Четыре языка

Раньше было намного лучше, раньше можно было жить. Сегодня даже удовольствие от воспоминаний о прошлом отнято у нас. Цунами избыточной информации и сиюминутные раздражители смывают остатки воспоминаний о героях нашего детства. Но одно из них не забыто мной – это моя соседка Мария Александровна. Она твердо настаивала на своих убеждениях. Ничто не могло сдвинуть ее с места, в частности, если речь шла о толковании библейских текстов. У нее было жизненное кредо. Ощущая недостоверность циркового представления, называемого жизнью, она не переставала заботиться о сохранении простоты восприятия и постоянства: «Что это значит, что ты не понимаешь, как кит смог проглотить человека, а тот через три дня и три ночи вышел из него невредимый?». Она вскипала каждый раз: «Это было так, как ты слышишь».

Ну, конечно, все не так просто, и мы всегда это знали. Но что действительно имеется в виду и как правильно понимать библейские истории? Вот что написано в Книге Зоар о Торе: «Горе тому человеку, который говорит, что Тора дана для того, чтобы просто рассказывать истории о событиях житейских… Если Тора призвана рассказать о происходящем в нашем мире, то взять даже правящих в мире, – случаются между ними вещи более примечательные... Если так, давайте проследим за ними и сделаем из них Тору сообразно этой. Но все события в Торе – это высшие тайны». /21/

Более того, все святые книги еврейского народа, а не только Тора - это высшие тайны. Танах, Книги праведников, Мишна, Талмуд, Агада (Сказания) и, конечно, каббалистические книги – все это написанное каббалистами имеет глубокий внутренний смысл и описывает духовную реальность. По этой причине внутренняя сила, заключенная в этих книгах, скрыта от нас, как скрыта сама духовная реальность.

Для описания духовной реальности каббалисты пользуются четырьмя «языками».

Язык Торы – описывает Высший мир в виде исторического рассказа.

Язык Алахи – использован при написании Мишны, Талмуда и Гмары, и описывает Высший мир в законов.

Язык Агады – очень аллегоричный, глубокий и трудный для понимания – описывает Высший мир в виде сказаний.

Язык каббалы – очень точный и рациональный, язык духовной инженерии.

Все эти языки (кроме языка Агады) используют язык ветвей, и в каждом из них есть преимущества и недостатки. Один представляет общую картину духовной действительности, другой более подробно описывает детали. Есть язык более понятный, есть – менее доступный для понимания.

Приведем несколько примеров внутреннего смысла, скрытого в разных языках.

Язык Торы.

«Вначале создал Творец небо и землю» (Берешит, 1-1).

Наука каббала учит, что Творец создал мироздание, состоящее из двух сил: желания отдавать и желания получать (эго). В повествовании о сотворении мира они называются «небо и земля». Чтобы достигнуть замысла создания, творение должно использовать обе силы, а не одну из них. Если бы у нас было только желание отдавать, т.е. «небо», мы были бы как ангелы, существующие в отдаче, без права выбора. А если бы было одно желание получать, т.е. «земля», то мы хотели бы только получать, как младенцы. Наука каббала на разных языках объясняет нам, как правильно пользоваться этими двумя силами.

Язык Алахи.

«Два человека спорят о талите (молитвенном покрывале)….. Один говорит, что он хозяин талита, другой говорит, что половина талита должна достаться ему…. Один претендует на три части, а другой на четверть» (Талмуд, Бава Меция, 2-71)

Каббалисты, написавшие Гмару, дали подробную инструкцию, как пользоваться желанием получать и отдавать. На этом языке отраженный свет или свет отдачи называется талит. Когда человек начинает свой духовный путь, им овладевают и правят две силы - желание получать и желание отдавать. Сейчас он хочет объединиться с ближним и отдавать, но в другой момент в нем возникает желание использовать ближнего для своего наслаждения. Продвигаясь в духовном, мы учимся управлять этими двумя силами и в каждой ситуации правильно соотносить их.

Язык Агады.

«И толкались сыновья в утробе ее... Когда проходила Ривка около врат Учения, Яаков шевелился и норовил выйти, когда проходила мимо врат языческих (храмов), Эсав хотел выйти». (Комментарий Раши, Берешит, 25-22).

Каббалисты выбирают язык Агады (сказаний), чтобы объяснить нам духовные состояния в эмоциональном ключе, которые трудно описать другим языком. Яаков в этой истории – это положительная сила, помогающая творению подняться на уровень Творца и быть любящим, как Он. Эсав - сила, препятствующая творению достичь этой цели. В рассказе объясняется, как установить правильное соотношение между этими силами, т.е. какая из них в какой ситуации будет воздействовать на человека. Все зависит от сообщества людей, которое ты выбираешь. Есть окружение, которое помогает продвигаться к духовному и превратит тебя в человека, который любит ближнего. Но есть среда, отдаляющая от духовности. Она заставит тебя почувствовать, что весь мир в долгу перед тобой.

Язык каббалы.

«Взаимодействие свойств малхут и бины…. что характеризовалось появлением нового окончания на высший свет в месте нахождения бины».

(Бааль Сулам, «Введение в науку каббала». 59)

Как и в других цитатах, здесь говорится о двух действующих в творении силах: желании получать и желании отдавать. «Малхут» на каббалистическом языке это желание получать, «Бина» - желание отдавать.

Чтение каждой святой книги с желанием постичь духовность пробуждает воздействие окружающих светов. Однако изучать науку каббала рекомендуется на языке каббалы. Почему? Потому что другие языки создают наибольшую опасность материализовывать описанное. Чтение Танаха или Шульхан Арух, например, может ввести в заблуждение, заставив человека думать, что говорится о традициях или историях, происходивших в нашем мире. Напротив, язык каббалы описывает духовную действительность на языке сфирот, и это помогает нам удержать намерение во время учебы и пробуждать воздействие окружающих светов.

Проверь себя:

· О чем написано в святых книгах? И какие из них наиболее подходят для изучения науки каббала?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: