Под внутренними границами судебной власти понимается компетенция конкретного судебного органа. Она определяется правом государства: законами о судоустройстве, процессуальными кодексами, другими нормативными актами - и в основном обозначается термином «подсудность» (фр. competence, нем. Zustдndigkeit, англ. jurisdiction, ит. competenza, исп. competencies). В нем выражена относимость дела к ведению того или иного конкретного суда.
Подсудность бывает следующих видов:
(1) В зависимости от критериев, положенных в основу отнесения дела к компетенции определенного суда:
(А) Родовая подсудность - compйtence d'attribution (фр.), sachliche Zustдndigkeit (нем.), subject-matter jurisdiction (англ.), competenza per materia e valore (итал.), competencia objetiva (исп.). Она распределяет компетенцию между различными звеньями судебной системы. Должен ли иск подаваться в суд низшего звена или суд среднего звена или первой инстанцией по делу будет высший суд страны?
Родовая подсудность определяется на основе двух критериев:
- по роду дел (отсюда и сам термин «родовая подсудность»), например, к компетенции мировых судов в Италии отнесены споры о межевых знаках;
|
|
- по цене иска, например, упомянутые ранее мировые суды вправе рассматривать споры с ценой иска не более 2 582,28 евро (ст. 7 ГПК Италии).
Благодаря такому регулированию низовые звенья судебной системы занимаются разрешением несложных споров, а суды более высокого уровня рассматривают дела сложные (с точки зрения вопросов права или факта) или со значительной суммой иска.
(В) Территориальная подсудность - compйtence territoriale (фр.), цrtliche Zustдndigkeit (нем.), venue (англ.), competenza per terriotorrio (итал.), competencia territorial (исп.) - позволяет установить компетентный орган среди судов одного уровня; решить, в какой из существующих в государстве судов первого (второго) звена надлежит подавать иск. Территориальная подсудность направлена на равномерное распределение дел между судами одного уровня с учетом экономических и личных интересов сторон для обеспечения наилучшего доступа к правосудию, экономичного и быстрого судопроизводства.
Она предполагает четкие территориальные границы судебного округа, которые, как правило, совпадают или ориентируются на административно-территориальное деление государства. В мелкой административно-территориальной единице типа общины или района действует суд первого звена (мировой или ограниченной юрисдикции), в средней (например, в области) - суд второго звена. Его юрисдикция распространяется на несколько округов нижестоящих судов. Границы апелляционного суда охватывают несколько округов судов второго звена. Верховный суд действует на всей территории государства.
|
|
Во всех правовых системах родовая и территориальная подсудность является главным институтом, характеризующим судебную компетенцию. Кроме того, доктрина и право отдельных стран используют другие, своеобразные классификации подсудности.
(2) В зависимости от правового основания различают:
- подсудность, основанную на законе;
- договорную подсудность;
- подсудность, определяемую судебным постановлением.
(3) Функциональная подсудность (funktionelle Zustдndigkeit, competencia funcional) выделяется в германской и испанской правовых системах. Критерием классификации служат виды производства, которые судебный орган вправе осуществлять. Различают:
- суды, выполняющие функции первой инстанции;
- апелляционные суды;
- ревизионные (кассационные) суды;
- суды исполнительного производства.
(4) При решении проблемы выбора надлежащего суда полезно иметь в виду существующее в российском, немецком, испанском праве понятие подведомственности (Rechtsweg, jurisdiction). В нем объединены нормы, распределяющие компетенцию между различными судебными системами, ведомствами государства (отсюда термин «подведомственность»). Например, относится ли спор к ведению судов общей юрисдикции, должен ли он разрешаться в судах специальной юрисдикции или в третейских судах.
Нормы о территориальной подсудности имеют особое значение и заслуживают более детального анализа.