Выкладка товаров - способ размещения товаров в торговых залах и на витринах торговых предприятий. Выкладка товаров осуществляется в зависимости от назначения, форм и свойств товаров, например: по видам изделий, артикулам, размерам и т.д.
Выкладка, согласно утвержденным планограммам, дает возможность покупателям осмотреть и выбрать необходимый товар с минимальными затратами времени и максимальными удобствами, а продавцам - качественно удовлетворить потребности покупателей и способствовать увеличению доходов от торговли.
Классические и общие принципы выкладки для всех видов товара:
- чистота и упорядоченность полок
- свободные проходы между стеллажами, рядами
- все товары хорошо видно на полках
- представляют собой единую систему/гамму
- каждый товар изложен в выгодном и привлекательном для покупателя виде
- расположение товаров отличает товары одной торговой марки от других
- рекламные материалы и аксессуары дополнительно привлекают внимание и создают положительный эмоциональный настрой
|
|
- покупателю легко осуществить покупки
Правила выкладки товара базируются на особенностях человеческого восприятия информации:
1. Правило «Ценника»: отсутствие ценников или их недостаточная информативность способны оттолкнуть покупателя от покупки. Ценники должны быть актуальными и оказывать необходимую покупателю информацию.
2. Правило «Уровня глаз»: наибольшая концентрация внимания приходится на уровень глаз, поэтому продвигаемый товар стоит разместить именно там, чтобы покупатель его не искал и при любых условиях увидел.
Товары должны быть расположены лицевой стороной к покупателям и не должны сильно загораживать друг друга, чтобы можно было рассмотреть товар полностью. У покупателя вообще не должно возникать осложнений в рассмотрении товара.
Более дорогие товары следует располагать на верхних полках - на уровне глаз и чуть выше, более дешевые - на нижних полках.
3. Правило «Вытянутой руки»: лучшие товары на полках должны лежать так, чтобы их легко было увидеть и получить без лишних усилий - на расстоянии вытянутой руки.
4. Правило «Мертвой зоны»: это нижний левый угол, поэтому нижние полки должны содержать или товары, редко покупаемые, или крупные упаковки, либо товар целенаправленного спроса.
5. Правило «Группировка»: товар должен размещаться на витрине/стеллажах группами, а не в разнобой. Товар объединяется в группы по нескольким признакам, например: по торговой марке, по виду товара, по весу/размеру упаковки и по цене. Это позволяет задержать внимание покупателя на товаре и, соответственно, стимулирует покупку.
|
|
Сопутствующие товары (лопаты - перчатки) нужно размещать рядом, не сопутствующие
(бытовая химия - лампочки) - отдельно.
Дорогой товар нужно размещать отдельно от аналогичного дешевого; соседство возможно лишь в случае, если это делается специально для продвижения дешевого. Градация по цене должна быть постепенной, или это должны быть разные витрины/полки.
Товары одного наименования разной фасовки нужно располагать рядом, чтобы покупатель мог выбрать для себя то, что наиболее подходит.
6. Правило «Удачного места»: для каждого товара или группы товаров есть удачные и неудачные места расположения в торговом зале.
Товары импульсивного спроса (салфетки, батарейки, жевательные резинки, зажигалки и т.д.) следует размещать ближе к выходу из магазина, рядом с кассами - в зоне hot spots (англ. «активные места» - места, наиболее подходящие для промоций, установления товарных горок и т.п.).
Не надо размещать товар и стойки в "тупиках" - такие места в магазине, куда можно зайти, а потом нужно выйти, чтобы вернуться в основной зал, поскольку эти места посещаются хуже всего.
Товары массового спроса должны всегда выкладываться на одном и том же месте.
Новые товары должны быть изложены на самых видных местах.
7. Правило «Фигуры и фона»: один объект ярко выделен на фоне других. Этот закон нужно использовать, если необходимо привлечь к конкретному товару для его продвижения. Выделение может быть за счет яркой и нестандартной упаковки, дополнительной подсветки, вобблеров, стикеров, однако рекламные материалы не должны отвлекать внимание покупателей от товара.
Украшение полок должен состоять из предметов и товаров, которые сочетаются или ассоциируются с товаром, который продается.
8. Правило «Переключение внимания»: если взгляд не фиксирует привлекательный для себя объект, то внимание переключается на другое пространство в поисках "фигуры" - поэтому нельзя располагать товар строго в линию, поскольку покупатель просто пройдет мимо в поисках чего-то яркого (за исключением тех, кто ищет конкретный товар).
Товары с упаковкой одного цвета, собранные вместе, задерживают на себе внимание покупателя и лучше продаются по сравнению с "клетчатой" выкладкой. Единственный момент - это должны быть товары одного назначения, иначе эффект будет противоположным.
9. Правило «Размера товара»: мелкий товар должен лежать ближе к покупателю, крупный можно разместить подальше.
10. Правило «Транспортной упаковки»: если товар продается блоками и паллетами, то его транспортная упаковка должна обеспечивать узнаваемость. Особенно, когда упаковка изготавливается термоусадочной пленкой - этикетки товаров должны быть повернуты наружу.
11. Правило «Постоянной выкладки»: товара должно быть в достаточном количестве, лучше много (однако полки не должны быть слишком перегруженными - чтобы товар не портился и его было удобно брать). Это правило является весьма важным, поскольку 1-2 упаковки или маленькая доля весового товара вызывает негативные ассоциации у покупателя, как будто товар остался не куплен, или это испорченный товар и, к тому же, никто не хочет быть последним - даже в покупке. Продажа с полок с недостаточным количеством товара существенно падает, поэтому выкладка должна регулярно пополняться.
Учет всех факторов и соблюдения правил выкладки товара очень важно, поскольку 80% решений о покупке конкретной торговой марки принимаются непосредственно перед прилавком: человек решает, что ему купить, только когда видит товар.