Государственный образовательный стандарт – система основных параметров, принимаемых в качестве гос. нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности личности и системы образования по достижению этого идеала.
Основные причины государственной стандартизации содержания образования:
*необходимо обеспечить единый минимальный уровень образования, получаемого в разных типах образовательных учреждений России;
*необходимо учесть тенденции развития образования в мире (в масштабах целой страны рациональней это делать централизованно.
Гос. образовательный стандарт выполняет ряд важных функций, среди которых выделяются:
* функция социального регулирования – обеспечение эквивалентности образования во всех образовательных учреждениях одного уровня (№ минимальный уровень образования для выпускника основной школы одинаков, независимо от того, учился он в селе или городе, в обычной школе или в гимназии);
*функция гуманизации образования связана с утверждением с помощью стандартов его личностно-развивающей сущности: образовательный стандарт регламентирует только мин-ый образовательный уровень, то образование, которое выше этого уровня, может дифференцироваться в зависимости от особенностей, потребностей, способностей личности;
|
|
*функция управления заключается в том, что стандартизация содержания образования позволяет упорядочить образовательные системы, использовать единые критерии качества образования;
*функц. повышения качества образования осуществляется в масштабе целой страны благодаря возможности устанавливать нижнюю границу уровня образования и постоянной модернизации образовательного стандарта с целью повышения минимального образовательного уровня.
В основе нов Фед.гос.стандартов общего образования лежит системно-деятельностный подход.
Согласно требованиям к результатам освоения основных образовательных программ на всех ступенях общего образования выделяются три основных блока (компонента) содержания образования: личностный, метапредметный и предметный.
Личностный компонент включает в себя…
*готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению;
*сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
*наличие системы ценностных отношений, отражающих личностную и гражданскую позицию в деятельности, социальные компетенции, правосознание;
*способность ставить цели и строить жизненные планы;
*способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Метапредметный компонент предполагает…
|
|
*владение межпредметными понятиями;
*способность использования в учебной, познавательной и социальной практике универсальных учебных действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);
*самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
*способность к построению индивидуальной образовательной траектории.
В предметный компонент входят…
*умения, специфические для данной предметной области;
*виды деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания в рамках учебного предмета в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
*научный тип мышления, научные представления о ключевых теориях, типах и видах отношений;
*владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования, действующие в России на сегодняшний день – это основные документы, регламентирующие содержание общего образования для каждой его ступени. Отдельные ФГОС разработаны для начального, основного, полного (среднего) общего образования, каждый из них утверждён отдельным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Вместе с тем, все ФГОС преемственны, любой из них имеет следующую структуру:
I. Общие положения.
II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы.
*Личностные результаты освоения основной образовательной программы.
*Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы.
*Предметные результаты освоения основной образовательной программы.
III. Требования к структуре основной образовательной программы.
IV. Требования к условиям реализации основной образовательной программы.
Самое, самое ВАЖНОЕ!! (если сильно лень можешь только это и выучить ↓)
Существует государственный образовательный стандарт и образовательные программы, которые определяют цели, содержание образовательного процесса, устанавливают критерии. Стандарты образования имеют федеральный и региональный компоннент, а также компонент конкретного образовательного учреждения, и хорошо, когда они воплащаются в квалификационной характеристики его выпускника. Педагогическое значение последней в том, что она помогает: *уточнить учебный план и входящий в него набор учебных дисциплин; *правильно распределить часы по учебным дисциплинам; *разобрать комплексный план личностно-формирующей работы, включающей меры по обеспечению достижения положительного результата к концу срока образования; *оценить достигаемые результаты и вклады в них ответственных субъектов образовательного процесса. При выпуске из образовательного учреждения выпускник должен обладать социальными, профессиональными, деловыми качествами: цивилизованного человека, гражданина, профессионала, сппециалиста. ПЕДАГОГИческие характеристики выпускника должны отличаться: образованностью, обученностью, развитостью..... Образовательные программы воплощают в содержании требования ГОСТов, достижения наук, уроки успешного опыта. В структуре современного образования определены три основных цикла учебных дисциплин: 1) общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины.; 2) общие математические и естественно-научные; 3) общепрофессиональные.
Документы, определяющие содержание образования.
Содержание образования отражено в учебных планах, программах, учебных пособиях и учебниках. УЧЕБНЫЙ ПЛАН – нормативный документ, регламентирующий общее направление и основное содержание подготовки учащегося или специалиста.Учебный план составляется в соответствии с учетом формы обучения (дневн, заочн.,вечерн), уровня базовой подготовки. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА – нормативный документ, определяющий требования к знаниям и умениям в области конкретного учебного предмета. Программа содержит пояснительную записку – методическое руководство для преподавателя. В ней раскрываются образовательные и воспитательные задачи, связь учебного предмета с другими т.д. Учебные программы содержат списки литературы, тематикии курсовых проектов и работ. В соответствии с учебными программами составляются учебники и учебные пособия.
|
|
ОСНОВНЫМИ НАПРАВЛЕНИЯМИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:
1) систематизация академических предметов
2) пересмотр содержания образования с учетом международных стандартов
3) усиление дифференциации содержания образовани, ориентированной на насстоящий уровень развития умственных возможностей учащихся.
4) включение в содержание образования материала, актуального для повседневной жизни и развития учащихся
5) подготовка новых учебников, отвечающих современным требованиям, на конкурсной основе