Глава VI

ДВИЖЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ НА АВТОДРОМЕ
С ИЗМЕНЕНИЕМ СКОРОСТИ.

Общие рекомендации.

Тема является не простым продолжением предыдущей, а ее развитием, углублением на более высоком уровне, потому что в ней предусматривается не только совершенствование навыков трогания автомобиля с места, переключение передач, но и изменение скорости движения путем регулирования положения дроссельной заслонки, применение ступенчатого перехода на низшие передачи и формирование навыков торможения автомобиля разными способами.

К изучению темы учащийся подготовлен не только знаниями и навыками, приобретенными при отработке тем предмета «Вождение автомобиля», но и теоретическими, и лабораторно-практическими занятиями по предмету «Основы управления автомобилем и безопасность движения».

Занятия состоят из двух частей (занятий): 1/ движение с изменением скорости и 2/ приемы управления тормозной системой.

Поскольку учащийся лишь продолжает овладевать навыками контрольного осмотра автомобиля, рационально, чтобы эту работу выполнил каждый учащийся, пользуясь схемой Приложения 1.

Во время вводного инструктажа на занятии 1 мастеру следует объяснять учащемуся:

- водить автомобиль нужно па скорости, близкой к максимальной в данной дорожной обстановке, но с учетом того, что она должна обеспечивать безопасность движения,

- во избежание потери скорости движения после каждого разгона автомобиля нельзя запаздывать с нажатием на педаль дросселей, после того как передача включена, то есть педаль дросселей не должна отставать от педали сцепления.

- необходимо осуществлять постоянный контроль скорости движения автомобиля как по спидометру, так и зрительно - по набеганию дороги и т. д.

- изменение скорости движения автомобиля осуществлять с помощью педали дросселей, не прибегая к переключению передач (особенно на низших передачах),

- быстрый переход на низшую передачу без перегазовки особенно часто требуется на подъеме, плохой дороге, внезапном отказе ножного тормоза; в последнем случае необходимо действовать быстро и для лучшей гарантии применять большой промежуточный газ.

Чтобы учащийся лучше почувствовал изменение скорости движения автомобиля в зависимости от величины открытия и закрытия дроссельной заслонки, следует это показать на низших передачах, так как на них будет быстрое увеличение и замедление скорости, чего нельзя достичь на повышенных передачах.

При формировании навыков переключения передач и движения автомобиля на различных передачах можно использовать следующие приемы обучения.

1. Задать учащемуся скорость движения автомобиля сначала
последовательно в возрастающем, а затем - убывающем порядке. Передачи
при этом учащийся выбирает самостоятельно. Движение автомобиля на
заданной скорости продолжается около 1 минуты и выдерживается с
точностью ±10% от указанной мастером величины.

Сначала учащемуся разрешается контролировать скорость по
спидометру с попеременным переводом взора с дороги на прибор. По мере
усвоения навыка обращение к спидометру становится реже. Затем спидометр
закрывается от учащегося и скорость оценивается по набеганию дороги и
другим ориентирам.

2. Учащемуся дается задание:

- тронуть автомобиль с места,

- задать двигателю максимальную нагрузку,

- плавно нажимать педаль дросселей до положений, соответствующих средней и полной нагрузкам двигателя,

- повторить эти же действия, но в обратном порядке.

В каждом из трех положений (наибольшей, средней, наименьшей нагрузок двигателя) педаль дросселей задерживать на 2-3 сек.

3. Когда учащийся станет правильно справляться с заданием, ему
предлагается выполнить плавный переход от одной нагрузки двигателя к
другой без задержки педали дросселей в промежуточном положении. На
протяжении всего упражнения учащийся зрительно воспринимает скорость
движения автомобиля, ускорение и замедление ее при дозированных
воздействиях на педаль дросселей, ориентируясь по набеганию дороги и т. д.
О том, какую, по его мнению, скорость развивал автомобиль при разных
положениях дроссельной заслонки учащийся сообщает мастеру, а он, сличив
эти цифры с показаниями спидометра, сообщает учащемуся величину
расхождения.

Для тренировки в восприятии замедления в пути, пройденном автомобилем за время остановки, можно дать учащемуся задание:

- разогнать автомобиль и начать его торможение около указанного мастером ориентира (стойки),

- в ходе торможения восклицанием «Есть!» сообщись мастеру о моменте, когда, по его мнению, началось замедление движения автомобиля,

- после остановки автомобиля выйти из кабины и, ориентируясь по стойке, около которой было начато торможение, зрительно оценить пройденный за время торможения путь.

Кроме этих практических действий учащегося, мастер также должен дать ему ряд советов, указаний по торможению автомобиля.

Мастер объясняет, что в зависимости от интенсивности замедления движения автомобиля, различают служебное и экстренное торможение. При служебном торможении автомобиль плавно замедляет движение за счет прикрытия дросселей, уменьшения подачи топлива, переход на пониженную передачу или плавного притормаживания стояночным тормозом. При экстренном торможении используется интенсивное нажатие на педаль тормоза.

Для того, чтобы исключить передачу крутящегося момента двигателя на колеса при торможении автомобиля, лучше всего пользоваться ножным тормозом, предварительно выключив сцепление. Следует затормозить автомобиль и поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение.

При плавном торможении автомобиля на ровном месте нет необходимости в начальный момент выключать сцепление, так как здесь не требуется большой силы торможения.

Следует предугадать необходимость торможения и начать тормозить заранее, а не в последний момент с тем, чтобы в случае внезапного повреждения тормозной системы иметь время для использования стояночного тормоза или торможения двигателем. Но при этом следует помнить, что при торможении только стояночным тормозом значительно возрастает тормозной путь.

При экстренном торможении возникают большие перегрузки на двигатель и ходовую часть автомобиля, образуются значительные инерционные силы, которые могут привести к заносу.

Мастер должен предупредить учащегося о типичных ошибках, допускаемых молодыми водителями при экстренном торможении:

- они иногда не пользуются им из-за боязни, что автомобиль может потерять управляемость,

- они упираются руками в рулевое колесо, нажимают на него с большой силой, лишая себя возможности свободно поворачивать руль, чтобы вернуть автомобиль в правильное положение по отношению к оси дороги при возникновении заноса,

- они преждевременно выключают сцепление, повышая тем самым склонность колес к блокировке, а автомобиль - к заносу,

- при возникновении заноса, не отпуская педаль тормоза, они пытаются выровнять автомобиль с помощью руля,

- при возникновении блокировки колес они не ослабляют нажатие на педаль газа.

Занятие 1. Темя: «Движение с изменением скорости». Мастер:

- проверяет у учащегося наличие индивидуальной книжки, сверяет по пей номер, подлежащий отработке темы занятия,

- объявляет тему и цель занятия.

1 -й этап заня тия. Мастер дает задания учащемуся:

- провести контрольный осмотр автомобиля,

- ответить на вопросы для повторного ранее изученного учебного
материала.

Учащийся:

- проводит контрольный осмотр автомобиля, пользуясь примерной
схемой,

- отвечает на вопросы повторения.

2-й эта п занятия.

Мастер объясняет и показывает последовательность действий при изменении скорости движения автомобиля путем регулирования положения дроссельной заслонки, ступенчатого перехода на низшую передачу: при этом мастер сначала, проводя беседу с учащимся, восстанавливает в его памяти изученное на предыдущем занятии. Затем проводит вводный инструктаж, отражая в его ходе вопросы, изложенные в «Общих рекомендациях».

Мастер:

- дает задание учащемуся выполнить упражнение, -

- наблюдает за действиями учащегося, указывает на допущенные им
ошибки.

Учащийся выполняет задание. Мастер:

- дает контрольное по занятию задание:

изменить скорость автомобиля путем регулирования дроссельной заслонки,

изменить скорость движения автомобиля путем ступенчатого перехода на низшие передачи,

- наблюдает за действиями учащегося, замечает, но не исправляет
допущенные им ошибки,

- по окончании выполнения учащимся контрольного задания
анализирует качество его выполнения,

- объявляет и выставляет оценку в индивидуальную книжку, дает
учащемуся расписаться в соответствующих графах книжки,

- отвечает на вопросы учащегося.

Занятие 2. Тема: «Приемы управления тормозной системой».

Мастер:

- проверяет у учащегося наличие индивидуальной книжки, сверяет по ней номер подлежащий отработке темы занятия,

- объявляет тему и цель занятия.

1- й этап занят ия. Мастер:

- дает задание учащемуся выполнить контрольный осмотр автомобиля,

- на движущемся автомобиле учащемуся дает задание совершить
изученные на предыдущих занятиях действия по плавному и экстренному
торможению автомобиля,

- наблюдает за действиями учащегося, указывает на допущенные им
ошибки.

Учащийся выполняет задание.

2-й этап зан ятия. Мастер объясняет и показывает еще раз последовательность действии при совершении служебного и экстренного торможения:

- разгоняют автомобиль до скорости 30 - 40 км/час (только в условиях занятий на автодроме),

- снимают ногу с педали дросселей,

- плавно нажимают на педаль тормоза (примерно на 1/3 его хода),

- выключают сцепление,

- увеличивают нажатие на педаль тормоза, останавливают автомобиль,

- снова разгоняют его до небольшой скорости,

- снимают ногу с педали дросселей,,

- выключают сцепление,

- несколько краткими (импульсивными) нажатиями на педаль тормоза останавливают автомобиль.

Мастер указывает, что экстренное торможение производится так же, как это делалось при отработке на тренажере и предыдущих занятиях на автодроме.

Учащийся выполняет задание, неоднократно совершая служебное и экстренное торможение автомобиля.

Мастер:

- дает контрольное по занятию задание: произвести ряд служебных и
экстренных торможений,

- наблюдает за действиями учащегося, замечает, но не исправляет
допущенные им ошибки,

- по окончании: выполнения учащимся контрольного задания
анализирует качество его выполнения,

- объявляет и выставляет оценку в индивидуальную книжку, дает
учащемуся расписаться в соответствующих графах книжки,

- отвечает на вопросы учащегося.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: