Paranoid

Наивысшее место в хит-параде Великобритании: 1
Количество недель в ТОР-10: 8
Дата релиза в Великобритании: сентябрь 1970
Наивысшее место в хит-параде США: 12
Количество недель в ТОР-10: -
Дата релиза в США: январь 1971
Место записи: Regent Sound & Island Studio

1. War Pigs (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 7:57
Композиция начинается тягучим гитарным риффом, воем сирен и отдаленной стрельбой. Вслед за этим стартует куплет, где вокал Оз-зи поначалу доминирует на фоне рваного аккомпанемента ритм-секции, а затем инструменталисты, порой вместе с певцом, предлагают несколько отличных мелодических фрагментов, демонстрируя более высокий чем ранее композиционный и исполнительский уровень.Номер сложен по своей структуре, присутствуют смены ритма. Кроме того, заметен явный отход от блюзовых разработок времен первого альбома в сторону жесткого риффового рока. Заметно, что Айом-ми записывает свои соло более тщательно. Возможно это позволяют проделать более качественные студия и аппаратура. Текст настолько пронизан антивоенным пафосом, что столь радикальная позиция музыкантов вызывает изумление, поскольку хоть какой-либо интерес к политике они до сих пор не проявляли. Первоначально группа хотела назвать весь альбом также как и дебютный трек, однако перед группой маячила перспектива отправиться в первый американский тур и менеджмент компании "Warner Bros", занимающийся делами группы в Америке, был категорически против - американское общество было расколото продолжающейся войной во Вьетнаме и рисковать никто не хотел. Записывающая компания сменила название альбома на "Paranoid", при этом обложку диска оставили прежней. Как мы уже отмечали, первоначально этот музыкальный опус (с другим текстом) назвался "Walpurgis".

2. Paranoid (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 2:53
По легенде эта песня была записана одним дублем и затрачено на ее сочинение и фиксацию на магнитной ленте было всего пять (!) минут. Впрочем, по словам Гизера Батлера, работа над созданием (включая текст) и записью этого хита заняла один час студийного времени, оставшийся после записи альбома. Наряду с песней "Speed King" группы "Deep Purple" можно смело считать эту композицию предтечей speed-metal. Достаточно примитивный, но несмотря на это крайне заводной и отлично запоминающийся рифф. Великолепный номер, в какой-то мере эту песню можно считать визитной карточкой ранних "Блэк Саббат". По мнению автора этой книги, ни одно из последующих исполнений этой вещи как "Саббатами", так и Осборном не может сравниться с данной версией по уровню свежести и экспрессии.

3. Planet Caravan (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 4:35 Если предыдущий номер абсолютно типичен для альбома, то теперь перед нами образец несвойственной для группы "тяжелой" психоделии, или как это иногда называют иначе - атмосферики. Медленный темп и тягучий ритм завораживают, словно тревога и недосказанность незримо витают в воздухе. В контексте данного альбома подобная композиция является новой яркой гранью музыкального таланта группы. Впервые использованы клавишные - электроорган, синтезатор и фортепиано последовательно, причем все эти партии сыграл Тони Айомми. Кроме всего вышесказанного, этот номер - отличная разрядка между двумя ударными треками.

4. Iron Man (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 5:57
Песня, на которой и из которой выросли целые армии "металлюг" всех мастей и направлений! Все гениальное - просто! Простейший и абсолютно гениальный рифф очень разнообразно и "вкусно" обыг-рывается ритм-секцией, а финальная инструментальная часть демонстрирует далеко не примитивные музыкальные решения. К тому же, музыканты уже не в первый раз используют смену темпа внутри композиции. Это уже "фирменная" фишка. Билл Уорд утверждает, что эти фрагменты делались по его настоянию, так как он был весьма впечатлен первым альбомом "Led Zeppelin", где играл его друг и коллега Джон Бонэм (John Bonham). Пение Осборна просто не укладывается в рамки оценок вокалистов, так индивидуальна его манера. Оззи придумал заглавную строчку песни пустить через вокодер и получилась некая потусторонняя фраза.

5. Electric Funeral (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 4:53
Вновь все построено на мощном, тягучем и очень мрачном риффе, сыгранном лидер-гитаристом и басистом в унисон. Однако фирменный музыкальный почерк вновь дал критикам повод поругать группу за склонность к самоповторам. Впрочем, простой любитель рок-музыки скажет: "Класс! Мне нравится". И будет прав! Согласимся с ним. Кстати, несколько припевных подпевок "Electric Funeral" принадлежат Батлеру и Уорду.

Что касается столь необычного названия композиции, то речь в ней идет о кризисе экологии, ядерной войне и последующем закате земной цивилизации - все это и названо электрическим погребением.

6. Hand Of Doom (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 7:07
Поначалу перед нами некое возвращение к блюзовой стилистике времен первого альбома, но затем команда опять в полной мере проявляет свои новые неординарные способности. Каскад почти взрывных звуков вкупе с надрывным вокалом Осборна чередуются с медитативными и почти камерными частями, а потом все взорвется быстрой частью. Команда опять использует принцип "музыкальной" мозаики, создавая впечатляющее многочастное полотно.

7. Rat Salad (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 2:31
Динамичный инструментал, на сей раз выведенный в самостоятельную единицу. Тони Айомми: "На создание этой вещи меня вдохновил Зеппелиновский "Moby Dick". Мы с Уордомрешили написать нечто подобное, с его ролью". Имеется в виду соло Билла на ударных, отметим, что в те времена не один концерт хардроковой рок-группы не обходился без барабанного соло, порой весьма продолжительного.

8. Fairies Wear Boots (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 6:14
Откровенный подыгрыш сторонникам "черной" магии по идее создателей композиции должен был превратиться в откровенный стеб. Что вполне удалось - стоит внимательно прочитать текст! В музыкальном смысле команда продолжает эксплуатировать характерный для данного альбома стиль, расширяя музыкальную палитру в том числе и за счет разносторонней техники Гизера Батлера. Роль этого участника команды в создании "Саббатовских" шедевров велика и, мне кажется, сильно недооценена. Финальный номер является отличной концовкой альбома, который в итоге получился мощным и гармоничным.

Оззи Осборн: "Второй альбом во многом был вдохновлен феноменальным успехом "Led Zeppelin II". Мы тогда и не скрывали этого. Идея со сменой темпа внутри композиций, которую блестяще использовал Пейдж, тогда нас очень впечатлила. Мы старались сделать также и, на мой взгляд, у нас получилось".

Суммируя эмоциональные впечатления от первого и особенно второго альбомов, следует отметить, что участники коллектива сумели создать свой индивидуальный и очень яркий стиль. Крайне мощные, преимущественно мрачные и тягучие гитарные риффы, часто исполняемые в унисон с бас-гитарой на фоне выверенной ритмической основы, сумели создать брутальную и одновременно загадочную атмосферу таинственного мира, в самом воздухе которого присутствовало колдовство, а любое мгновение грозило разрешиться паталогическим кошмаром. На подобном фоне зловеще, словно посланец загробного мира, вещал голос Оззи, эдакого медиума, которого своим глашатаем избрали потусторонние силы. Излишне говорить, что у подобной стилистики, исполненной с подлинным мастерством и отличной подачей, нашлась неисчислимая армия поклонников, которым еще только предстояло узнать о появлении своих кумиров в лице "Black Sabbath"...

Все вышесказанное подтверждается тем фактом, что альбом "Paranoid" стал подлинным бестселлером, занял первое место британского хит-парада и достиг "платинового" статуса в США. Да и одноименный сингл пользовался феноменальным успехом. На запись "Top Of The Pops" команда прибыла при полном антураже и с легкостью согласилась играть под "фанеру". Интересно, что в той же программе участвовали модные эстрадные кумиры Великобритании Энгельберт Хампердинк (Engelbert Humperdinck) и Клифф Ричард (Cliff Richard). Последний, увидев четырех мрачных рокеров с крестами, чуть не отказался от записи.

И вновь гастроли. В ноябре начался первый тур по США, проходивший под патронажем фирмы "Warner Bros", которая сумела уладить все вопросы с властями. На "разогрев" к нашим друзьям были выделены "Grand Funk Railroad", которые в то время быстро набирали силу, чтобы вскоре стать очень популярными. Именно во время этого турне и стало проявляться неординарное чувство юмора нашего главного героя. С этого момента его фразы стали просто крылатыми. Первая из отмеченных - по легенде - родилась перед концертом в Нью-Йорке. Один рабочий сцены, осветитель из местных, подошел накануне выступления к Оззику и спросил его: "У меня язва. Я слышал, что вы здорово разбираетесь в черной магии. Я пробовал лечиться с ее помощью, но не помогло. Что можете посоветовать?". Ос-борн: "Попробуйтемолоком, получше обратиться к врачу". Эту фразу "New York Times Magazine" поместил на первом месте в списке самых остроумных высказываний года... Американский тур завершился тремя аншлаговыми шоу в зале "Fillmore West" в Сан-Франциско.

При этом перед "Саббат" играли группа "Love" Артура Ли (Arthur Lee) и "The James Gang", группа будущего гитариста "Deep Purple" Томми Бо-лина (Tommy Bolin).

Кстати, в США параметры электросети несколько иные, чем в Британии. Поэтому во время самого первого шоу использование электротехники, привезенной с туманного Альбиона, но не адаптированной под специфику местной электросети, привело к взрыву части аппаратуры прямо на сцене. Зрители, уверенные в том, что подобный "пиротехнический эффект" - запланированный, пришли в восторг, в то время как ошеломленные "Сабба-ты" стояли ни живы, ни мертвы.

Конец года прошел в почти непрерывных гастролях по Европе. 20 декабря группа выступала в Париже. Этот концерт был полностью заснят и отдельные фрагменты ныне доступны поклонникам команды. Типовое шоу группы в то время открывалось энергичным "Paranoid", а на финал исполнялась песня про "Fairies Wear Boots", далее на бис - рок-н-ролльное попурри. "Живая" игра команды слушалась столь же впечатляюще, как и исполнение на студийном альбоме. Этому способствовал и возросший уровень мастерства музыкантов, а также тот факт, что на этом этапе своего развития коллектив записывал в студии песни, не самые сложные в смысле аранжировок.

Недолгие каникулы вновь сменила гастрольная страда. Осборну бесконечные турне потихоньку стали надоедать. Однако связанный контрактными обязательствами он был вынужден колесить по миру. Теперь это уже ему совсем не нравилось! Все чаще и чаще он прикладывался к бутылке и использовал более продвинутые формы релаксации. Уорд от него не отставал. Айомми и Гизер пока более или менее воздерживались от регулярного потребления наркотиков, но постепенно обстановка накалялась.

Оззи Осборн: "Это было очень тяжелое время. На нас свалились и слава, и деньги сразу. Мы с Уордом не самые волевые люди на свете, поэтому и увлеклись всякой гадостью. Но опасность таилась даже не в этом. Дело в том, что наркотики по-разному действуют на людей. Мы вчетвером были единым целым, а теперь этот монолит стал раскалываться на четыре разных куска, а куски, вдобавок, стали сами крошиться. Понимаете о чем я?".

Тем не менее Симпсон до поры до времени держал ситуацию под контролем. В январе 1971 года команда триумфально выступает в лондонском "Royal Albert Hall" при огромном стечении народа и в присутствии многих журналистов. Осборн плохо помнит этот концерт, поскольку уверяет, что празднование Рождества в том году для него несколько затянулось. Запись третьего альбома группы продолжалась несколько месяцев. Связано это было и с гастрольными поездками, и с не совсем адекватной физической формой самих "Саббатов". Например, Ай-омми утверждает, что он во время сессий ни разу не был трезвым, а Уорд до сих пор считает, что это совсем не он записывал этот альбом, а нанимали какого-то другого барабанщика. Что ж - бывает. А с кем такого не приключалось?

В июле 1971 года многострадальный третий альбом группы увидел свет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: