Глава VII обучение вождению автомобиля на автодроме с изменением направления движения

Общие рекомендации.

К изучению темы учащийся подготовлен знаниями и навыками, приобретенными при изучении темы 2 «техника пользования органами управления автомобилем», выполнении лабораторно-практических работ по этой теме предмета «Основы управления автомобилем и безопасность движения», а также при отработке темы 2 на тренажере. Поэтому в определенной мере на занятиях по рассматриваемой в этой главе темы происходит как закрепление уже приобретенных учащихся знаний и навыков, так и их углубление, и расширение применительно к работе на движущемся автомобиле.

Занятие состоит из двух частей: 1/ повороты, 2/ движение задним ходом.

При вводном инструктаже по 1-ой части занятия мастер сам сначала описывает автомобилем на площадке начального обучения круг, демонстрируя радиус поворота. По отпечатку следа колес учащийся убеждается, что чем круче поворот, тем больше разница в радиусах между ними и, следовательно, если при повороте между препятствиями пройдут передние, то могут не пройти задние колеса.

Особое внимание следует обращать на то, чтобы учащийся приобрел навыки выполнения поворота в строгой последовательности действий.

Периодически, особенно на вершинах поворотов налево, учащийся останавливает автомобиль, выходит из кабины и проверяет положение • передних и задних колес на дороге.

Следует напомнить учащемуся о возможных ошибках при выполнении маневра поворота, в частности:

- неумение вести наблюдение за дорожной обстановкой, несоблюдение
требований к применению предупредительной сигнализации,

- резкое, быстрое отпускание педали сцепления при переходе на передачи в нисходящем порядке и, наоборот, замедление - при переходе на промежуточные и высшие передачи,

- запаздывание с нажатием на педаль дросселей после того, как включена передача,

- наезды на препятствия из-за неправильного выбора угла поворота то
есть, когда при неправильном расчете движения (раннем повороте)
автомобиль не «вписывается» в поворот или задние колеса наезжают на
препятствия при повороте.

Мастер должен дать учащемуся некоторые практические советы:

- для того, чтобы совершить плавные повороты рулевого колеса, не
следует допускать переход правой руки на левую сторону обода (при повороте налево) и левой руки на правую сторону обода (при повороте направо),

- если нужно экстренно действовать рулевым колесом, то поворачивать
его нужно скрестным хватом, переставляя руки на боковом секторе руля,

- нельзя забывать снижать скорость движения автомобиля перед
поворотом, потому что при повороте возникают центробежные силы,
вызывающие занос и опрокидывание автомобиля; эти силы тем больше, чем
выше скорость и круче поворот (причем, величина скорости оказывает
решающее влияние),

- возвращать руль в нейтральное положение нужно несколько раньше,
чем автомобиль пройдет всю дугу поворота (после прохождения примерно
2/3 дуги); нельзя отпускать руль для самовозврата рулевого колеса,

- повороты в ограниченных проездах около препятствий следует
совершать с расчетом, на прохождение переднего колеса около препятствия,
объезжая препятствий на автодроме поочередно слева и справа и не допуская
наезда на ноге передними колесами.

В начале занятия 2 мастер предупреждает учащегося, что движение задним ходом является маневром повышенной опасности и сложности, что его нельзя начинать прежде, чем учащийся (или мастер) лично не убедится в безопасности маневра, а также в том, что дорога не имеет опасных дефектов.

Мастер должен объяснить учащемуся:

- во время движения задним ходом наблюдение за дорогой ведется через заднее окно, через боковое окно, через заднее и боковое окно одновременно, через открытую дверь кабины (как в данной ситуации удобнее водителю),

- прежде, чем открыть дверь для наблюдения за дорогой, следует отпустить боковое стекло, если оно поднято, и положить руку в проем окна; во избежание несчастного случая не следует удерживать дверь за ручку,

- при движении задним ходом руль удобнее поворачивать одной рукой, лежащей на верхней дуге обода рулевого колеса, что позволяет наиболее точно вести автомобиль,

- левая нога должна постоянно находиться на педали сцепления, а правая на педали дросселей,

- двигаться задним ходом надо медленно, поддерживая малую скорость пробуксовкой сцепления (частичным нажатием педали),

- при маневрировании задним ходом подаются такие же, как и при движении, передним ходом, предупредительные сигналы указателем поворотов,

- при поворотах задним ходом передняя часть автомобиля (бампер,
крылья) движется по большому радиусу, поэтому, во избежании задевания
крыльями боковых препятствий, следует контролировать прохождение
передних крайних точек автомобиля (периодически переводить взгляд
вперед: на капот, крылья),

- чтобы облегчить движение автомобиля по заданной траектории, надо следить за зазором между задним колесом (бортом, крылом) и направляющим ориентиром (бордюром, линией на дороге и т. д.),

- когда приходится двигаться задним ходом, пользуясь только боковым зеркалом (в узких проездах), следует оставлять меньший интервал слева и поддерживать его наблюдением в зеркале и, при необходимости, малой коррекцией рулем,

- при подъезде (отъезде) задним ходом к стене (забору, погрузочной площадке) нельзя делать резкие повороты рулевого колеса, а также следует вести наблюдение одновременно за передними и задними колесами,

- повороты задним ходом грузовым автомобилем на значительные углы следует выполнять с наблюдением за дорогой, выходя на подножку автомобиля,

- если при движении задним ходом наблюдение за дорогой затруднено, то следует пользоваться помощью другого лица (мастер), которое наблюдает за дорогой и подает сигналы,

- если нужно совершать движение автомобиля задним ходом вдоль стены (забора, погрузочной площадки), то к пей следует подъезжать па малой скорости, наблюдая за постоянством зазора между задним колесом (боковым бортом, крылом) автомобиля и стеной, поворачивать руль на малые углы,

- при отъезде от стены (забора, погрузочной площадки) надо следить за прохождением крайних точек (бампера, крыла), которые находятся ближе к препятствию,

- совершая движение задним ходом на подъем, сначала надо поставить автомобиль задним бортом к косогору (холму, эстакаде), въехать на него, оставить автомобиль, затормозить его стояночным тормозом, затем плавно съехать с косогора передним ходом.

Занятие 1. Тема: «Повороты».

План занятия по этой теме в качестве примера второго варианта (формы) составления развернутого плана занятия приведен в Приложении 2.

Занятие 2. Тема: «Движение задним ходом».

Мастер:

- проверяет наличие у учащегося индивидуальной книжки, сверяет по
пей номер подлежащий отработке темы занятия,

-объявляет тему и цель занятия.

1-й этап з анятия. Мастер:

- дает задание учащемуся:

произвести контрольный осмотр автомобиля, совершить маневры повороты автомобиля. Учащийся выполняет задание. Мастер:

- наблюдает за действиями учащегося, указывает на допущенные им
ошибки.

2-й этап за н ятия. Мастер:

- указывает учащемуся, что маневр движения автомобиля задним ходом он должен будет совершать с поворотом налево, направо, в ограниченных и неограниченных проездах, вдоль стены (забора, погрузочной площадки), на подъемах и спуске с него,

- объясняет и показывает последовательность действий при движении автомобиля задним ходом в различных ситуациях, помня указания мастера,

- наблюдает за действиями учащегося, указывает на допущенные им ошибки.

Учащийся выполняет задание. Мастер:

- дает контрольное по занятию задание:

совершить движение задним ходом по прямой с использованием различных способов наблюдения за дорогой, а именно:

а) движение задним ходом с поворотами налево, направо в
неограниченных и ограниченных проездах,

б) движение задним ходом вдоль стены (забора, погрузочной
площадки),

в) движение задним ходом на подъем.

- наблюдает за действиями учащегося, замечает, но не исправляет
допущенные им ошибки,

- после окончания выполнения учащимся контрольного задания
анализирует качество его выполнения,

- объявляет и выставляет оценку в индивидуальную книжку, дает
учащемуся расписаться в соответствующих графах книжки,

- отвечает на вопросы учащегося.

ГЛАВА VIII


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: