Х - это жизнеописание Сятого, от рождения до смерти. Ученные считают, что этот жанр восходит к античной надгробной речти, где говорится о жизни чел-ка.
Святыми считались те подвижники христианской веры, которые отрекались от мирской суеты, погружались в духовный мир, преодолевали в себе тварное начало, преобщались к Божественному Духу. В Житии создавлася общечеловеческий идеал христианина.
Задача Х.
- дать возвышенный идеальный образ святого, отличающегося всеми возможными и невозможными добродетелями, приэтом все эти добродетели своершенно неизменны. Характеристика этих героев совершенно одинаковы. Но герой проходит свой жизненный путь. Святой - это всега Богоизранный и вся его жизнь - это духовное самосовершенствование, борьба с икушениями. Иногда герой согрешает, чтобы покаятся и сать чище и устойчивее в своих идеалах.
Особенность Х.
- недопускала никаких случаностей, необычностей, юмора. Х. Герой - это праведник, живущий по законам идеального мира, но живущий в мире реальном. Чедеса - обязательный элемент Х. Чудеса могут творится и при жизни и при смерти - тога он истинный святой. Чудеса были связаны с языческой культурой
|
|
Структура Х.
- Для канонического жития характерна трехчастность:
1. Вступление, где автор может рассказывать как он собирал материал и подчеркивает историчность описываемых в Х. - обстояятельствах. Самоуничижение - самый главный элемент вступление Хагиографии - это некий ритуал, цель которго возвысить героя.
2. Жизнеописание:
- упоминание о благочестивых родителях
- расказ о необычном детстве
- рассказ о мучиничиствах за веру
- рассказ о чудесах, которые творит святой
- о смерти и предвуствии ее
- чудеса после смерти
3.
История Х.
Х. Как жанр появляется сразу поле крещения Руси. Сначала это были переводы Византиских Агиографий, потом стали появлятся свои святыии и их Х.
Позже появляются ЖИТИЕ КНЯЖЕСКОЕ и ЖИТИЕ МОНАШЕСКОЕ
Княжеское житие - (Чтение блаженного страстерпча Брриса и Глеба) - (Илларион) - ЧИТАТЬ
Житие монашеское - Житие Феодосия Печерского (Илларион) - ЧИТАТЬ
Особенностиоригинальных древне русских Х. - самые популярные разрушали какн, превращаясь в повесть. Х. - лежит в основе повести (жанр, кот.появляется позже)
Х - служит прославлению христианского идеала.
До 16 века житие читали как повесть.