Признаки личности

По мнению Л.М. Фридмана и И.Ю. Кулагиной (1991), ключевыми системообразующими признаками личности выступают: эмоциональ­ность, активность, саморегуляция и побуждения. Эмоциональность – совокупность качеств личности, определяющих динамику возникнове­ния, протекания и прекращения эмоциональных состояний; чувствитель­ность к эмоциогенным ситуациям. Активность – характеристика личности, определяющая интенсивность, продолжительность, частоту и разнообразие выполняемых действий или деятельностей какого-либо рода. Саморегуляция – системная характеристика, отражающая способность личности к устойчивому функционированию в различных условиях жизнедеятельности. Значение этой характеристики проявляет­ся в намеренной регуляции личностью параметров своего функциони­рования (состояния, поведения, деятельности, взаимодействия с окружением), которые оцениваются субъектом как желаемые. Побуждение – мотивационный компонент характера.

Как отмечалось выше, психологи часто характеризуют людей на основе определенной совокупности (или системы) черт. Черты личности – обобщенные характеристики, представляющие собой ряд взаимосвязанных психологических признаков. Описываемый ниже тест Кеттелла основан именно на таком подходе. Можно привести примеры нескольких наиболее фундаментальных черт (или факторов) личности – таких, как: 1) эмоциональность, 2) доминантность, 3) моральность (Мельников, Ямпольский, 1985. С. 18-63).

В психологии широко применяются различные типологии личности. По доминирующей пространственно-временной ориентации можно определить такие типы личности, как “мемуарист”, “конъюнктурщик”, “прогнозист”. Различия в потребностно-волевых переживаниях позволяют выделить “пессимистов”, “уравновешенных” и “оптимистов”. По содержательным направленностям человек может быть “деловой”, “экстраверт” (в том числе “коллективист”), “игрок”, “интраверт”. По уров­ню освоения деятельности – “ученик”, “исполнитель”, “любо­знательный”, “творец”. Типы личности по доминирующим формам реализации деятельности следующие: “преобразова­тель”, “созерцатель”, “оратор”, “мыслитель” (Фридман, Кулагина, 1991. С. 127).

Личность человека можно охарактеризовать пятью основны­ми потенциалами: познавательным, морально-нравственным, творческим, коммуникативным и эстетическим. Такие потен­циалы играют роль динамических доминант, задающих направ­ленность процессу развития личности.

Познавательный потенциал определяется прежде всего объемом и качеством информации, которой располагает личность. Он также включает в себя психологические качества, обеспечи­вающие продуктивность познавательной деятельности человека.

Морально-нравственный потенциал обусловливается приобретен­ны­ми личностью в процессе социализации нравственно-этическими нормами, жизненными целями, убеждениями, устремлениями. Речь идет о единстве психологических и нравственных моментов в сознании и самосознании личности, которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых и интеллектуальных механизмов и реализуются в ее мироощущении, мировоззрении, мироотношениях.

Творческий потенциал личности определяется наличным репер­туаром умений и навыков, способностями к действию (созидательному или разрушительному, продуктивному или репродуктивному) и мерой их реализации в определенной сфере (или сферах) деятельности или общения.

Коммуникативный потенциал личности оценивается степе­нью общительности, характером и прочностью контактов, уста­навливаемых индивидом с другими людьми. Содержательно-динамически эта способность выражается в богатстве системы и репертуара социальных ролей, которые исполняет личность.

Эстетический потенциал личности обусловливается уровнем и интенсивностью ее художественных потребностей, а также тем, как она их удовлетворяет. Эстетическая активность лично­сти реализуется в творчестве (профессиональном или самодея­тельном) и в “потреблении” произведений искусства.

Другими словами, личность определяется тем: 1) что она знает, 2) что она ценит, 3) что и как она созидает, 4) с кем и как она общается, 5) каковы ее эстетические потребности и как она их удовлетворяет (Каган, 1974. С. 260-262).

Для локальной коррекции и развития важно знать ряд ключевых личностных образований и уметь воздействовать на них. К од­ним из таких образований относится жизненный план личности. Он представляет собой систему взаимосвязанных и обобщенных целей, которые ставит перед собой личность, интеграцию и со­подчинение ее мотивов, приобретение устойчивого ядра ценност­ных ориентаций. Жизненный план – явление одновременно социального и жизненного порядка, связанное с вопросами са­моопределения: профессионального (кем быть?) и морального (каким быть?).

Одна из системных характеристик личности, позволяющая прогнозировать ее будущее, – это направленность личности. Она представляет собой совокупность важнейших целевых про­грамм, обусловливающих смысловое единство активного и це­ленаправленного поведения личности.

Среди многообразия потребностей личности можно выделить две фундаментальные потребности, взаимосвязанные между со­бой. Это – потребность быть личностью (потребность персонализации) и потребность самореализации.

Персонализация (от лат. личность) – процесс обре­тения субъектом общечеловеческих, общественно значимых, индивидуально-неповторимых свойств и качеств, позволяю­щих оригинально выполнять определенную социальную роль, творчески строить общение с другими людьми, активно влиять на их восприятие и оценки собственной личности и деятельно­сти.

Потребность персонализации обеспечивает активное включение индивида в социаль­ные связи и вместе с тем оказывается обусловлен­ной этими связями, общественными отношениями и т.п. Как и любая потребность, она может иметь многоуровневую реализацию и про­являться в стремлении субъекта быть идеально представленным в жизнедеятельности других людей.

Потребность самореализации проявляется в стремлении индивида реализовать свой личностный потенциал (запас жизненной энергии, задатки, способности). Подлинной сутью хорошего образования должно являться ознакомление с путями, благодаря которым человек может стать тем, кем он способен стать, т.е. самореализоваться. Частным проявлением указанной по­требности выступает самоактуализация как полное переживание жизни, постоянный выбор и реализация своих возможностей.

Интегральной характеристикой личности является ее устойчивость, которая детерминирует все основные процессы в личности: мотивы, возможность формирования надситуативной активности, целеполагание, принятие решений, фрустрационную и стрессовую пластичность и т.п. В критических ситуациях поведение личности, обладающей устойчивос­тью, в целом осуществляется по следующей схеме: задача – актуали­зируемый ею мотив – осуществление действий, ведущих к реа­лизации этого мотива, – осознание трудностей – негативная эмоциональная реакция – поиск способов преодоления трудно­стей – снижение силы отрицательных эмоций – улучшение функционирования (Фридман, Кулагина, 1991).

Поведение неустойчивой личности отличается неспособно­стью преодолевать трудности. Для такой личности характерны переоценива­ние вероятности неудачи и недооценивание воз­можности получения предметов потребности, благ; общая не­сбалансированность психофи­зио­ло­гической организации (чаще всего в форме психопатии).

Важным регулятором поведения личности является Я-концепция – совокупность представлений человека о себе, взаимосвязанных с его самооценкой. Я-концепция выполняет тройную функцию:

1) способствует достижению внутренней согласованности личности;

2) определяет характер и особенности интерпретации приобретен­ного опыта;

3) служит источником ожидания относительно собственного поведения и самого себя (Берне, 1986. С. 30-46). Кроме этого, Я‑концепция осуществляет регуляцию социального поведения личности.

Целью воспитания и развития является формирование в лич­ности таких ценностных ориентаций, отношений, мотивов, ко­торые обеспечи­вали бы оценку и регулирование поведения в соответствии с морально-нравственными нормами, принятыми в конкретной социально-культурной среде. Такие образования должны предоставлять личности возможность производить по­сильные изменения окружения в направлении его развития и совершенствования.

Формирование нравственно развитой личности в своей осно­ве должно опираться на эмпатийные способности личности. Эмпатия – способность эмоционально отзываться на пере­живания другого. Она является основой содействия, помощи. Развитие этой способности может осуществляться в специально организованных ситуациях совместных переживаний. Подобные ситуации имеют место в учебных группах, когда учащийся пе­реживает вместе с другими (например, в ходе соревнований).

Нравственному развитию может способствовать хорошо организо­ван­ная совместная трудовая деятельность. При групповом взаимодейст­вии личностные особенности поддаются изменениям в большей степени, чем при индивиду­альном. Наиболее эффективно процедуры таких изменений протекают в группах коррекции и развития личности.

Существует обширный перечень обобщающих теоретических работ, посвященных описанию различных подходов в исследовании личности и ее развития. Знакомство с этими работами позволит практическо­му психологу расширить профессиональный кругозор, более осмысленно применять различные методики развития и конструи­ровать свои собственные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: