Общие рекомендации

В отличие от тренажера на автодроме учащиеся обучаются на реальном автомобиле в движении. Именно здесь формируются требуемые водителю глазомерные и двигательные навыки, навыки восприятия различных режимов движения автомобиля, оценки его габаритов, управления автомобилем в условиях движения по дорогам с различными геометрическими характеристиками и профилем. Обучение на автодроме является эффективной подготовкой к вождению по дорогам в реальных условиях движения.

Для учащегося занятия на автодроме будут и знакомы, и представлять некоторую новизну:

- если на тренажере занятия проводились групповым методом, то на
автодроме учащийся будет обучаться в одиночку - в кабине с ним будет
находиться только мастер,

- начальные навыки выполнения большинства приемов, маневров,
действий учащийся уже приобрел на тренажерном этапе обучения,

- задания учащемуся придется выполнять на движущемся автомобиле,
за руль которого он сел впервые: естественно, он будет волноваться, не
всегда его действия будут точны и т.д. Но, точно следуя указаниям мастера,
терпеливо, по несколько раз выполняя упражнение, пока не почувствует, что
действия совершает свободно и правильно, учащийся научится владеть
своими эмоциями.

Занятие на автодроме начинается с общего знакомства с автомобилем, на котором учащемуся предстоит работать. Мастер указывает его марку, год выпуска, завод-изготовитель, назначение, колесную формулу, расположение ведущих колес.

Затем учащийся должен овладеть навыками контрольного осмотра автомобиля перед выездом на линию. На первых порах, пока учащийся прочно не овладел методикой этой работы, осмотр он может проводить по схеме, рекомендованной в Приложении 1. Во избежание несчастных случаев весь объем работы по контрольному осмотру /кроме проверки работы двигателя и контрольных приборов/ производится при неработающем двигателе.

Поскольку учащийся уже овладел начальными навыками посадки водителя на рабочем месте и т. д. на тренажерном этапе обучения, нет необходимости еще раз рассматривать эти вопросы, а достаточно путем повторения в начале занятия восстановить их в памяти учащегося. Нужно будет лишь показать учащемуся правила посадки в кабину: грузового автомобиля:

- открыв левой рукой дверцу, поставить левую ногу на подножку,

- опираясь левой рукой на внутреннюю ручку дверцы, сесть в кабину, правую руку при этом положить сверху на руль,

- правая нога ставится на педаль тормоза,

- сев на сиденье, отрегулировать его по росту, и зеркало заднего вида по росту водителя,

легкового автомобиля:

- левой рукой открыть дверь салона,

- встать правым боком к сиденью,

- правую руку положить на рулевое колесо,

- одновременно занести правую ногу в кабину к педалям управления,

- приседая на левой ноге, подать корпус назад и влево (при высоком росте водителя),

- при этом левая рука придерживает дверь от закрывания и опирается на нее (или на внутреннюю ручку),

- опустившись на сиденье, занести левую ногу в кабину, расположив ее слева от педали сцепления,

- правую ногу поставить на педаль тормоза,

- отрегулировать сиденье, зеркало заднего вида, ремень безопасности по росту водителя.

Знакомя учащегося с приемами пуска двигателя, мастер должен дать несколько практических советов:

- если с помощью стартера коленчатый вал карбюраторного двигателя
поворачивается трудно, его следует повернуть на несколько оборотов
пусковой ручкой, после чего повторить пуск с помощью стартера (включать
стартер более 3-х раз не рекомендуется во избежании сильного разряда
аккумуляторной батареи),

- если пуск двигателя производится с неполностью заполненной
системой охлаждения (при разогреве индивидуальными подогревателями) то,
прогревая двигатель на очередной частоте вращения коленчатого вала, надо
залить воду в радиатор до полного заполнения системы охлаждения,

- до начала движения автомобиля достаточно прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости не ниже 60°С; двигатель скорее прогреется при движении автомобиля,

- готовность двигателя к пуску после его разогрева индивидуальными подогревателями или другими средствами можно определить по тому, насколько легко поворачивается коленчатый вал двигателя, то есть отчетливым ощущением на пусковой рукоятке сопротивления компрессии,

- если при пуске в цилиндры карбюраторного двигателя попало
излишнее количество бензина, следует прекратить пуск и продуть цилиндры,
(необходимость продувки определяется отсутствием вспышек, влажностью
электродов и изоляторов свечей, выходом белого пара из глушителя),

- если необходимо продуть цилиндры полностью, то открываются
воздушная и дроссельная заслонки карбюратора, поворачивается несколько
раз коленчатый вал двигателя и пуск повторяется в прежнем порядке.

Если учащийся будет работать на автомобиле с дизельным двигателем, то мастеру следует показать, как производится его пуск, как следует поступать, если произошла задержка с пуском:

- если двигатель не пустился с первой попытки, чтобы чрезмерно не разряжать аккумуляторную батарею, повторный пуск производить через 1 - 2 мин.,

- если двигатель не пустился после 3-х попыток, то это свидетельствует о появлении какой-то поломки, неисправности и ее надо найти, устранить,

- если температура двигателя и его систем требует перед пуском
дополнительного повышения, следует разогреть двигатель индивидуальными
штатными средствами (для этого учащийся должен предварительно
прочитать заводскую инструкцию или проконсультироваться у мастера).

Мастер отмечает, что не всегда можно пустить двигатель с помощью стартера. В таких случаях пуск производится с помощью пусковой рукоятки. Чтобы выполнить эту работу нужно помнить следующее:

- пусковая рукоятка берется правой рукой снизу сложенными вместе всеми пальцами, но ни в коем случае не в обхват /большой палец не должен касаться рукоятки/,

- перед пуском двигателя коленчатый вал проворачивается на 2 - 3 оборота без включения зажигания,

перед пуском рукоятки обязательно нужно проверить заторможенность автомобиля стояночным тормозом и нейтральное положение рычага коробки передач, иначе автомобиль может внезапно тронуться и наехать на водителя,

- пуск двигателя производится на обогащенной рабочей смеси (при
закрытой воздушной заслонке), а прогрев - на той же смеси и на небольшой,
по устойчивой частоте вращения коленчатого вала.

Мастеру следует помнить, что учащийся должен пускать двигатель при разном его состоянии - холодном и прогретом. Поэтому следует показать ему, как пускать холодный двигатель (в любое время года):

- вытянуть кнопку (ручку) воздушной заслонки, чем обеспечивается
обогащение воздушной смеси,

- для облегчения прокручивания коленчатого вала двигателя
выключить сцепление /для этого потребуется помощь мастера или другого
лица,

- пусковую рукоятку вращать на пол-оборота снизу вверх (толкать ее сверху вниз небезопасно),

- после пуска двигателя кнопку (ручку) воздушной заслонки надо убрать па 1/3 ее хода,

- плавно увеличить дросселирование,

- после окончания прогрева двигателя кнопку (ручку) воздушной
заслонки убрать до конца.

Следует указать учащемуся, что, когда он будет пускать прогретый двигатель, не следует закрывать воздушную заслонку и открывать дроссельную заслонку.

На второй части занятия учащийся будет овладевать навыками движения автомобиля с небольшой скоростью.

Эта часть занятия имеет ту особенность, что учащийся впервые будет самостоятельно управлять «живым» автомобилем и поэтому находится в излишне возбужденном состоянии и, следовательно, волноваться, допускать много ошибок. От мастера потребуется на занятии создать обстановку особой доброжелательности, чуткости, не проявлять излишнюю требовательность.

У учащегося может вызвать затруднение выполнение плавного трогания автомобиля с места. Здесь рекомендуется применить следующий прием обучения;

- учащийся устанавливает несколько повышенные обороты двигателя, по крутящемуся моменту достаточные для трогания автомобиля с места,

- пользуясь только педалью сцепления и коробкой передач, трогает автомобиль с места и в момент, когда, по его мнению, произошло «схватывание» сцепления, сообщает об этом мастеру восклицанием «Есть».

- в момент начала движения автомобиль выжимает педаль сцепления.
Повторив несколько раз упражнение, по величине хода педали

сцепления, изменению характера шума двигателя, вибрации автомобиля учащийся научится улавливать момент «схватывания» сцепления и начала трогания автомобиля с места.

Для выработки у учащегося навыка плавного трогания автомобиля с места и его остановки можно использовать простейший деселерометр.

При отработке приемов переключения передач не следует в начале занятия ограничивать учащегося во времени с тем, чтобы он выработал достаточно прочный навык плавного нажатия на педаль дросселей. По мере совершенствования этого навыка можно начать требовать от учащегося, чтобы на каждой передаче автомобилю придавать энергичное ускорение перед включением передачи.

Мастеру необходимо объяснять (а где нужно - подсказать) учащемуся:

- нормальным является движение автомобиля на высоких передачах, а
низшие и промежуточные передачи использовать только для разгона
автомобиля и для тяжелых участков дороги,

- движение автомобиля на этих передачах происходит с меньшей скоростью, вызывает повышенный расход топлива, поэтому после трогания автомобиля с места следует как можно быстрее переходить на высшие передачи, предварительно давая автомобилю разгон с тем, чтобы он на высших передачах работал без перегрузок,

- при переключении передачи на более высокую, педаль сцепления следует отпускать быстро, причем, чем выше включается передача, тем быстрее отпускается педаль,

- чтобы при переходе на высшую передачу не допускать перегрузок двигателя, следует выбирать наилучшую для данной дорожной обстановки скорость движения автомобиля,

- если позволяют условия движения и разгоны будут короткими, правая рука должна находиться на рычаге коробок передач до выхода на высшую (прямую) передачу, а левая рука смещается несколько выше по рулевому колесу, чем при обычном положении; это будет способствовать ровному, без виляния движению автомобиля при разгоне и переключении передач,

- при переключении передач ни в коем случае нельзя смотреть на
педали и рычаги, все внимание должно быть направлено вперед, на
обстановку на дороге и на траекторию движения автомобиля.

Для повышения качества приобретаемых навыков можно пользоваться в ходе занятия некоторыми приемами обучения.

1. Дать учащемуся задание:

- переходить на следующую передачу в момент, указываемый
мастером,

- затем переходить на необходимую передачу для набора указываемой
мастером скорости в самостоятельно выбираемый учащимся момент,

- переходить с одной передачи па другую, обязательно включая промежуточные передачи,

- переходить с высшей на низшую передачи и обратно, минуя промежуточные.

2. Указать учащемуся скорость движения автомобиля сначала
последовательно в возрастающем, а затем — убывающем порядке. Передачи
при этом учащийся выбирает самостоятельно и двигается на скорости,
указанной мастером, около 1 мин.

Сначала мастер разрешает учащемуся контролировать скорость движения автомобиля по спидометру, с переменным переводом взора с дороги на прибор, а когда учащийся научится определять достаточно точно таким способом скорость, спидометр закрывается, и учащийся должен будет определять скорость по набеганию дороги, характеру шума работающего двигателя и другим признакам.

Выработка этого навыка для учащегося очень важна, так как в будущем, на дорогах города у водителя будет очень мало времени постоянно пользоваться спидометром из-за того, что придется большую часть внимания сосредотачивать на безопасности дорожного движения.

3. Мастер дает учащемуся задание выполнить плавный переход с одной
нагрузки двигателя на другую без задержки педали дросселей в
промежуточном положении. Задача учащегося состоит в том, чтобы
зрительно воспринимать скорость движения автомобиля, ускорение и
замедление ее при дозирующих воздействиях на педаль дросселей,
ориентируясь по набеганию дороги и другим признакам при равном
положении дроссельной заслонки. Мастер сличает эти данные с показаниями
спидометра и сообщает учащемуся величину расхождения.

План занятия.

Мастер:

- проверяет у учащегося наличие индивидуальной книжки, сверяет но ней номер подлежащей отработке темы занятия,

- объявляет тему и цель занятия,

- проводит повторение ранее изученного материала.

1-й этап занятия. Мастер:

- объясняет и показывает последовательность контрольного осмотра автомобиля (Приложение 1),

- наблюдает за действиями учащегося, указывает на допущенные им ошибки.

Учащийся выполняет задание.

2-й этап-занят ия. Мастер объясняет и показывает последователь-юсть действий при пуске и остановке двигателя:

- затормозить автомобиль,

- поставить в нейтральное положение рычаг переключения передач,

- при необходимости поставить в положение пуска ручку воздушной заслонки,

- включить зажигание,

- пускать двигатель с помощью рукоятки,

- прогреть двигатель,

- остановить его,

- пустить его с помощью стартера,

- проверить работу контрольно-измерительных приборов,

- остановить двигатель. Мастер:

- дает задание учащемуся выполнить его,

- наблюдает за действиями учащегося, указывает на допущенные им
ошибки.

Учащийся выполняет задание.

3-й этап занятия. Мастер объясняет и показывает последовательность действий при трогании автомобиля с места;

- проверить готовность автомобиля к движению,

- произвести пуск и прогрев двигателя,

- осмотреться на дороге, посмотреть в зеркало заднего вида,

- включить указатель левого поворота,

- выключить сцепление,

- включить передачу.

- плавно включить сцепление и одновременно плавно нажать па педаль

дросселей,

- включить стояночный тормоз, плавно тронуть автомобиль с места,

- нажать на 3/4 хода педали дросселей, плавно увеличить подачу
топлива,

- выключить указатель поворота налево,

- проехать 20 - 30 метров,

- посмотреть в зеркало заднего вида,

- включить указатель поворота направо,

- осмотреть дорожную обстановку,

- отпустить педаль дросселей и этим снизить частоту оборотов
коленчатого вала,

- перенести правую ногу с педали дросселей на педаль тормоза,

- плавным нажатием на педаль тормоза снизить скорость движения
автомобиля до его полной остановки, а перед остановкой выжать педаль
сцепления, чтобы не заглушать двигатель,

- включить стояночный тормоз,

- отпустить педаль ножного тормоза,

- перевести рычаг коробки передач в нейтральное положение,

- отпустить педаль сцепления,

- выключить указатель поворота,

- остановить двигатель. Мастер:

- дает задание учащемуся выполнить упражнение,

- наблюдает за действиями учащегося, указывает на допущенные им
ошибки.

Учащийся выполняет задание.

4-й этап занятия. Мастер объясняет и показывает последовательность действий при переключении передач в восходящем порядке:

- пустить двигатель,

- включить указатель поворота налево,

- убедиться в безопасности движения,

- тронуть автомобиль с места,

- постепенно увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя (до 3/4 его хода), добиваясь интенсивного разгона автомобиля на короткой дистанции,

- включить сцепление, одновременно снять ногу с педали дросселей,

- перевести рычаг коробки передач в нейтральное положение,

- выдержать паузу в I — 2 сек.,

- включить передачу,

- включить сцепление,

- нажать на педаль дросселей,

- в той же последовательности переходить на следующие передачи.

Мастер:

- дает задание учащемуся выполнить упражнение,

- наблюдает за действиями учащегося, указывает на допущенные им
ошибки.

Учащийся выполняет задание.

5-й э тап заняти я. Мастер объясняет и показывает последовательность действий при переключении передач в нисходящем порядке:

- отпустить педаль дросселей,

- выключить сцепления,

- перевести рычаг коробки передач в нейтральное положение,

- отпустить педаль сцепления,

- коротким нажатием на педаль дросселей увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя,

- быстро отпустить педаль дросселей'и сразу выключить сцепление,

- перевести рычаг коробки передач в положение низшей передачи,

- выключить сцепление,

- увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя,

- перейти на высшую передачу для повторного приема переключения передач.

Мастер указывает учащемуся:

если переключение передач нужно совершить на несинхронизированных коробках, то переключение можно облегчить, применив перегазовку,

- если нужно снизить скорость движения автомобиля без воздействия
на педаль тормоза, то это можно сделать, плавно отпуская педаль дросселей
или переходя на более низкую передачу как последовательно, так и не
соблюдая ее, а также переходя на нейтральную передачу (торможение
«выбегом»).

Мастер:

- дает задание учащемуся выполнить упражнение,

- наблюдает за действиями учащегося, указывает на допущенные им
ошибки.

Учащийся выполняет задание.

Мастер дает контрольное по занятию задание произвести:

- пуск двигателя рукояткой и стартером,

- движение автомобиля по прямой с переключением передач в
восходящем и нисходящем порядке.

Учащийся выполняет задание.

Мастер проводит заключительный инструктаж:

- анализирует качество выполнения контрольного задания учащимся,

- объявляет и выставляет оценку в индивидуальную книжку, дает
учащемуся расписаться в соответствующих графах книжки,

- отвечает на вопросы учащегося.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: