Diary Of a Madman

Наивысшее место в хит-параде Великобритании: 14
Дата релиза в Великобритании: октябрь 1981
Наивысшее место в хит-параде США: 16
Количество недель в ТОР-10: -
Дата релиза в США: октябрь 1981
Место записи: Town House Hall, Лондон
Продюсеры: Оззи Осборн и Рэнди Роудс

1. Over The Mountain (Osbourne - Daisley - Rhoads) 4:30
Композиция начинается с великолепного барабанного брейка Ли Керслейка, а дальше можно смело говорить об устоявшейся стилистике группы - с мощной риффовой гитарой, живым сердцебиением бас-гитары и активной игрой ударных, при этом все инструменты слажены как единый механизм. Авторы аранжировки мастерски сумели донести интонацию напряжения и тревоги, содержащуюся в мотиве. Идею мелодичного перехода в середине композиции предложил Рэнди, а сольный проигрыш в финале выполнен безукоризненно. Похоже, группа еще лучше освоилась в своем жанре - номер слушается на одном дыхании, нет ни одной отвлекающей шероховатости. Во время записи альбома Шэрон Арден вела интенсивные переговоры о первом американском турне группы, поэтому - как вспоминал Боб - Осборн стремился прописать весь альбом в радикальном хард-роковом ключе.
2. Flying High Again (Osbourne - Daisley - Rhoads) 4:22
Мощная подача первого номера сохранена, что позволяет утверждать: это и есть индивидуальный музыкальный почерк коллектива, и он куда определенней и проработанней, чем на дебютном альбоме. Виртуозные гитарные проигрыши уже не удивляют - это как бы в порядке вещей.

В тексте Боб Дэйсли отразил их общее с Оззи тогдашнее увлечение кокаином, так как "Flying High Again" на жаргоне означает "словить кайф снова", или "улететь". В какой-то из моментов записи Боб перебрал с дозой и услышал в ушах фразу, вынесенную в заголовок. Он часто слышал ее и во времена своей хиппистской юности.

3. You Can't Kill Rock And Roll (Osbourne - Daisley - Rhoads) 6:33
В тексте этой песни Оззи стремится отомстить многочисленным рекорд-компаниям, которые убивают рок-музыку, подменяя чистое искусство погоней за большими деньгами. В общем, этакая "буря в стакане". Зато совместными усилиями всего квартета получился настоящий радио-хит, который в Америке во время тура в 1981-82 годов "запилили" до дыр. Композиция действительно имеет и красивую мелодию, и мощь, и лиричное настроение с потусторонними элементами. Ну и вновь мы становимся свидетелями потрясающих индивидуальных и коллективной работ инструменталистов.

4. Believer (Osbourne - Daisley - Rhoads) 5:02
Текст этой песни в значительной степени философский и отражает заблуждения людей, которые до сих пор верят в Церковь. Создается впечатление, что Оззи попытался выстроить звук именно так, как это в свое время делали Айомми и Батлер. Во всяком случае, этой вещи присуща стилистика "Саббат" периода оригинального состава, хотя есть и отличия.

5. Little Dolls (Osbourne - Daisley - Rhoads - Kerslake) 5:30
Осборн горел желанием превзойти успех альбома "Heaven And Hell" своих бывших коллег, поэтому требовал от своей команды выкладываться на полную катушку. В то время результаты продаж его первого альбома еще не были впечатляющими, поэтому он надеялся поправить ситуацию вторым диском. Любая достойная идея, возникающая при работе в студии, немедленно находила воплощение на записи. Роль Ли Керслейка в создании этой вещи велика - начиная от мощного барабанного интро и до всей идеи песни. И вновь не обошлось без неожиданных и очень мелодичных смен темпа - вот Джимми Пейдж "дырку" в свое время пробил! Сколько народу через нее пролезло! И еще одно наблюдение - в этой вещи можно отдельно слушать партию бас-гитары, очередной раз осознавая, как много мельчайших нюансов и интонаций может извлечь из четырех басовых струн профессионал своего дела.

6. Tonight (Osbourne - Daisley - Rhoads) 5:24
Мелодичная баллада вышибает слезу, такие вещи Осборн обожает вставлять в каждый свой альбом. По этому поводу некоторые меломаны и критики иронизируют: мол, песни эти по общей идее, построению и используемому музыкальному арсеналу представляют собой не что иное, как группу "клонов"! Друзья мои, а вы бы хотели, чтобы Оззи станцевал вам партию Одетты-Одилии в балете "Лебединое озеро"? Нет? Ну, то-то же. Тогда Вам остается признать следующий факт - умеет Осборн сочинять такие вещи, а дано это далеко не каждому!..

7. S.A.T.O. (Osbourne - Daisley - Rhoads) 4:07
Мощная и драйвовая вещь с великолепным лейт-мотивом и "печальными" гитарными риффами, какие почему-то являются фирменным знаком всех гитаристов, работавших в группе Оззи, из этого факта напрашивается вывод, что подобные риффы каким-то непонятным образом синтезируются гитаристами под влиянием Ос-борна. Невозможно не отметить существенно возросшее гитарное мастерство Рэнди. Дэйсли утверждал, что с определенного момента вся команда стала творчески развиваться, при этом музыканты взаимно обогащали друг друга. Не может не вызвать удивление странное название песни. Есть три версии объяснения. Первая связана с тем чувством, которое испытывал Оззи к Шэрон Арден, якобы поэтому две первые буквы означают ее имя и ее девичью фамилию. Вторая версия - "Sailing Across The Ocean", и, наконец, третья -"Saturdays And Thursdays Only". Выходит, можно выбирать любую.

8. Diary Of A Madman (Osbourne - Daisley - Rhoads) 6:18
Текст этой песни Боб Дэйсли написал о себе самом, а не про "любимого" Оззи! Просто Осборн достаточно удачно в актерском смысле "прожил" этот текст, после чего превратился в настоящего "сумасшедшего" для всего мира! Вот так! Вступление наиграл на акустической гитаре Рэнди - эта тема в хорово-оркестровом исполнении была заставкой к началам концертов в первом турне, а затем стала неотъемлемым элементом шоу на долгие годы. Оззи утверждает, что именно во время записи этого номера он стащил из сумочки Шэрон 500 долларов, так как ему не хватало денег на очередную дозу кокаина.

Если говорить серьезно - потрясающий своей "пронзительной" мелодией номер. А всего лишь единственный раз использованный гитарный рифф, стартовавший на хронометраже 4:16, феноменален!

Кстати, на данную вещь был изготовлен анимационный видеоклип, который по каким-то причинам пролежал "на полке" целых шесть лет, после чего в 1986 году был издан на видеосборнике клипов разных групп.

Переговоры, которые вела Шэрон по поводу американских гастролей, завершились успешно, и на апрель был намечен старт первого американского турне группы Оззи. Но перед этим произошли некоторые события, в полной мере отразившие новые веяния, которые стали проявляться в окружении Осборна и вскоре стали неотъемлемой частью его имиджа. Вы спросите: о чем идет речь? Ну, тогда читайте.

Через месяц после окончания записи альбома Оззи объявил, что в группу приходит барабанщик Томми Олдридж (Tommy Aldridge, впоследствии - "Whitesnake"). Томми давно связывали дружеские отношениями с Шэрон (именно дружеские), и его планировали привлечь еще для записи первого альбома, но тогда он оказался занят. А сейчас наконец освободился. Боб Дэйсли совершенно справедливо заметил - что же будет с Ли? Ли уйдет - таков был ответ Шэрон. Дэйсли дал понять, что считает подобное решение неправильным, он против такой замены. После этого за компанию с Керслейком выставили и Боба, а на его место пришел близкий приятель Роадса Ру-ди Сарзо. Более того, Шэрон, этот истинный Дьявол В Юбке, хотела заставить Осборна перезаписать весь альбом с вновь пришедшими музыкантами. Однако по каким-то причинам осуществилось это не удалось (может просто времени не хватило), и имена Боба и Либыли просто заменены на имена вновь пришедших. В результате этого в ноябре в продаже появилась пластинка, где не были указаны в качестве соавторов ни Керслейк, ни Дэйсли. Зато перечислены Сарзо и Олдридж, не сыгравшие ни одной ноты! Соответственно, никаких авторских отчислений и вознаграждения за использование их смежных прав как исполнителей ветераны не получили. Оба подали в суд на Шэрон и Оззи, и в 1986 году выиграли дело. Постепенно Шэрон Арден прибрала к рукам не только музыкальный материал своего возлюбленного, но и стала определять в его жизни все - как и с кем играть, как, когда, где и с кем гастролировать.

Впрочем, это - уже внутренне дело семьи Осборнов. Заострим только один вопрос. Возможно, одной из главных причин увольнения Боба Дэйсли и Ли Керслейка стало то, что до того момента существовала ГРУППА, в которой Оззи играл отнюдь не главную роль. А вот после ухода таких авторитетов как Керслейк и Дэйсли, коллектив стал называться СОЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ Оззи Осборна. Почувствуйте разницу! Интересно, что Рэнди в этой ситуации повел себя очень порядочно. Он несколько раз звонил Бобу и сообщал ему о своем желании по-прежнему работать с ним и Ли, а также о своих попытках уйти от Осборна. Но Дэйсли отговорил его от этого шага и порекомендовал остаться с "Безумным Голубеглотателем"...

Подготовка к турне была завершена, и гастроли под общим названием "Night Of The Living Dead" ("Ночь Живых Мертвецов") стартовали 22 апреля 1981 года в штате Мэриленд. Турне продолжалось долгих 14 месяцев. Никогда после у Оззи не было столь же красочных, сколь и скандальных шоу.

Начнем с декораций.В верхней части сцены во время выступления находился огромный туманный замок, чуть ниже его на огромной платформе располагался барабанщик, левее от него был проход, через который постоянный герой концертного шоу карлик Джон Аллен (John Allen) no кличке "Ronnie" (совсем не случайно совпавшей с именем приемника Оззи в "Black Sabbath"), торжественно выносил Оззи полотенце или воду. На протяжении всего выступления карлика пинали ногами, оскорбляли и издевались, а потому в концовке шоу он с горя "вешался" и висел примерно 10-15 минут, иногда даже и во время игры "на бис". И так каждый вечер! Но это еще не все. Во время выступления Осборн носился по сцене, успевая швырять в публику куски свежего мяса и мясные отходы, которые заблаговременно доставлялись к каждому выступлению. За одно выступление он успевал бросить в зал до 6-7 (!) килограммов свежего мяса. Зачем? Дело в том, что Шэрон после столь судьбоносной казни голубя продолжала усиленно эксплуатировать образ Оззи-ненормального. Поначалу публика была в шоке, а затем активно включилась в игру. В ответ на сцену полетели дохлые кошки, собаки, коровьи головы (в Испании) или полузадушенные курицы (в Германии).

Постепенно концерты превратились в форменный балаган, где музыка отошла на второй план. В январе 1982 года на концерте в Калифорнии кто-то из зрителей кинул на сцену живую летучую мышь. Мышь упала и затихла, так как была ослеплена и оглушена. Оззи, как обычно находившийся в подпитии, решил, что перед ним находится резиновая игрушка, поднял мышь и поднес ее ко рту, намереваясь повторить "подвиг" с голубем. Позднее он утверждал, что сразу понял, что мышь жива, и просто хотел развеселить публику, а не откусывать ей голову. Однако перепуганная и оглушенная мышь не была осведомлена о его планах, а потому, недолго думая, цапнула Оззика за язык!

Появилась кровь, и публике показалось, что Осборн действительно откусил летучей мышке голову! Поднялся неимоверный рев, а Осборн тут же протрезвел и сообразил, чем ему грозит подобный укус. Концерт был прерван, рок-звезду оттранспортировали в клинику и хлопнули в упитанный зад с десяток уколов против бешенства. Поскольку мышку никто потом не нашел, то определить степень ее здоровья оказалось невозможным. В результате этого Осборна кололи еще неделю, и по этой причине он не мог нормально сидеть. Несколько концертов он провел достаточно вяло, ссылаясь на отрицательное действие лекарств. Забавно, что когда Оззи первый раз доставили в больницу, он начал в шутку лаять по собачьи и в промежутках орать, что он вот-вот начнет кусаться, то есть Осборн имитировал последствия "бешенства" во всей красе. С той поры летучая мышь, а точней ее образ, стал неизменным спутником концертов, элементом оформления конвертов пластинок, а Осборн даже сделал себе татуировку этой твари на теле.

Можете себе представить, какой ажиотаж царил в Штатах во время этого турне? Нужно ли рассказывать, с какой рекордной скоростью продавались пластинки? Нетрудно себе вообразить, что успех и первого, и второго альбомов Оззи затмил появление нового альбома "Black Sabbath" все с тем же Дио под названием "Mob Rules". Но Оззи и этого было мало. Он решил стать социально опасным типом. В Техасе он каким-то непонятным ветром был занесен на мемориальный комплекс в Аламо, где расположена стелла, посвященная американцам, погибшим во время американо-мексиканской войны в XIX веке. Что там собирался делать Оззи, осталось непонятным, во всяком случае он точно не осматривал достопримечательности, но в конечном итоге он "сходил" за стеллу "по-маленькому". Терпению американских властей пришел конец. Они и до этого были завалены тоннами писем от возмущенных родителей, в которых те жаловались на содержание шоу Осборна и просили спасти от этого кровавого маньяка их детей, толпами валивших на концерты. На сей раз скандалиста привлекли к судебной ответственности и пригрозили изъятием рабочей визы. Оззи поутих. Шэрон также поняла, что перегнула палку. По ее предложению, дабы умаслить рассерженную общественность, Рэнди Роудс стал давать бесплатные уроки, так называемые гитарные мастер-классы, во всех городах, где проходили гастроли. На одном из таких занятий оказался тогда совсем юный Джо Холмс (Joe Holmes), с которым мы в свое время еще встретимся. Интересно, что один из приятелей Рэнди повстречал его во время этого тура в Лас-Вегасе в феврале 1982 года. Друг утверждает, что Роудс, будучи человеком крайне религиозным, был сильно напуган вышеуказанным антуражем концертов и уже тогда подумывал уйти от Осборна насовсем.

Как бы ситуация с гитаристом развивалась в дальнейшем узнать уже невозможно, поскольку произошла самая настоящая драма. 18 марта 1982 года, в самый разгар второй части американского тура, группа Осборна отыграла концерт в городе Ноксвилл, который расположен в штате Теннеси. Далее команда проследовала в Орландо (штат Флорида) на следующее выступление. Спали в гастрольных автобусах, поскольку путь был неблизкий. По пути решили сделать остановку, для чего в качестве стоянки выбрали край большого пустыря, на котором находились несколько ангаров и располагались три небольших самолетика. То есть, что-то вроде заштатного аэроклуба. Водитель автобуса Эндрю Эйкок имел пилотскую лицензию и предложил нескольким членам гастрольной команды прокатить их. После долгих уговоров согласие изъявили Дон Эйри и менеджер турне Джек Дункан. В это время Оззи мирно храпел - после очередной попойки - в своем автобусе, а вот Рэнди и Рэйчел Янгблуд, костюмерша команды, как раз проснулись. Самое удивительное и нелепое состояло в том, что оба страдали аэрофобией и практически не пользовались самолетами, только, как говорится, в экстренных случаях. Тем не менее Дон Эйри, уже получивший удовольствие от полета, почти силой заставил Рэнди сесть в самолет, убеждая того, что он получит незабываемые впечатления.

Аэроплан взлетел, сделал вираж над ангарами и спикировал на автобус, в котором спал Оззи. На самом деле пилот решил напугать свою бывшую жену, стоявшую около автобуса, но ничего хорошего из этой "шутки" не получилось. Самолет чиркнул краешком крыла по крыше автобуса, перевернулся, ударился о стену здания, располагавшегося за автобусом, и с огромной скоростью врезался в гараж. Раздался взрыв, в результате которого из находившихся в самолете в живых ни осталось никого. Все это произошло на глазах Шэрон, Дона, Руди и еще нескольких человек, которые высыпали из автобусов дабы посмотреть на полет... Оззи проснулся от грохота и, как он впоследствии утверждал, помог какому-то инвалиду спастись из загоревшегося дома.

Пресса раздула происшествие до небес. Одни газеты утверждали, что Рэнди был за штурвалом самолета и пикировал на автобус с Осборном, но "Великий" Оззи вызвал "темные" силы Ада на свою защиту, и те отвели угрозу. Другие сообщали, что и Рэнди и пилот были накачаны кокаином, при этом оба являлись фанатами авиаспорта... Ну и так далее. Позднее результаты вскрытия показали, что в крови пилота действительно присутствовали следы кокаина, но Рэнди был чист...

Осборн впал в состояние перманентной прострации и начал пить еще сильнее. Три - четыре двойных "Кровавых Мэри" с утра стали почти правилом. Оззи захотел остановить турне, но Дон Арден на пару с дочкой посоветовали ему эти мысли из головы выкинуть. Шоу-бизнес - суровая штука, и Шэрон привела "Великого и Ужасного" в чувство. Были отменены всего пара выступлений. А уже 29 марта Осборн был вновь на сцене. Место Рэнди занял Берни Торм (Bernie Tonne), до того выступавший в группе Яна Гиллана (Ian Gillan).

Интересно, что в этот же день состоялись похороны Рэнди Роудса. Решение о том, кто заменит погибшего гитариста, принималось в промежуток между 19 и 21 марта. Заметьте - речь шла о замене гитариста, а не об отмене турне в связи с гибелью человека. Берни Торм был личностью достаточно известной. В 1976 году он организовал свою первую команду "Wormwood", которая несколько позже трансформировалась в "Urge". Обе группы по формату являлись хард-роковыми трио, и обе состояли исключительно из ирландцев, ибо Берни и сам родом из Корка (Ирландия). Поиграв без особого успеха несколько лет в Ирландии, Берни перебрался в Лондон, где его в конечном итоге приметил Ян Гиллан. Торм участвовал в записи двух альбомов Гиллана "Glory Road" (1980) и "Future Shock" (1981). На момент приглашения к Осборну, Берни был свободен от всех обязательств и планировал карьеру "Electric Gypsies", своей новой команды. Однако сначала Берни отказал Ардену, главной причиной назвав то, что он не хочет приходить на место погибшего человека. Мол, дурная примета. Но давление, оказанное на него энергичным Доном, привело к соответствующим результатам - уже после третьего звонка Берни принял предложение и согласился вылететь в Америку. Перед этим с ним связался его собственный менеджер и также посоветовал не упускать такой удачный шанс. Как позднее выяснилось, Арден "надавил" и на менеджера Торма. Берни захватил с собой два студийных альбома Оззи и несколько раз внимательно их прослушал.

Спустя годы он признался, что влюбился в манеру игры Рэнди сразу же, и ему теперь было очень интересно воспроизвести на сцене все пассажи Роудса. Два дня он в домашних условиях разучивал партии покойного гитариста и достиг в этом существенных успехов. Таким образом, Берни отправился в дорогу только после того, как более или менее сносно изучил все партии Рэнди.

27 марта он впервые встретился с Шэрон и Оззи. Уже на месте он узнал, что кроме него стать новым гитаристом предлагали Гэри Муру, Майклу Шенкеру и Пэту Тревису, однако все они отказались. После двух дней совместных репетиций с Берни группа возобновила турне. Вопреки бытующей легенде о том, что Осборн до конца турне не исполнял песни, написанные с Рэнди, вынужден этот миф опровергнуть. Сет-лист концерта не претерпел никаких существенных изменений. Несмотря на то, что Торма хорошо приняли как сама группа, так и Шэрон, его отношения с Оззи не сложились. Торм заикался, и это стало предметом злых шуток "Безумного Фронтмена". "Если я попрошу Берни объявить какой-нибудь номер, то играть мы его начнем часа через два, не раньше", - подобными "эскападами" комментировал Осборн своего нового гитариста. Дошло до того, что карлик "Ронни" был вынужден сменить свою кличку на "Берни" - теперь Осборн называл его только так. Естественно, что наступил момент, когда Торм не выдержал постоянных унижений и заявил об уходе.

После 25 дней пребывания Берни в рядах "Цирка имени Оззи" его заменил Брэд Джиллис (Brad Gillis). Очередной гитарный герой из саги о семействе Осборнов, Брэд совсем недавно покинул ряды группы "Night Ranger" и занимался делами своей новой команды. В основном он выступал в клубах, но очень хорошо помнит, что в программу его концерта входили пара-тройка вещей из репертуара Оззи Осборна. Возможно, это и сыграло определенную роль. Но куда большее значение имело то, что его близким другом был человек, прекрасно знавший родного брата Томми Олдриджа. Благодаря этой дружбе и произошло знакомство Оззи и Брэда. Уже на следующий день после звонка Шэрон Джиллис прибыл в стан Осборна. Осборну Джиллис понравился сразу, и Оззи сказал Брэду: "Бери бумагу и ручку и записывай список песен, которые ты должен выучить в течение двух дней!".

Дебют Брэда Джиллиса пришелся на концерт в престижном "Мэдисон Сквер Гарден", состоявшийся 21 апреля! К счастью, новый гитарист не подвел. В результате Джиллис остался в караване Оззи на более долгий период, чем Торм. Но об этом ниже. А сейчас о другом событии. Спустя шесть лет после трагической авиакатастрофы Осборн в память о Рэнди Роудсе выпустил концертный альбом-посвящение своему другу, на котором запечатлено одно из выступлений этого гитариста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: