Правовое регулирование племенного животноводства, ветеринарии, селекционной деятельности

Правовой базой для ведения племенного животноводства явля­ются Федеральный закон от 3 августа 1995 г. № 123-ФЗ «О пле­менном животноводстве» и нормативные акты, принятые в Рос­сийской Федерации и ее субъектах в развитие этого Закона.

Общие положения. Племенное животноводство призвано обе­спечить воспроизводство племенных животных в целях улучшения продуктивных качеств разводимых сельскохозяйственных живот­ных, а также сохранения генофонда малочисленных и исчезающих пород сельскохозяйственных животных, полезных для сельскохо­зяйственных целей.

Племенное животноводство охватывает не только разведение племенных животных, но и производство и использование пле­менной продукции (материала) в селекционных целях. При этом понятие «племенная продукция» (материал) включает в себя пле­менное животное, его семя и эмбрионы. Племенным животным считается сельскохозяйственное животное, имеющее документаль­но подтвержденное происхождение, используемое для воспроиз­водства определенной породы и зарегистрированное в установ­ленном порядке.

Племенная продукция в имущественных и личных неимуще­ственных отношениях может выступать в качестве объекта:

1) гражданских прав, к которому применяются общие правила гражданского законодательства Российской Федерации об имуще­стве, с изъятиями, предусмотренными законодательством о пле­менном животноводстве;

2) исключительных прав (например, отчуждение или иной переход прав интеллектуальной собственности на племенную про­дукцию (материал) разрешается при наличии соответствующего сертификата).

Организации по племенному животноводству. Деятельностью по племенному делу могут заниматься как специализированные сельскохозяйственные организации, так и крестьянские (фермерские) хозяйства. В системе организаций по племенному животно­водству могут быть:

племенной завод;

племенной репродуктор;

организация по искусственному осеменению сельскохозяй­ственных животных;

организация по трансплантации эмбрионов;

организация по племенной работе, организации по учету, конт­ролю, оценке уровня продуктивности и качества продукции, пле­менной ценности животных и др.

При этом племзавод, организации по искусственному осеменению и трансплантации эмбрионов создаются по согласию с Минсельхозом России, руководителями двух последних из них должны быть специа­листы с высшим зоотехническим или ветеринарным образованием.

Минсельхоз утвердил положения о каждом виде названных ор­ганизаций.

Виды организаций, занятых в области племенного животновод­ства, определяет Минсельхоз России.

В специальной главе Федерального закона «О племенном животноводстве» установлен особый порядок проведения ис­кусственного осеменения и трансплантации эмбрионов. Для этого граждане и юридические лица, осуществляющие разведе­ние и использование сельскохозяйственных животных, подают заявки в соответствующий орган государственной племенной службы и получают от него разрешение. Аналогичный порядок существует и в отношении трансплантации эмбрионов. Порядок подачи заявок и выдачи разрешений устанавливается Минсель­хозом России.

Государственное регулирование племенного животноводства.

Управление племенным животноводством возложено на Минсель­хоз России, имеющий соответствующий департамент, и органы исполнительной власти субъектов Федерации, осуществляющие функции управления сельским хозяйством, в том числе племен­ным животноводством, на своих территориях, которые образуют единую систему органов исполнительной власти - государствен­ную племенную службу.

Руководители племенных служб одновременно являются госу­дарственными инспекторами в области племенного животновод­ства с широкими правами:

беспрепятственно посещать организации по племенному жи­вотноводству; получать от них безвозмездную информацию, давать им пред­писания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области племенного животноводства и осуществлять контроль за выполнением этих предписаний;

приостанавливать реализацию племенной продукции (материа­ла) при нарушении указанного законодательства;

осуществлять государственный надзор за применением в об­ласти селекции и воспроизводства племенной продукции (материа­ла) новых технологий, инструментов, оборудования, материалов и биотехнологических методов;

не допускать реализацию и иное использование племенной про­дукции (материалов) без сертификата (свидетельства);

давать заключения по спорам;

привлекать к административной ответственности лиц, допу­стивших нарушения законодательства в области племенного жи­вотноводства.

Основными элементами (составляющими) системы государ­ственного регулирования являются:

1) государственная регистрация племенных животных и пле­менных стад путем внесения записей соответственно в государст­венную книгу племенных животных и государственный племенной регистр, в которые Минсельхоз России заносит данные о племен­ных и продуктивных качествах племенных животных, племенных стадах и другие данные, необходимые для их идентификации;

2) обязательная сертификация племенной продукции (материа­ла) на соответствие установленным стандартам, нормам и прави­лам, проводимая в целях определения и документального подтверж­дения продуктивности племенных животных, их происхождения, отсутствия у них генетических пороков, а также происхождения и качества семян и эмбрионов. Сертификат (свидетельство) явля­ется документом для признания конкретного животного племен­ным. Сертификация осуществляется соответствующими органами государственной племенной службы при участии названной выше пятой группы организаций и лабораторий селекционного контроля качества, а также лабораторий иммуногенетической экспертизы;

3) государственное стимулирование племенного животновод­ства путем финансирования части затрат на его ведение из феде­рального бюджета и бюджетов субъектов Федерации на основе соответствующих программ развития этой деятельности, а также предоставления льготных условий приобретения племенных жи­вотных в порядке финансовой аренды (лизинга); 4) разработка научно-исследовательскими организациями со­вместно с органами государственной ветеринарной службы госу­дарственных научно-технических программ в области племенного животноводства, методов и приемов совершенствования процесса воспроизводства племенных животных, методик и технических средств для оценки и генетического контроля племенной продук­ции (материала), систем информационного обеспечения в области племенного животноводства;

5) Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 10.11) предусмотрена ответственность за два вида наруше­ний норм и правил ведения племенного животноводства:

реализацию или использование в целях воспроизводства пле­менной продукции (материала) с нарушением требований, уста­новленных законодательством о племенном животноводстве, — административный штраф на граждан в размере 1-1,5 тыс. руб., на должностных лиц — 2-3 тыс. руб., на юридических лиц — 20-30 тыс. руб.;

нарушение правил государственной регистрации племенных животных и племенных стад — административный штраф на граж­дан в размере 300-500 руб., на должностных лиц — 500-1000 руб., на юридических лиц — 5-10 тыс. руб.

Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» (в ред. от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ) дает самое общее понятие ветеринарии как области знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней живот­ных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринар­ном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных. Содержание Закона раскрывает широкую сферу нормотворческой и правопримени­тельной деятельности государства, крайне необходимой не только для сельского хозяйства как отрасли экономики, но и прежде все­го для безопасности жизни и здоровья населения. Поэтому значе­ние данного публично-правового субинститута аграрного права и правовых норм, выходящих за его пределы (в число объектов, на которые распространяются мероприятия по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных, входят зоопарковые, домашние, а также дикие животные и пти­цы, рыбы и пчелы) неоценимо.

Помимо общих положений, определяющих задачи ветерина­рии, Закон устанавливает:

систему и задачи ветеринарной службы, которая представлена тремя ее составляющими: федеральная ветеринарная служба, ве­домственная ветеринарная служба и производственная ветеринар­ная служба;

задачи, порядок осуществления и исполнителей государствен­ного и ведомственного ветеринарно-санитарного надзора;

общие требования по предупреждению и ликвидации болезней животных и обеспечению безопасности в ветеринарном отношении продуктов животноводства;

требования по защите населения от болезней, общих для чело­века и животных, и пищевых отравлений;

ответственность за нарушение ветеринарного законодательства Российской Федерации.

К полномочиям Российской Федерации относятся:

законодательство Российской Федерации в области ветерина­рии (в ст. 71 Конституции РФ оно не обозначено), формирование и реализация на территории мероприятий в области ветеринарии;

установление и отмена на территории страны карантина, дру­гих ограничений, направленных на предотвращение распростране­ния и ликвидацию очагов заразных и массовых незаразных болез­ней животных;

разработка технических регламентов в области ветеринарии, в том числе разработка и утверждение ветеринарно-санитарных требований и норм безвредности кормов и кормовых добавок;

охрана территории страны от заноса заразных болезней живот­ных из иностранных государств;

сотрудничество с международными организациями и иностран­ными государствами по вопросам ветеринарии;

регистрация лекарственных средств, кормов и кормовых доба­вок для животных;

обеспечение лекарственными средствами, проведение противоэпизоотических мероприятий против карантинных и особо опас­ных болезней животных.

К полномочиям субъектов Федерации в области ветеринарии относятся:

участие в реализации федеральных мероприятий на террито­рии субъекта; организация проведения на территории субъекта ме­роприятий ПО предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению;

защита населения от болезней, общих для человека и живот­ных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к веде­нию Российской Федерации:

регистрация специалистов в области ветеринарии, занимаю­щихся предпринимательской деятельностью, и контроль за дея­тельностью специалистов в области ветеринарии (поскольку со­гласно ст. 4 право на занятие ветеринарной деятельностью имеют только специалисты с высшим и средним ветеринарным образованием, а те из них, которые занимаются предпринимательской деятельностью, обязаны зарегистрироваться в уполномоченном в области ветеринарии органе исполнительной власти субъекта Федерации).

Для осуществления указанных полномочий создана система государственной ветеринарной службы Российской Федерации, которая включает в себя:

федеральный орган исполнительной власти в области норма­тивно-правового регулирования в ветеринарии - Министерство сельского хозяйства РФ;

федеральный орган исполнительной власти по оказанию госу­дарственных услуг в области ветеринарии и подведомственные ему организации;

федеральный орган исполнительной власти в области ветери­нарного надзора (Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору - Россельхознадзор) и подведомственные ей территориальные органы;

ветеринарные (ветеринарно-санитарные) службы федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба;

в субъектах Федерации - уполномоченные в области ветери­нарии органы исполнительной власти субъектов и подведомствен­ные им учреждения.

Главный государственный ветеринарный инспектор Российс­кой Федерации назначается и освобождается от должности Прави­тельством РФ, а главные государственные ветеринарные инспекто­ра субъектов Федерации — органами исполнительной власти субъ­ектов по согласованию с Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации.

Федеральный закон определяет государственный ветеринарный надзор как деятельность государственных ветеринарных инспекто­ров по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений зако­нодательства о ветеринарии. Эта деятельность направлена на:

выявление и устранение причин и условий возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней жи­вотных;

организацию противоэпизоотических мероприятий;

надзор за проведением организациями и гражданами организа­ционно-производственных и ветеринарно-профилактических ме­роприятий, за соблюдением ими действующих ветеринарных норм В ст. 19 установлены размеры компенсации за изъятие живот­ных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных (такие события имели место в недавнем прошлом в ряде регионов, например, в связи с пти­чьим гриппом), а в ст. 21 — порядок обязательного осуществления ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животноводства в целях определения ее пригодности к использованию для пищевых целей, а также кормов и кормовых добавок, реализуемых на рынке и используемых по назначению.

Помимо Федерального закона «О ветеринарии» ветеринар­ный надзор урегулирован рядом других нормативных правовых актов, принятых уполномоченными органами. В настоящее время действуют:

порядок оформления ветеринарных свидетельств на продо­вольственное сырье и пищевые продукты, утвержденный Минсель­хозпродом России в 1998 г.;

правила перевозок железнодорожным транспортом грузов, под­контрольных госветнадзору, утвержденные Министерством путей сообщения РФ в 2003 г.;

правила государственной регистрации лекарственных средств для животных и кормовых добавок, утвержденные Минсельхозом России в 2005 г.;

перечень карантинных и особо опасных болезней животных, утвержденный Минсельхозом России в 2005 г.

Понятие селекционной деятельности и селекционных достижений: критерии их охраноспособности. Селекционная деятельность как совокупность приемов и действий по целенаправленному изменению и созданию новых биологических объектов имеет целью создание новых сортов растений и пород животных, так и трансформацию имеющихся сортов и пород для повышения их качественных и количественных характеристик. Положительные результаты селекционного процесса гарантируют стабильность функционирования двух основных отраслей сельскохозяйственного производства- растениеводства и животноводства.

Действующим законодательством установлены следующие критерии охраноспособности селекционного достижения: новизна, отличимость, однородность, стабильность.

Данная система признаков соответствует международному законодательству в данной сфере.

Сорт, порода считаются новыми, если на дату подачи заявки на выдачу патента семена или племенной материал данного селекционного достижения не продавались и не передавались иным образом другим лицам селекционером, его правопреемником или с их согласия для использования селекционного достижения:

- на территории РФ - ранее, чем за 1 год до этой даты

- на территории другого государства - ранее, чем за 4 года или, а если это касается винограда, древесных декоративных, плодовых культур и лесных пород, - ранее, чем за 6 лет до указанной даты.

селекционного достижение должно явно отличаться от любого другого общеизвестного селекционного достижения, существующего к моменту подачи заявки. Растения сорта, животные породы должны быть достаточно однородны по своим морфологическим, физиологическим, химическим и другим признакам с учетом отдельных отклонений, которые могут иметь место в связи с особенностями размножения, селекционного достижение считается стабильным, если его основные признаки остаются неизменными после неоднократного размножения.

Охраноспособное селекционного достижение - это творческое биолого-технологическое разрешение задачи по выведению нового сорта растения или новой породы животного, отвечающих критерию новизны, имеющих явные отличия от общеизвестных сортов и пород, обладающих достаточной однородностью и стабильностью, права на которые удостоверены в установленном порядке. Место правовых норм о селекционной деятельности в системе аграрного права.

Принятие 6 августа 1993 года закона РФ «О селекционных достижениях» (утратил юридическую силу с 1 января 2008 г.), предопределило место института селекционного права в системе аграрного права. Этот закон представляет собой первую попытку законодательного регулирования селекционной деятельности в РФ. На современном этапе институт селекционного права необходимо рассматривать как группу правовых норм, направленных на правовое обеспечение научно-технического прогресса в сельском хозяйстве, что предопределяется не только комплексностью данного института, но и особым значением правового регулирования данной сферы, как на национальном, так и на международном уровнях.

Законодательство о селекционной деятельности. Современное законодательство о селекционной деятельности представлено различными нормативно правовыми актами, имеющими как общий, так и специальный характер. Особое значение имеет гражданское законодательство. Глава 73 ГК РФ регулирует вопросы, связанные с интеллектуальными правами на селекционные достижения и их реализации. Большое значение имеют такие федеральные законы как: ФЗ от 3 августа 1995 г. «О племенном животноводстве», от 17 декабря 1997 г. «О семеноводстве», от 5 июля 1996 г. «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности». Реализация обозначенных федеральных законов обеспечивается подзаконными актами. Это: постановление Правительства РФ от 23 апреля 1994г. № 390 «Об образовании Государственной комиссии Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений», постановление Правительства РФ отт12 августа 1994г № 918 «О мерах по реализации закона Российской Федерации «О селекционных достижениях». Также действуют нормативные акты Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Государственной комиссии Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений. Субъекты прав на селекционные достижения. Права на селекционные достижения могут принадлежать различным субъектам - как физическим, так и юридическим лицам авторам селекционных достижений, заявителям, патентообладателям, оригинаторам, работодателям, наследникам, а также специальным органам: Министерству сельского хозяйства РФ, Госкомиссии, а также лабораториям по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, семенным инспекциям, Российской академии образования и другим.

Особый статус имеют специализированные юридические лица, основной функцией которых может выступать ведение семеноводства и племенного животноводства, однако они принимают непосредственное участие и в селекционном процессе: племенные и конные заводы, генофондные хозяйства, селекционно-гибридные центры и подобные субъекты.

Порядок оформления прав на селекционные достижения. Законодательство о селекционной деятельности основано на патентной форме охране результатов селекции, в соответствии с которой права на селекционные достижения охраняются законом и подтверждаются охранным документом - патентом. Порядок подачи заявки и оформления прав на селекционные достижения регулируются главой 73 ГК РФ и Правилами составления и падачи заявки на выдачу патента на селекционное достижение и правила составления и подачи заявки на допуск селекционного достижения к использованию, утвержденными Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ 14 октября 1994 г. Патент на селекционное достижение заявитель получает в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений.

Договоры в селекционной деятельности. Распоряжение исключительным правом на селекционные достижения возможно через заключение договоров об отчуждении исключительного права на селекционные достижения (договора об отчуждении патента или лицензионного договора). Заключение лицензионного договора, в отличие от договора об отчуждении патента, не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату. Законодательством также предусмотрена возможность предоставления открытой лицензии, сущность которой заключается в том. Что патентообладатель может опубликовать в официальном бюллетене Государственной комиссии по испытанию и охране селекционных достижений заявление о том, что любое лицо, при условии уплаты обусловленных в заявлении платежей, вправе использовать его селекционные достижения селекционное достижение с даты уведомления об этом патентообладателя. Правовое регулирование селекционной деятельности эффективно тогда, когда в законодательстве предложен полноценный правовой механизм, начиная с определения основополагающих понятий селекционной деятельности, гарантии реализации прав субъектов селекционных отношений заканчивая внедрением на селекционных достижений в производство. Внедрение в производство является логическим завершением творческого труда автора селекционного достижения и критерием оценки научно-исследовательской работы в селекции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: