Молодой и безбашенный (1972-1975)

VOL. 4

Наивысшее место в хит-параде Великобритании: 8
Количество недель в ТОР-10: 4
Дата релиза в Великобритании: сентябрь 1972
Наивысшее место в хит-параде США: 13
Количество недель в ТОР-10: -
Дата релиза в США: октябрь 1972
Место записи: Record Plant Los-Angeles
Продюсер: Патрик Миэн

1. Wheels Of Confusion (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 8:14
Великолепное блюзовое вступление выглядит крайне многообещающе. Однако как рифф стартовой композиции, так и ее мелодика получились весьма однообразными, если не сказать занудными. Чуть вытягивают впечатление великолепно звучащий вокал Осборна и отдельные интересные ритмические сбивки, однако начинать с подобной композиции альбом, похоже, не стоило.

2. Tomorrows Dream (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 3:12
Динамичная вещь, выдержанная в столь знакомой стилистике - с мощным басом и синкопированными сбивками.

3. Changes (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 4:47
Несколько необычная для "Саббата" по звучанию, но весьма мелодичная баллада, в которую вошла партия клавишных. При этом в различных источниках указываются разные исполнители этой партии: Айомми, Ос-борн и даже клавишник группы "Yes" Рик Уэйкман. Мы склоняемся к мнению, что за фортепиано находился сам Оззи, который вообще внес значительный вклад в создание этой песни. Именно по этой причине данная композиция будет исполняться сольным проектом Осборна на концертах начиная с тура по альбому "No More Tears". При этом Оззи частенько будет садиться за клавишные, чтобы самостоятельно нажимать на белые и черные клавиши. Ныне Келли (Kelly) Осборн в дуэте с папой "десантировала" композицию на первые места как американского, так и британского хитпарада. Что и говорить - тема оказалась в равной степени пригодной как для 70-х годов XX века, так и для начала ХХ1-го.

4. FX (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 1:43
Несколько странное сочинение, принадлежащее скорее всего перу Тони Айомми, однако отдаленно напоминающее творчества Сида Баррета (Syd Barret) после его ухода из "Pink Floyd". Поскольку Сид постоянно находился под кайфом, то все его вещи выглядели, мягко говоря, неясно. Можно при желании провести определенную параллель.

5. Supernaut (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 4:45
Энергичный и даже забойный номер. К сожалению, музыкальных мыслей маловато, однако, думается, на живых концертах центральный момент с доминирующими ударными был крайне популярен.

6. Snowblind (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 5:32
Идея назвать весь альбом по имени этой песни по понятным причинам провалилась. А по своей музыкальной сути вещь получилась очень достойной. Некоторые исследователи жизни и творчества "Black Sabbath" указывали, будто сочинивший данный текст Оззи пытался высмеять потребителей кокаина. На самом деле это довольно-таки грамотная "шифровка". Осборн особо не скрывал своей любви к этому зелью и решил устроить стеб, "зарыв" в определенных фразах их истинный смысл, можно сказать, использовал богатство английского языка. Являющийся автором риффа этой веши Батлер вспоминал, что первые аккорды гармонии пришли к нему во сне. Он даже проснулся и записал их, но потом не смог этой записи найти. В концовке неземной звук синтезатора - откуда-то сверху - придает номеру фундаментальность и мощь.

7. Cornucopia (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 3:55
Вначале звучит крайне зловещий и очень тяжелый медленный рифф, даже за 30-секундную продолжительность которого "Black Sabbath" заработали титул прародителей doom-metal, ставшего крайне популярным в конце 80-х и начале 90-х годов. Но затем начинается традиционная круговерть музыкальных частей, какие-то из них более удачные, другие воспринимаются абсолютно вторично по отношению к собственным ранним альбомам.

8. Laguna Sunrise (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 2:53
Великолепный, очень светлый по настроению инструментал, посвященный Калифорнийскому Заливу, тому самому, на берегу которого команда и записывала данный альбом.

9. St. Vitus Dance (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 2:29
Эта вещь могла быть причислена к трэк-листу следующего альбома "Саббат" - настолько по духу она ближе к "Sabbath Bloody Sabbath".

10. Under The Sun (Iommi - Butler - Ward - Osbourne) 5:51
И вновь в качестве вступления - мрачный и совсем не темповой рифф, свойственный для стилей, которые годы спустя получат названия doom-metal, а впоследствии и stoner. Вскоре тяжеленный рифф сменяется более темповым продолжением, но в целом композиция не стала откровением или открытием. И здесь не обошлось без резких переходов и достаточно контрастных моментов. Как уже говорилось, название альбома пришлось сменить на банальное "Vol.4", но верные своим принципам устраивать приколы, музыканты поместили на обложке благодарственную надпись "...могучей компании COKE-Cola из Лос-Анджелеса". Удивительно, но столь прозрачный намек американцы прозевали. Пластинка принесла очередной коммерческий успех, а вот стала ли она творческой победой группы? Предлагаем каждому из читателей ответить на этот вопрос самостоятельно. Мы же, в свою очередь, отметим, что творческая оригинальность не стала коньком нового альбома, да и столь "бронебойно"-популярных риффов как на "Paranoid" и "Master Of Reality" там не присутствует. Кроме того присутствует ощущение, что группа "ходит по кругу", причиной чего является то ли усталость музыкантов, то ли... далеко не идеальная обстановка внутри коллектива. Увы, "Саббаты" переругались друг с другом, и была зарегистрирована ситуация, когда на протяжении двух месяцев музыканты вообще не общались между собой. Как следствие, тур в поддержку альбома был перенесен на март.

Оззи Осборн:
"А на фига он был вообще нужен - этот тур? Альбом и так продавался великолепно, а мотаться по континентам мне не хотелось. Не хотелось и Биллу. Вот мы и заявили - не поедем сейчас, а поедем после нового года. Тони наорал на нас, но ничего не мог поделать. Видно и ему ехать не очень-то было нужно".

В марте 1973 года состоялись большие британские гастроли, но перед этим наш герой стал отцом - жена родила ему дочку Джессику (Jessica). Во время турне рекорд-компания "Vertigo" предложила записать "живой" альбом, Тони от имени коллектива согласился и два концерта - в Манчестере и лондонском театре "Rainbow" были зафиксированы на магнитной ленте. По разным причинам релиз "живого" альбома тогда не состоялся, но в 1980 году, уже после ухода Осборна из "Black Sabbath", альбом с названием "Live At Last" появился на прилавках музыкальных магазинов. Поскольку хронологически этот концерт состоялся между четвертым и пятым альбомами группы, есть смысл рассмотреть его именно здесь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: