В современной психологии рефлексии отсутствует единый подход к пониманию и изучению феномена рефлексии.
Российские исследователи С.Ю. Степанов и И.Н. Семенов выделяют следующие виды рефлексии и области ее научного исследования:
1. Кооперативная рефлексия. Данный тип рефлексии имеет прямое отношение к психологии управления, педагогике, проектированию, спорту. Психологические знания данного типа обеспечивают, в частности, проектирование коллективной деятельности и кооперацию совместных действий субъектов деятельности. При этом рефлексия рассматривается как «высвобождение» субъекта из процесса деятельности, как его «выход» во внешнюю, новую позицию, как по отношению к прежним, уже выполненным деятельностям, так и по отношению к будущей, проектируемой деятельности. При таком подходе акцент делается на результатах рефлексирования, а не на процессуальных моментах проявления этого механизма.
2. Коммуникативная рефлексия. Данный тип рефлексии рассматривается в исследованиях социально-психологического и инженерно-психологического плана в связи с проблемами социальной перцепции и эмпатии в общении. Она выступает как важная составляющая развитого общения и межличностного восприятия.
3. Личностная рефлексия. Данный тип рефлексии предполагает исследования собственных поступков субъекта, образа собственного «Я» как индивидуальности. Анализируется в общей и патопсихологии в связи с проблемами развития, распада и коррекции самосознания личности и механизмов построения Я-образа субъекта. Выделяется несколько этапов осуществления личностной рефлексии:
- переживание тупика и осмысление задачи, ситуации как нерешаемой;
- апробирование личностных стереотипов (шаблонов действия) и их дискредитация;
- переосмысление личностных стереотипов, проблемно-конфликтной ситуации и самого себя в ней заново.
Процесс переосмысления выражается, во-первых, в изменении отношения субъекта к самому себе, к собственному «Я» и реализуется в виде соответствующих поступков, во-вторых, в изменении отношения субъекта к своим знаниям, умениям. При этом переживание конфликтности не подавляется, а обостряется и приводит к мобилизации ресурсов «Я» для достижения решения задачи.
4. Интеллектуальная рефлексия. Предметом данного типа рефлексии являются знания об объекте и способы действия с ним. Интеллектуальная рефлексия рассматривается преимущественно в педагогической и инженерной психологии в связи с проблемами организации когнитивных процессов переработки информации и разработки средств обучения решению типовых задач. В настоящее время работы в данном направлении явно преобладают в общем объеме публикаций, отражающих проблематику рефлексии в психологии.
В последнее время, помимо этих четырех аспектов рефлексии, выделяют экзистенциальную и кулыпуральную рефлексию (И.Н. Семенов, В.Г. Аникина), объектом которой являются глубинные, экзистенциальные смыслы личности.
Н.И. Гуткина выделяет следующие виды рефлексии:
1. Логическая — рефлексия в области мышления, предметом которой является содержание деятельности индивида.
2. Личностная — рефлексия в области аффективно-потребностной сферы, связана с процессами развития самосознания.
3. Межличностная — рефлексия по отношению к другому человеку, направлена на исследование межличностной коммуникации.
Белорусские ученые С.В. Кондратьева, Б.П. Ковалев описывают виды рефлексии в рамках педагогического общения:
1. Социально-перцептивная рефлексия — ее предметом является переосмысление, перепроверка педагогом собственных представлений и мнений, которые у него сформировались об учащихся в процессе общения с ними.
2. Коммуникативная рефлексия — осознание субъектом того, как относятся к нему другие, как они его воспринимают и оценивают («Я — глазами других»).
3. Личностная рефлексия — осмысление собственного сознания и своих действий, самопознание.