлениями жизни (с ритмом природы, с ходом истории);
- коллективный характер празднеств (определенная группа людей считает определенный праздник своим достоянием и органичным способом выражения своих ценностей);
- культурная ценность праздника, которую хранят, оберегают и передают из поколения в поколение.
Праздник есть первичная форма человеческой культуры, в которой различные структурные единицы бытовой деятельности приобретают символико-смысловое значение – знаковость, семиотичность. Просто еда (каждодневная) и праздничная ритуальная трапеза, одежда на каждый день – обрядовое ряженье и т.д.
|
|
Каждый структурный элемент праздника несет в себе традицию, отражающуюся через современность. Целостность праздника складывается в совокупности всех его структурных элементов. Набор, состав и функциональная зависимость элементов праздника со временем меняется, поэтому говорить о морфологии праздника в целом, можно только проанализировав каждый его элемент в отдельности.
В «обязательный набор» структурных элементов праздника входят знаковые функции пространства, времени, огня, воды, солнца, растительного мира, ритуальной еды, даров и жертв, культа предков, маскирования и ряженья, гаданий, предмет эротических действ и смеха. Кроме вышеперечисленных существует множество других знаков в празднике, один из обязательных – танец.
Заметную роль в исконно народном празднике играет хореография, праздничная традиция не представляется завершенной без включения в нее народного танца. Ибо танец, есть игра, именно здесь человек удовлетворяет свои потребности и интересы. Потребности художественного осмысления окружающей действительности на материале музыки и в процессе общения, межличностного контакта мобилизуются известные психические потенции людей: зрительная и интеллектуальная восприимчивость, повышенная эмоциональность. Появляется особое чувство радости жизни, полноты бытия.
«Сердечное удовольствие, производимое музыкой, заставляет людей изъявлять оное разными телодвижениями: рождается пляска, любимая забава самых диких народов» (с.60) – писал Н.М. Карамзин.
Празднично – обрядовая деятельность является важнейшим элементом культуры народа, одной из форм ее функционирования. Это дает основания для осмысления в ней роли народного танца. Важным аспектом понимания места народного танца, является восприятие его в контексте празднично – обрядовой культуры, в контексте многосторонней сложности идейных, нравственных, эстетических сил преобразования общества.