Исследователь А.А. Бизяева под педагогической рефлексией понимает сложный психологический феномен, проявляющийся в способности педагогазанимать аналитическую позицию по отношению к своей деятельности. Автор выделяет двуплановую концептуальную модель педагогической рефлексии, включающий два уровня:
1. Операциональный уровень (конструктивно-исполнительские, мотивационные, прогностические аспекты, отражающиеся в рефлексивном сознании).
2. Собственно личностный уровень (профессионально-личностная субъектная ориентация учителя в его деятельности и личностная, субъектная включенность в рефлексивную ситуацию).
Е.Е. Рукавишникова рассматривает профессиональную рефлексию, определяя ее как психологический механизм профессионального самосовершенствования и самоактуализации. проявляющийся в способности специалиста занимать аналитическую позицию по отношению к себе и профессиональной деятельности.
Российский педагог Б.З. Вульфов разграничивает профессиональную рефлексию и педагогическую профессиональную рефлексию. Профессиональная рефлексия - это соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует избранная профессия, в том числе с существующими о ней представлениями. Педагогическая профессиональная рефлексия понимается им так же, как и профессиональная рефлексия, но в содержании, связанном с особенностями педагогической работы и собственным педагогическим опытом.
|
|
Структура рефлексивной деятельности педагога
Исследователь И.А. Стеценко различает следующие компоненты в структуре рефлексивной деятельности педагога:
• Мотивационно-целевой: потребность в рефлексивной деятельности, положительное отношение и интерес к совершенствованию педагогической рефлексии, осознание целей использования педагогической рефлексии.
• Когнитивно-операционный: знания, конкретизирующие теоретические основы педагогической рефлексии, профессиональные умения учителя по осуществлению рефлексивной деятельности.
• Аффективный: эмоции, сопровождающие практические действия педагога при осуществлении рефлексивной деятельности, чувство уверенности в успехе.
• Оценочный: оценка, самооценка и контроль рефлексивной деятельности.
• Нравственно-волевой: личностные качества, способствующие эффективной рефлексивной деятельности.