Историческое понимание феномена рефлексии

Практическое занятие 3.

РЕФЛЕКСИЯ И ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Задание: Составьте краткий конспект темы. На основе представленного материала составьте вопросы для теста «Рефлексия» с вариантами ответов. По вашим вопросам будет составлен тест, который мы все будем решать.

Что такое «рефлексия»?

Слово «рефлексия» происходит от позднелатинского «те/Уех/о» что буквально означает «обращение назад», «отражение». В разговорном языке оно употреблялось в значении «гнуть, сгибать, нагибать обратно, в обратном направлении». В самом общем смысле рефлексия понимается как процесс самопознания субъектом своего внутреннего мира, психических актов и состояний.

Историческое понимание феномена рефлексии

Понятие рефлексии в науку ввел великий французский ученый Рене Декарт (1596-1650), рассматривающий сознание, прежде всего, как мышление. Его слова: «Быть сознающим — значит мыслить и рефлексировать над собственным мышлением».

В XVII веке английский философ Джон Локк (1632-1704) впервые употребил понятие «рефлексия» в современном смысле, трактуя ее как сознание сознания. Он разделяет ощущения и рефлексию. Рефлексия, как источник особого знания, направлена на внутренние действия сознания, тогда как ощущения имеют своим предметом внешние вещи.

Иммануил Кант (1724-1804) рассматривал рефлексию не в понимании индивидуального, а в понимании коллективного, подразумевая, что она «реализует» себя в группе субъектов. Сделал несколько выводов:

рефлексия представляет собой психический акт;

рефлексию можно рассматривать как концентрацию сознания на самом себе, а также как средство и форму познания.

Рефлексия как форма познания включает три уровня:

- рефлексия над предметным, опытным знанием, формирование представления о чувственном предмете (здесь предметом рефлексии выступают психические акты или психические состояния, сопровождающие деятельность или возникающие в результате ее);

- рефлексия над способами формирования представлений (здесь предмет рефлексии — представления о предметах, выражение их в виде символов, схем, слов и т. п.);

- высший уровень рефлексии (здесь предмет рефлексии — сам процесс рефлексии).

Георг Гегель (1770-1831) строго разграничивал рефлексию на субъективную, связанную с самосознанием, и объективную или ту, которая связана с практической деятельностью. Рефлексию описывал как способность человеческого сознания стать предметом осмысления.

В начале XX века А. Буземан впервые ввел понятие «рефлексивная психология» и определил ее в качестве самостоятельной дисциплины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: