Страхование в сельском хозяйстве

Агрострахование - страхование сельскохозяйственных культур или животных - выделено в отдельную линию рискового страхования. Часто агрострахование проводится по лицензии на имущественное страхование (отлично от огневого страхования). В практике выделяют несколько видов страховых продуктов - страхование от огня и града, отдельно град, мультирисковое страхование (или комбинированное), страхование от поименованных рисков.

Следует начать с того, какое имущество может быть застраховано. Одним из видов страхования является страхование 1) сельскохозяйственных культур. Растениеводство больше, чем другая отрасль сельскохозяйственного производства, повреждено воздействию природно-климатических условий.

Неблагоприятные природные факторы, воздействующие на конечные

результаты в растениеводстве, можно разделить на две группы. Первую составляют постоянные, т.е. обычные для той или иной местности, факторы: короткий вегетационный период, невысокие среднегодовые температуры воздуха, низкое качество почвы и т.д. Вторую образуют необычные, случайные отклонения от нормальных условий развития растений: ранние заморозки, длительное отсутствие осадков, градобитие и т.п.

Основным принципом современного страхования урожая сельскохозяйственных культур является его тесная связь с результатами деятельности в колхозе, совхозе или другом хозяйстве. Размер страхового обеспечения зависит от уровня урожайности.

Страхователями являются: колхозы, включая рыболовецкие, совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия, межхозяйственные организации и объединения, кооперативные, арендные и фермерские хозяйства.

Страхование распространяется на все виды сельскохозяйственных культур: озимые и яровые зерновые и зернобобовые, технические, овощные бахчевые, кормовые, сады, ягодники, виноградники, питомники, теплицы и т.д.

Объектом страхования является основная продукция культуры. По культурам, дающим два-три вида основной продукции все они считаются застрахованными.

При страховании многолетних насаждений объектом страхования выступают сами насаждения: как основные или оборотные фонды, так и урожай этих насаждений. Насаждения страхуются в их полной балансовой стоимости, а урожай - в общем указанном выше порядке.[17]

Условия страхования предусматривают кроме того, возмещение ущерба при гибели урожая культур в закрытом грунте (теплицы, питомники) из за прекращения подачи электроэнергии, вызванной стихией, пожарами или аварией. Цветы могут быть дополнительно застрахованы на случай их похищения.

Страхование урожая начинается со дня посева (посад ки) сельхозкультуры и прекращается со дня окончания уборки урожая сельскохозяйственной культуры. Поскольку окончание уборки зависит от вида культур, момент прекращения страхования по культурам различается.

Размер страховых платежей сельскохозяйственного предприятия определяется исходя из среднего застрахованного урожая каждой культуры, цены на ее продукцию, площади посева (посадки) и тарифов.

Органы государственного страхования по каждому сельхозтоваропроизводителю отдельно ведут «Журнал учета урожайности сельскохозяйственных культур. В нем фиксируются данные о ежегодной урожайности основной продукции, всех культур. Страховые платежи исчисляются исходя из стоимости урожая на всю площадь посева (посадки) и ставок страховых платежей.

В последнее время страхование в сельском хозяйстве проводилось в соответствии с постановлением Правительства от 1 ноября 2001 г. N 758 "О государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства", которым были утверждены правила пр едост авления субсидий за счет средств федерального бюджета на компенсацию части затрат сельхозтоваропроизводителей на страхование урожая сельскохозяйственных культур.

.К сожалению, Минсельхозом России очень долго разрабатываются

Правила предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на страхование урожая сельскохозяйственных культур. Проектом правил предусмотрены следующие условия предоставления субсидий:

· субсидии предоставляются сельхозтоваропроизводителям любой организационно-правовой формы, в том числе, крестьянским (фермерским) хозяйствам в виде компенсации 50 % уплаченного страхового взноса по договору страхования урожая сельскохозяйственных культур, заключенному со страховыми организациями, имеющими лицензию на проведение соответствующего вида страхования и состоящими в страховых пулах;

· субсидии предоставляются в пределах средств, выделенных региону на эти цели;

· субсидии напрямую перечисляются на расчетные счета сельскохозяйственных товаропроизводителей;

· в перечень сельскохозяйственных культур, при проведении страхования урожая которых предоставляются субсидии за счет средств федерального бюджета, входят: озимые зерновые, яровые зерновые и зернобобовые, масличные, сахарная свекла, соя.

· договор страхования заключается на случай гибели (уничтожения) и повреждения культур в результате засухи, заморозков, вымерзания, выпревания, переувлажнения почвы, пыльных бурь, града, осадков (продолжительные сильные дожди, очень сильные дожди и ливни), весеннего половодья и дождевых паводков, сильного ветра;

· договор страхования урожая сельскохозяйственных культур заключается до окончания сева (посадки) сельскохозяйственных культур (группы культур);

· страховая стоимость урожая определяется исходя из размера посевных площадей, средней урожайности сельскохозяйственной культуры, сложившейся в среднем за 5 лет, предшествующих году заключения договора страхования, и расчетных прогнозируемых цен по каждой культуре на соответствующий год;

· расчетные прогнозируемые цены определяются исходя из средних сложившихся по региону за предыдущий год цен реализации товаропроизводителями сельскохозяйственных культур с учетом уровня инфляции.

При отсутствии у сельхозтоваропроизводителей данных для определения средней урожайности сельскохозяйственных культур за предшествующие 5 лет при заключении договора страхования в расчет принимается средняя урожайность за указанный период по соответствующем) административно-территориальному образованию:

1. страховая сумма по договору страхования определяется в размере страховой стоимости урожая сельскохозяйственных культур;

2. договор страхования урожая сельскохозяйственных культур может по соглашению сторон заключаться на срок до 5 лет с ежегодным уточнением следующих показателей: посевные площади, средняя урожайность, расчетные прогнозируемые цены;

3. размер страхового взноса, подлежащего субсидированию, планируется определять по предельным ставкам.

При Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации создано Федеральное агентство по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства. Основными задачами Агентства являются:

1. организация мероприятий по обеспечению государственной поддержки страхования в сфере агропромышленного производства и контроль за соблюдением порядка и условий предоставления средств федерального бюджета на эти цели;

2. информационное обеспечение деятельности по страхованию;

3. обобщение опыта проведения страхования в сфере агропромышленного производства, разработка предложений по совершенствованию указанной деятельности и использованию новых механизмов и форм государственной поддержки страхования в сфере агропромышленного производства.

Сформирован Российский сельскохозяйственный страховой пул (объединение страховщиков), работающих на агропродовольственном рынке.

Следующий вид - это страхование животных. Страховая защита животноводства направлена, с одной стороны, на возмещение ущерба от падежа, гибели или вынужденного забоя животных как части основных и оборотных фондов сельскохозяйственных предприятий, а с другой – на уменьшение и компенсацию потерь животноводческой продукции от стихийных бедствий и других неблагоприятных событий.

Страхование проводится на случай гибели животных от следующих стихийных бедствий: бурана, бури, урагана, ливня, града, наводнения, землетрясения, обвала, селя, удара молнии. Страховое возмещение выплачивается и в случае, когда следствием стихийного бедствия явилась неинфекционная болезнь животных, вызвавшая их гибель в течение 10 дней после стихийного бедствия.

Страхование пушных зверей и семей пчел проводится от болезней, стихийных бедствий, несчастных случаев: домашней птицы и кроликов -

только от эпизоотии, пожара, наводнения, бури, урагана, бурана, града, землетрясения и обвала.

Страховое обеспечение сельскохозяйственных животных, домашней птицы, кроликов, пушных зверей и семей пчел устанавливается в пределах 70-80% их балансовой стоимости в соответствующих хозяйствах.

Проводится также страхование собак - охотничьих, служебных, сторожевых и декоративных. Предусматривается возмещение потерь в случае гибели от различных болезней, кражи (пропажи), стихийных явлений и т.п.

Преимуществами страхования с участием государства являются:

· возможность обеспечивать большее страховое покрытие по сравнению с другими

методами минимизации сельскохозяйственных рисков;

· повышение роли страховщиков (как представителей частного

капитала) в управлении системными рисками в более широком диапазоне;

· освобождение государства от необходимости урегулирования

большого количества убытков, что позволяет направить его усилия на другие проблемы экономики.

Причины низкой страховой активности аграриев:

1. «Бедность» сельхозтоваропроизводителей;

2. Высокая стоимость страхования;

3. Сложность получения субсидий;

4. Наличие «серых» страховщиков;

5. Несовершенство страхового механизма.

Налогообложение сельхоз товаропроизводителей.

В условиях современных преобразований мы живем в очень интересное и трудное время резких и глубоких экономических, политических и социальных перемен, как в России, так и в мировом масштабе. Экономика - это особый мир, быть вне экономики невозможно. Предпосылкой же возникновения экономических отношений служит сельское хозяйство со своей продукцией.

Сельское хозяйство является важнейшей отраслью народного хозяйства. В то же время, система налогообложения в соответствии с действующим налоговым кодексом, во многом не учитывает ее специфичность. Зависимость от природно–климатических условий, плодородия почв, сезонности производства и ряда других особенностей требует индивидуального, взвешенного подхода к системе налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Аграрный комплекс оказался наименее защищенным звеном российской экономики. Государственные меры финансового оздоровления сельского хозяйства преследуют несколько целей, среди которых, безусловно, следует перечислить:

1. привлечение предпринимательства в сельское хозяйство;

2. льготное кредитование и финансирование;

3. льготное налогообложение;

Льготное налогообложение как часть государственной поддержки сельскохозяйственных производителей связана в первую очередь с трудностями рыночной экономики.

На сегодня для сельскохозяйственных товаропроизводителей действуют два режима налогообложения: общий режим налогообложения и специальный режим налогообложения (ЕСХН).

Предприятия, находящиеся на общем режиме налогообложения, уплачивают следующие виды налогов: НДС, налог на прибыль (предусмотрена льгота по налогу на прибыль от реализации сельскохозяйственной продукции), единый социальный налог, транспортный налог (льгота в части грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники), налог на имущество (льгота в отношении имущества, используемого для производства и хранения сельскохозяйственной продукции), земельный налог, налог на добычу полезных ископаемых, за пользование водными объектами и платежи за загрязнение окружающей среды. Налог с продаж, налог на рекламу, целевые сборы на содержание милиции с 2004 года отменены.

С 1 января 2004 года вступила в действие Глава 26.1. Налогового Кодекса Российской Федерации[18] «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН)» в новой редакции.

До этого времени, а именно с 1 января 2002 года, действовал закон, согласно которому предлагалось введение фиксированной ставки налога за гектар сельскохозяйственных угодий, находящихся в пользовании. Анализ показал, что при его введении предприятия, имеющие высокий уровень производства, сокращают сумму уплачиваемых налогов, а предприятия со слабой экономикой должны были платить еще большие налоги.

1. Понятие единого сельскохозяйственного налога.

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает основной вид налога для сельскохозяйственных производителей. Это единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН ).

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, установленная гл.26.1 НК РФ, - это специальный налоговый режим. Возможность его применения не зависит от того, введен ли ЕСХН законом субъекта РФ (как это было до 1 января 2004 г.). Нормы гл.26.1 действуют непосредственно на всей территории России. Перейти на уплату этого налога каждый налогоплательщик может добровольно (п.2 ст.346.1 НК РФ). Те, кто избрал эту систему налогообложения, не вправе отказаться от ее применения до окончания налогового периода.

Единый сельскохозяйственный налог заменяет собой уплату ряда налогов[19].

Первый заменяемый налог – налог на прибыль. Сельскохозяйственные товаропроизводители, не перешедшие на специальный режим налогообложения, до 2006 года освобождены от уплаты налога на прибыль от сельскохозяйственной деятельности (налогообложению подлежит прибыль от прочей деятельности).

Второй заменяемый налог – налог на имущество.

Третий заменяемый налог – НДС. При переходе на специальный режим налогообложения прекращаются обязательства по уплате НДС. В прошедшем году, с облагаемых объемов реализации НДС, подлежащий уплате в бюджет, составил по сельским товаропроизводителям 450 млн. руб. НДС, уплаченный поставщикам по материальным ресурсам, приобретенным на производство, составил 520 млн. руб. Разница в сумме 70 млн. руб. оставалась у сельхозтоваропроизводителей на пополнение оборотных средств.

В первоначально предложенном варианте закона предполагалось сельхозтоваропроизводителям предоставить право самим решать, уплачивать НДС в соответствии с общим режимом налогообложения, либо относить на расходы сумму НДС, уплаченную в цене товара[20].

Следует учесть, что с 2004 года ставка по материальным ресурсам составляет 18 %, следовательно, сумма возмещаемого из бюджета НДС в результате сокращения разницы в процентных ставках сократится.

ЕСХН как спецрежим повторяет концепцию гл.26.2 НК РФ об упрощенной системе налогообложения. Главное отличие в том, что ЕСХН предназначен не для широкого круга налогоплательщиков, как "упрощенка", а только для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Но существуют и другие отличия - в условиях перехода, порядке применения и отказа от спецрежима, способах определения налоговой базы, порядке ведения бухучета и т.п.

2. Условия перехода на единый сельскохозяйственный налог.

Переход на уплату ЕСХН с общего режима налогообложения устанавливается следующий: в период с 20 октября по 20 декабря, предшествующий году, начиная с которого сельскохозяйственные товаропроизводители переходят на уплату ЕСХН, в налоговую инспекцию по месту нахождения подается заявление. При подаче заявления предоставляют данные о доле дохода от сельскохозяйственной продукции в общем объеме дохода по итогам 9 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о переходе на уплату ЕСХН.

Переход на уплату ЕСХН осуществляется предприятиями добровольно. В 2004 году, поскольку закон был принят уже в ноябре, срок подачи заявления в налоговый орган о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога продлен до 1 июня 2004 года.

Налоговым периодом признается календарный год. Перейти на общий режим налогообложения до окончания налогового периода нельзя. Переход возможен только с начала календарного года, уведомив об этом ИМНС не позднее 15 января года, в котором предприятие предполагает перейти на общий режим налогообложения. Если по итогам налогового периода выручка от реализации сельскохозяйственной продукции составит менее 70 %, то налогоплательщик подает заявление о перерасчете налоговых обязательств и переходе на общий режим налогообложения в течение 20 календарных дней по истечении налогового периода и производит уплату исчисленных сумм налогов до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом по ЕСХН. Налогоплательщик, перешедший на общий режим налогообложения вправе перейти на уплату ЕСХН не ранее чем через год после того, как утратил право на его применение.

Налоговым кодексом ограничена возможность одновременного применения других спецрежимов. Так, налогоплательщики, применяющие УСН, не вправе применять ЕСХН и наоборот. В то же время сельхозпредприятия, переведенные по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД, не могут перейти на уплату ЕСХН (п.З ст.346.2 НК РФ), но вправе при этом применять "упрощенку".

Вновь созданные организации и предприниматели вправе перейти на уплату ЕСХН без ограничений с момента постановки на учет в налоговых органах, если подадут соответствующее заявление в налоговую инспекцию одновременно с заявлением о госрегистрации.

3. Понятие сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Основным признаком особого, аграрного субъекта налогообложения является его участие в производстве, переработке, хранении или реализации сельскохозяйственной продукции. При этом необязательно именоваться сельскохозяйственным кооперативом или крестьянским хозяйством. Это могут быть любые юридические лица, граждане, занятые предпринимательством без образования юридического лица, или индивидуальные предприниматели, вся или определенная часть/доля деятельности которых связана с сельским хозяйством. Основным является в данном случае соответствие установленным законодательно требованиям, предъявляемым к лицам, претендующим на особое, льготное налогообложение.[21]

Определение сельскохозяйственного товаропроизводителя дано в п. 1 ст.346.2 НК РФ.

Налогоплательщиками ЕСХН признаются сельскохозяйственные товаропроизводители при условии, что в общем доходе от реализации доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 %.

Порядок отнесения продукции к продукции первичной переработки устанавливает Правительство РФ.

4. Признание доходов и расходов.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Порядок определения и признания доходов и расходов во многом определяется действующими на сегодня нормами гл.25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» и расходами, учитываемыми во многом также по принципу учета расходов при определении налоговой базы этой же главы, но с некоторыми немаловажными особенностями. В частности, расходы увеличиваются на сумму приобретаемых основных средств и относятся на затраты в момент их ввода в эксплуатацию. Стоимость основных средств, срок службы которых до 3–х лет, списывается на расходы в первый год уплаты ЕСХН. При сроке службы от 3 до 15 лет в первый год на расходы списывается 50 % стоимости, 2–й – 30 %, и в 3–й – оставшиеся 20 % стоимости. При сроке службы свыше 15 лет остаточная стоимость списывается на расходы равными долями в течение 10 лет. Лизинговые платежи также учитываются по расходам, а также суммы НДС, уплаченные в цене товара.

Приведем пример расчета ЕСХН:

Доходы и расходы от разведения и продажи кур составили:

Месяц Доходы от продажи кур, руб. Расходы на разведение и содержание (корм и пр.), руб.
январь 100 000 90 000
февраль 120 000 100 000
март 80 000 50 000
апрель 90 000 40 000
май 150 000 70 000
июнь 110 000 50 000
ИТОГО 650 000 400 000

ЕСХН за отчетный период (полугодие) = 250 000 руб. х 6 % = 15 000 руб.

Итого к уплате за 1 полугодие = 15 000 руб.

Месяц Доходы от продажи кур, руб. Расходы на разведение и содержание (корм и пр.), руб.
июль 120 000 100 000
август 110 000 90 000
сентябрь 70 000 40 000
октябрь 80 000 60 000
ноябрь 120 000 80 000
декабрь 130 000 90 000
ИТОГО 630 000 460 000

Итого налоговая база за весь год (налоговый период) = (650 000 – 400 000)+ (630 000 – 460 000) = 250 000 + 170 000 = 420 000 руб.

ЕСХН за год = 420 000 руб. х 6 % = 25 200 руб.

За год с учетом авансового платежа надо уплатить ЕСХН = 25 200 руб. – 15 000 руб. = 10 200 руб.

Декларация по ЕСХН представляется не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом организациями и индивидуальными предпринимателями только по итогам налогового периода, т.е. один раз в год.

Однако уплачивается налог два раза в год: один раз по итогам полугодия и один раз по итогам года. По итогам полугодия (не позднее 25 календарных дней по окончании 1 полугодия) уплачивается авансовый платеж по налогу (статья 346.9 Налогового кодекса).

Убыток, полученный по итогам налогового периода можно в полном объеме перенести на следующий налоговый период. При этом убыток может быть перенесен целиком или частично на любой налоговый период в течение 10 лет с года его возникновения (пункт 5 статьи 346.6 Налогового кодекса).

Приведем пример:

Период, год Убыток, руб. Прибыль(доходы–расходы), руб.
  400 000  
    100 000
    200 000
    200 000

За 2010 год налог платить не надо: 100 000 руб. – 400 000 руб. = 0 руб. Таким образом, 100 руб. убытка учтено;

за 2011 год налог платить не надо: 200 000 руб. – (400 000 руб. – 100 000 руб. (уже учтенных) = 0 руб. Теперь учтено 300 000 руб. убытка (100 000 руб. + 200 000 руб.), осталось учесть 100 000 руб.(400 000 руб. – 300000 руб.);

за 2012 год надо заплатить налог = (200 000 руб. – 100 000 руб.) X 6% = 6 000 руб.

Декларация по ЕСХН представляется не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом организациями и индивидуальными предпринимателями только по итогам налогового периода, т.е. один раз в год.

Однако уплачивается налог два раза в год: один раз по итогам полугодия и один раз по итогам года. По итогам полугодия (не позднее 25 календарных дней по окончании 1 полугодия) уплачивается авансовый платеж по налогу (статья 346.9 Налогового кодекса).

Налог уплачивается по месту нахождения организации и зачисляется на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Налоговые декларации составляются по истечении налогового периода и представляются не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Уплачивается налог не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации.

Наряду с поправками к действующей 26 главе НК, введен ряд других поправок, в том числе для организаций, не перешедших на уплату ЕСХН, по деятельности, связанной с реализацией сельскохозяйственной продукции. При уплате налога на прибыль вводится следующий порядок: в 2004–2005 годах по ставке 0 %,2006–2008 годах по ставке 6 %, 2009–2011 гг. – 12 %, 2012–2014 гг. – 18 %. Начиная с 2015 года в соответствии с п.1 ст.284 НК РФ – 24 %.

Все доходы признаются по кассовому методу. То есть датой их получения считается день поступления денег на банковский счет или в кассу, а также день получения иного имущества (работ, услуг) и имущественных прав. При этом в Кодексе особо оговаривается порядок признания отдельных доходов при смене режима налогообложения теми организациями, которые определяли налоговую базу по налогу на прибыль по методу начисления. На дату перехода такие организации должны включить в доходы суммы авансов по договорам, которые будут исполнены в период применения спецрежима. В то же время такие налогоплательщики не учитывают в составе доходов, облагаемых ЕСХН, оплату, поступившую в период применения спецрежима, за товары (работы, услуги), доход от реализации которых включен в налоговую базу по налогу на прибыль в период применения общего режима налогообложения.

Заметим, что у предпринимателей подобных проблем не возникает, поскольку и до, и после перехода на спецрежим они определяют доходы и расходы кассовым методом.

Теперь поговорим о признании расходов.

Как и при "упрощенке", для плательщиков ЕСХН установлен закрытый перечень расходов, учитываемых при определении налоговой базы (п.2 ст.346.5 НК РФ). Эти расходы аналогичны тем, которые признаются при "упрощенке", однако для ЕСХН перечень затрат длиннее. Дополнительно в него включены:

- расходы на питание работников, занятых на сельскохозяйственных работах;

- расходы на информационно-консультативные услуги;

- расходы на повышение квалификации кадров;

- судебные расходы и арбитражные сборы;

- расходы в виде уплаченных сумм пеней и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также в виде сумм, уплаченных в возмещение причиненного ущерба.

Все затраты налогоплательщик вправе признать расходами только после их фактической оплаты. Расходы должны быть также экономически обоснованны и документально подтверждены. Для некоторых расходов установлен особый порядок признания.

Расходы на приобретение основных средств и нематериальных активов (НМА) плательщики ЕСХН учитывают и признают практически так же, как и "упрощенцы". По основным средствам и НМА, приобретенным после перехода на уплату ЕСХН, расходы признаются в момент ввода объектов в эксплуатацию.

Что касается определения сроков полезного использования НМА, приобретенных до перехода на спецрежим, то их особенности в гл.26.1 НК РФ не уточняются. В то же время в абз.7 пп.2 п.4 ст.346.5 НК РФ, где говорится об определении сроков полезного использования основных средств, есть ссылка на ст.258 Кодекса. Этой нормой, по мнению автора, должны руководствоваться плательщики ЕСХН и при определении сроков полезного использования НМА, поскольку правила их учета для целей уплаты ЕСХН идентичны правилам учета основных средств (п.5 ст.346.5 НК РФ).

Плательщики ЕСХН принимают стоимость основных средств (НМА) равной их остаточной стоимости на момент перехода на спецрежим.

Обратите внимание: остаточная стоимость в соответствии с пп.2 п.6 ст.346.6 НК РФ определяется не как разница между первоначальной стоимостью объекта и суммой начисленной амортизации, а как разница между ценой приобретения и суммой начисленной амортизации (аналогичный порядок действует и при "упрощенке").

Что следует понимать под "ценой приобретения"? Налоговые органы трактуют данную норму буквально: кроме цены приобретения никакие другие расходы, включаемые в первоначальную стоимость имущества в налоговом учете (расходы по монтажу, расходы на транспортировку и др.), не могут быть учтены. Более того, сумма амортизации, участвующая в расчете остаточной стоимости объекта, должна быть пересчитана исходя из цены приобретения. Если налогоплательщик изберет иной способ расчета остаточной стоимости, то свою точку зрения ему, скорее всего, придется отстаивать в суде.

Обращаем внимание: так же, как и "упрощенцы", плательщики ЕСХН не смогут учесть в составе расходов затраты на создание НМА и основных средств (например, построенных хозспособом).

В особом порядке признают некоторые расходы налогоплательщики, которые применяли до перехода на ЕСХН метод начисления при расчете налоговой базы по налогу на прибыль (п.6 ст.346.6 НК РФ). Расходы, оплаченные авансом до перехода на спецрежим, включаются в налоговую базу по ЕСХН на дату их осуществления во время применения спецрежима. Если расходы осуществлены до перехода на спецрежим и уже были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, то их нельзя включать в налоговую базу по ЕСХН, даже если они были оплачены в период применения спецрежима.

5. Определение налоговой базы.

Налоговой базой по ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. Доходы (расходы), выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Банка России, установленному на дату получения дохода (осуществления расхода). Денежное выражение доходов, полученных в натуральной форме, налогоплательщик определяет исходя из рыночных цен (за минусом НДС) в соответствии с положениями ст.40 НК РФ. Если он не сделает этого, налоговые органы могут пересчитать его доходы, руководствуясь указанной статьей Кодекса.

Налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу только на сумму убытка, полученного в прошлых налоговых периодах при применении ЕСХН. Убыток не должен уменьшать налоговую базу более чем на 30%. Сумма убытка, превышающая эту величину, переносится на следующие налоговые периоды (не более чем на 10 периодов).

Убытки, полученные при применении общего режима налогообложения, равно как и убытки, полученные при применении других спецрежимов, плательщики ЕСХН признать не вправе.

Уплата ЕСХН и налоговая отчетность.

Налоговым кодексом ставка ЕСХН установлена в размере 6% (ст.346.8). Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п.1 ст.346.9). Отчетный период по налогу равен полугодию, налоговый - календарному году (ст.346.7).

По итогам отчетного периода налогоплательщики обязаны исчислить сумму авансового платежа (п.2 ст.346.9). Суммы перечисленных в течение года авансовых платежей засчитываются в счет уплаты ЕСХН по итогам налогового периода. При этом срок уплаты авансового платежа Кодексом не установлен. По итогам налогового периода организации уплачивают ЕСХН не позднее 31 марта следующего года, а предприниматели - не позднее 30 апреля.

И организации, и предприниматели, и фермерские хозяйства представляют декларации по ЕСХН за полугодие не позднее 25 июля отчетного года. Сроки представления налоговых деклараций по итогам налогового периода совпадают со сроками уплаты годовой суммы налога. То есть организации должны подать декларацию не позднее 31 марта, а индивидуальные предприниматели - непозднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Положительным моментом является то, что переход на уплату ЕСХН осуществляется предприятиями добровольно, в зависимости от конкретно сложившейся финансово–экономической ситуации на предприятии (в отличие от предыдущего Закона, введение в действие которого на территории принималось региональными органами власти).

В 2004 году с общего режима налогообложения на уплату ЕСХН перешли 226 предприятий, в том числе 27 агрофирм, 97 коллективных сельскохозяйственных предприятий, 102 крестьянских (фермерских) хозяйства. Расчеты показывают, что специальный режим налогообложения приемлем для хозяйств, имеющих низкий и средний уровень производства, испытывающих трудности с выполнением текущих обязательств, использующих бартерные операции для расчета за ресурсы. При сокращении объема текущих платежей у хозяйств будет реальная возможность направлять высвободившиеся денежные средства в производство.

Существенным моментом, сдерживающим переход сельхозпредприятий с общего режима налогообложения на специальный режим, было то, что НДС по не списанным на производство материальным ресурсам необходимо было возвратить в бюджет[22]. В целом по области это 168 млн. руб. Государственной Думой РФ принята поправка в налоговый Кодекс, устанавливающая, что при переходе на уплату ЕСХН «входной» НДС не подлежит уплате в бюджет.

Финансово устойчивым предприятиям, соблюдающим расчетно–платежную дисциплину, получающим возмещение из бюджета НДС и имеющим прибыль от хозяйственной деятельности, переход на уплату ЕСХН не дает значительной экономии по налогам в сравнении с общим режимом налогообложения[23]. Таким предприятиям получающим возмещение из бюджета НДС и имеющим прибыль от хозяйственной деятельности, специальный режим налогообложения невыгоден, поскольку ведет к увеличению объема налоговых платежей в сравнении с действующим режимом налогообложения в целом на 28.6 млн. руб.

Во многом вопрос выгодности или невыгодности перехода сельхозтоваропроизводителей на уплату единого сельскохозяйственного налога зависит от проводимой в аграрном секторе финансовой и налоговой политики. Так, к примеру, в Брянской области сельхозтоваропроизводителям не была предоставлена льгота по налогу на имущество[24]. В результате предприятия, не перешедшие на специальный налоговый режим должны уплачивать в год 2,2 % от остаточной стоимости своего имущества. Это послужило весомым аргументом в пользу перехода на ЕСХН[25].

Иногда выясняется, что права на применение спецрежима у налогоплательщика не было изначально. Например, он неправильно определил долю дохода от реализации собственной сельхозпродукции, прошедшей первичную переработку, посчитал себя сельскохозяйственным товаропроизводителем и перешел на уплату ЕСХН. Это вполне возможная ситуация, поскольку четкого алгоритма расчета доли, с необходимыми формулами и пояснениями, гл.26.1 НК РФ не содержит. Факт изначального несоответствия доли установленному лимиту 70% может быть выявлен налоговыми органами (во время проверки) или же самим налогоплательщиком. И в том и в другом случае налогоплательщику надо пересчитать налоги исходя из правил общего режима налогообложения и заплатить недоимку и пени. Если же факт неправомерного применения спецрежима выявят налоговые органы, они предъявят налогоплательщику еще и налоговые санкции.

Следует обратить внимание: повторный переход на ЕСХН возможен не ранее чем через год после того, как налогоплательщик утратил право на применение спецрежима.

Иными словами, введенный особый режим налогообложения сельского хозяйства скорее порождает новые проблемы в аграрном секторе, чем решает его реальные проблемы.

Следовательно, если говорить о достоинствах и недостатках данного налога, можно выделить следующее.

Положительные моменты:

– сокращается количество начисляемых и уплачиваемых налогов;

– сокращается сумма уплачиваемых налогов для слабых и средних хозяйств;

– оптимизируются сроки уплаты налога (учитывая то, что первое полугодие является затратным, т.е. ЕСХН будет уплачиваться раз в год);

– упрощается ведение бухгалтерского учета

– добровольность выбора режима налогообложения.

Отрицательные моменты:

– для предприятий с высоким уровнем производства теряется сумма возмещаемого бюджетом НДС;

– предприятия с высоким уровнем производства должны уплачивать дополнительно налог на прибыль.

Особое внимание необходимо обратить на следующее:

– если предприятие перешло на уплату ЕСХН, то до конца налогового периода оно не вправе перейти на иные режимы налогообложения (п. 3 статьи 346.3 Налогового кодекса);

– если по итогам года нарушены условия применения ЕСХН предприятие обязано в месячный срок после истечения налогового периода пересчитать налоги по общему режиму налогообложения за весь прошедший год с уплатой пени за несвоевременную уплату указанных налогов и авансовых платежей по ним (п. 4 статьи 346.3 Налогового кодекса);

– если предприятие нарушило условия применения ЕСХН и пересчитало налоги по общей системе налогообложения, то снова перейти на уплату ЕСХН будет возможно только через год работы на ином режиме налогообложения (п. 7 статьи 346.3 Налогового кодекса).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow