Принципы обучения – это исходные положения, которые в своей совокупности определяют требования к УП в целом и его составляющим (целям, задачам, методам, средствам, организационным формам, процессу обучения). (Щукин)
Принцип обучения – одна из базисных категорий методики, с позиции которой определяются требования к системе обучения в целом и к ее отдельным компонентам.
Классификация принципов.
Не существует общепринятой классификации принципов.
Щукин предлагает следующую классификацию:
1) Дидактические принципы отражают основные положения теории образования и обучения, разрабатываемые в дидактике. Они используются в преподавании разных дисциплин и не зависят от предмета обучения.
Принципы:
сознательности;
активности;
наглядности;
прочности (сохранения учебного материала в памяти);
доступности и посильности;
межпредметной координации (согласование тем различных дисциплин);
межкультурного взаимодействия;
профессиональной компетентности преподавателя.
|
|
2) Лингвистические принципы базируются на данных языкознания как базисной методики науки.
Принципы:
системности;
концентризма (повторение материала, его углубление и расширение);
разграничения лингвистических явлений на уровне языка и речи – выделение трех аспектов:
языкового – система языка,
речевого – способ формирования и формулирования мыслей посредством языка,
речедеятельностного – осуществление процесса общения;
функциональности (языковой материал вводится с учетом содержания высказывания);
стилистической дифференциации, минимизации языка (отбор языковых и речевых средств для занятий).
3) Психологические принципы
Принципы:
мотивации;
поэтапности в формировании речевых навыков и умений;
учета индивидуально-психологических особенностей личности учащегося;
учета адаптационных процессов.
4) Методические принципы отражают особенности преподавания иностранного языка как учебной дисциплины.
Принципы:
коммуникативности (приближение к естественной ситуации общения);
учета родного языка учащихся;
устного опережения (или устной основы обучения);
взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо)
профессиональной направленности обучения (учета специальности)
аппроксимации (- снисходительное отношение учителя к ошибкам учащихся)
ситуативно-тематической организации обучения
учета уровня владения языком