Темы урока:
труды рава Йехуды Ашлага (Бааль Сулама);
труды рава Баруха Шалома Ашлага (РАБАШа).
ОТКРОЙТЕ ЭТИ КНИГИ!
Время жесткой экономии, начало 50-х годов XX века в Израиле. В центре большой комнаты, в ветхом готовом рухнуть здании стоит старый печатный станок. Человек лет шестидесяти склоняется над ним и вручную набирает текст. Воздух в комнате пропитан тяжелым и горьким запахом свинца. Этот человек - рав Йехуда Ашлаг. Он недавно закончил писать одно из главных сочинений своей жизни, которое позднее станет известно как один из самых важных источников в науке каббала «Комментарий "Сулам" к книге Зоар». Сейчас рав Ашлаг готовит к печати эту книгу.
Придавая огромное значение публикации «Комментария» и не имея возможности платить наборщику, долгими часами рав Ашлаг сидит перед наборным станком, сам набирая текст своей книги. Так трудится он день за днем в течение долгих месяцев. Многие часы, проведенные в печатном цехе, скажутся впоследствии на здоровье рава Ашлага.
Огромное значение придавал Бааль Сулам изданию своих книг. Если бы мы могли понять ту великую значимость книг по каббале, в целом, и трудов рава Ашлага, в частности, то, возможно, тогда бы осознали, почему Бааль Сулам считал чрезвычайно важным выпускать свои книги в свет.
Книги по каббале – это единственная связь между нашим миром и миром духовным, поэтому они – самые важные средства для постижения смысла нашей жизни. С помощью этих книг каббалисты связывают духовную систему, которую они постигли, с обычным человеком, живущим в нашем мире, которому пока еще недостает знаний и ощущений для духовного постижения.
Не только Бааль Сулам ощущал насущную потребность в публикации своих трудов. На протяжении всей истории многие каббалисты оставляли после себя книги, такие как: «Книга создания», написанная Авраамом, «Книга Зоар», написанная РАШБИ, «Древо жизни» АРИ, «Путь Творца» РАМХАЛя. Ближайший урок мы посвятим разговору о книгах по каббале в общем и о книгах, предназначенных для обучения в нашем поколении, в частности.
Одной из особенностей каббалистических книг является уникальность и даже иногда таинственность процесса их написания и дальнейшей судьбы. Так, немало книг написанных каббалистами, внезапно исчезали и только спустя долгое время появлялись снова. Некоторые из только что написанных книг частично или полностью сжигались автором сразу после написания.
Многие каббалисты писали свои книги не сами, а их ученики записывали то, что слышали от своего учителя. Яркий пример тому – Книга Зоар, записал ее раби Аба, ученик рава Шимона Бар-Йохая. Эта книга была скрыта после написания и обнаружена спустя сотни лет при обстоятельствах, неясных до сегодняшнего дня. Еще один пример – труды АРИ, записанные его учеником равом Хаимом Виталем, который, чтобы сберечь их, завещал захоронить вместе с ним. Но могила была вскрыта, и рукописи извлечены из тайника.
Причина такого странного явления заключается в необходимости раскрыть мудрость каббалы, одновременно скрывая ее. До тех пор, пока человечество не было готово к изучению каббалы, она раскрывалась лишь избранным, которые могли адаптировать ее к запросам своего поколения. Но одновременно каббалисты были обязаны скрывать ее от людей, еще не готовых к постижению.
Каббалисты придерживались правила: «открытие пяди, сокрытие двух». А именно, они раскрывали науку каббала на необходимом уровне и в то же время заботились о ее скрытии – начиная от формы изложения материала в написанных ими книгах и заканчивая действиями, чтобы скрыть их: прятали или сжигали.
Как уже сказано, за всю историю человечества каббалисты написали множество книг. В статье «Наука каббала и ее суть» Бааль Сулам объясняет, почему это было необходимо: «Наука истины…должна передаваться из поколения в поколение. Каждое поколение добавляет звено к предыдущим, и так она развивается. Вместе с тем она становится все более пригодной для широкого распространения».
Мы немного говорили об этом в первой части, сейчас напомним, что наука каббала раскрывается параллельно развитию желания получать. Каббалисты пишут свои книги, чтобы приспособить науку каббала к новому уровню желания, которое раскрывается в их поколении.
Из этого понятно, почему именно труды Бааль Сулама более всего подходят для изучения науки каббала в нашем поколении. Бааль Сулам написал свои книги для того желания получать, которое созрело и раскрылось на последней стадии развития желания - в конце XX века. В наши дни каждый человек не только имеет право, но и обязан изучать науку каббала. Поэтому отличительной чертой всех произведений Бааль Сулама является то, что они содержат упорядоченную, ясную и подходящую для каждого человека методику обучения науке каббала.
Проверь себя:
· Почему каббалистам так важно писать и издавать книги по каббале?






