Обычно выделяют такие основные уровни психологического воздействия рекламы:
когнитивный (познавательный аспект, передача информации, сообщения);
аффективный (эмоциональный аспект, формирование отношения);
суггестивный (внушение):
конативный (определение поведения, бихевиористская стадия).
Сущность когнитивного воздействия состоит в передаче определенного объема информации, совокупности данных о товаре; факторов, характеризующих его качество и т.п.
Целью аффективного воздействия является превращение массива передаваемой информации в систему установок, мотивов и принципов получателя обращения. Инструментами формирования отношения являются частое повторение одних и тех же аргументов, приведение логических доказательств сказанного, формирование благоприятных ассоциаций и т.д.
Внушение предполагает использование как осознаваемых психологических элементов, так и элементов бессознательного. Это связано с тем, что определенная часть рекламного послания может усваиваться адресатом, минуя сферу активного мышления. Результатом внушения может быть убежденность. получаемая без логических доказательств.
Конативное воздействие обращения реализуется в «подталкивании» получателя к действию (конечно, к покупке), подсказывание ему ожидаемых от него действий.
Осознание необходимости этих основных уровней воздействия рекламного обращения на сознание человека легло в основу множества рекламных моделей. Схемы некоторых наиболее известных и распространенных моделей разработки рекламных обращений приведены в таблице..
Направление воздействия / Модель | Когнитивное | Аффективное | Суггестивное | Конативное | Аффективное (после покупки) |
AIDA | Внимание | Интерес | Желание | Действие | — |
АССА | Внимание | Восприятие аргументов | Желание | Действие | — |
DIBABA | Определение потребностей и желаний | Отождествление потребительских нужд с предложением рекламы | Желание | Подталкивание покупателя к необходимым выводам о покупке | — |
DAGMAR | Получение информации о марке | Ассимиляция (осознание качества товара) | Убеждение (формирование психологической предрасположенности к покупке) | Действие | — |
«Одобрение» | Осознание потребности покупателя | Интерес | Оценка | Проверка | Одобрение |
Модель «сильной рекламы» | Осведомленность | Обдумывание | Эмоциональная оценка | Действие | — |
Модель «слабой рекламы» | Осведомленность | — | — | Эксперимент | Убеждение |
Таблица. Основные характеристики некоторых рекламных моделей (формул)
Основные модели восприятия рекламного обращения:
Модель AIDA (attention — interest — desire — action, т. е. внимание — интерес — желание — действие).
Предложена американцем Элмером Левисом в 1896 г.
1. Рекламное обращение, в первую очередь, должно привлекать непроизвольное внимание: использование контрастов, яркое, оригинальное цветовое оформление; броский рисунок; курьезные решения в расположении обращения; шокирование аудитории и т. п.
2. Далее обращение должно удержать ее интерес: содержать обещание удовлетворения потребностей адресата, быть оригинальным, интересным по форме и лаконичным.
3. Потом - возбудить желание адресата опробовать рекламируемый товар, стать его владельцем.
4. И наконец, в обращении должна быть «подсказка» получателю, что он должен сделать: «позвоните сегодня же», «требуйте в аптеках вашего города», «приходите и убедитесь сами» и т. п.
Модель AIDMA – модификация формулы AIDА. Она включает пятый компонент — мотивацию (motive).
Обе они относятся к группе моделей, ориентированных на действие (action - oriented).
Эти модели недостаточно учитывают сложность процесса принятия решения о покупке и, поэтому, имеют ограниченное применение.
Модель АССА. Сводит результаты рекламного воздействия к определению аудитории, прошедшей через один из четырех этапов потребительского поведения:
- внимание (attention).
- восприятие аргументов (comprehension).
- убеждение (convection).
- действие (action).
Модель DIBABA. Предложена Г. Гольдманом в 1953 г.
- определение потребностей и желаний потенциальных покупателей;
- отождествление потребительских нужд с предложением рекламы;
- «подталкивание» покупателя к необходимым выводам о покупке, которые ассоциируются с его потребностями;
- учет предполагаемой реакции покупателя;
- вызов у покупателя желания приобрести товар;
- создание благоприятной для покупки обстановки.
Обе эти модели в настоящее время на практике применяются слабо.
Модель DAGMAR. Автор – американский рекламист Рассел Колли (1961 г.).
«Definingadvertising goals — measuring advertising results» (определение рекламных целей - измерение рекламных результатов).
Согласно модели, акт покупки проходит четыре фазы:
- узнавание марки (брэнда) товара.
- ассимиляция — осведомление адресата о качестве товара.
- убеждение — психологическое предрасположение к покупке.
- действие — совершение покупки адресатом рекламы.
Эффект рекламы определяется приростом числа покупателей на каждой из указанных фаз. Качественное отличие модели DAGMAR от подходов, ориентированных на действия: совершение покупки определяется всеми основными элементами комплекса маркетинга. Реклама в этом комплексе — один из важнейших, но не самодостаточный элемент. Последователи Р. Колли, находящиеся на тех же позициях, представляют так называемую дагмаровскую школу.
Модель «Одобрение». Человек должен пройти следующие фазы:
- осознание необходимости покупки.
- возникновение интереса к рекламируемому товару.
- оценка его основных качеств.
- проверка, опробование качества.
- одобрение.
Модель «сильной рекламы». Распространена в Северной Америке. После того, как в мозг человека поступает информация, тут же возникает эмоциональная реакция, стимулирующая приобретение товара.
Модель «слабой рекламы». Распространена в Европе. Предполагает следующую схему воздействия. Потребитель, получая осведомленность о товаре из рекламы, идет на «эксперимент» — он опробывает его. И только после того, как товар ему понравился, будет покупать его в дальнейшем.
Все перечисленные модели не являются взаимоисключающими.