Расположение товара | Порядок перестановки | Увеличение продаж, % |
На уровне глаз | — | — |
На уровне рук | На уровень глаз | |
На уровне ног | На уровень глаз | |
На уровень рук |
Высота полок должна соответствовать размерам товара. Известен принцип «двух пальцев»-: если между верхним краем товара и следующей полкой можно засунуть два пальца, нужно менять расстояние. На сэкономленном пространстве можно будет разместить еще одну полку.
Ближе всего к покупателю должен располагаться товар, у которого близок к концу срок реализации. «Зависший» товар (с истекающим сроком годности) можно реализовать во время дегустации, презентации и т.п.
Как человеческий ум легко оперирует вещами по принципу «5 ± 2», так и человеческий глаз может легко воспринимать продукт (особенно мелкий по размерам — к примеру, бутылку пива), если рядом находится «5 ± 2» единиц, т.е. на полке рядом должно присутствовать не менее 3 единиц товара (бутылок пива). Расширять предлагаемый ассортимент приоритетнее за счет увеличения площадей выкладки и торгового зала, а не количества выставленных единиц на полке.
|
|
Кроме того, ширина выкладки товара на полке напрямую зависит от особенностей (характеристик) продаваемого товара (размер, характер спроса, другие используемые способы привлечения внимания потенциального покупателя). В некоторых случаях ее можно определить путем замера времени, достаточного для распознавания товара на полке, и средней скорости движения покупателя мимо выкладки.
Существуют три типа выкладки. Размещение внутри товарной группы может осуществляться в виде горизонтальной или вертикальной выкладки, а также на фирменных дисплеях (или в холодильниках). По внешнему виду упаковки или самого товара, как правило, можно сразу же определить, к какому виду выкладки он относится.
При горизонтальной выкладке необходимо учитывать, что на самой нижней полке должен размещаться товар больших размеров, менее привлекательный или более дешевый. Горизонтальная выкладка предусматривает выкладку товара слева направо по серии по уменьшению объема.
Вертикальный способ выкладки товаров предусматривает расположение однородных товаров в несколько рядов на всех полках стеллажей сверху вниз. Он удобен тем, что обеспечивает хороший показ товаров, свободный доступ покупателей любого роста. При вертикальной выкладке необходимо строгое распределение товара одного вида, от меньшего к большему. Меньшая по размеру продукция обычно располагается на верхних полках; большая — на нижних. На практике чаще всего комбинируют оба этих способа, применяя элементы как горизонтальной, так и вертикальной выкладки.
|
|
Дисплейная выкладка (дополнительные точки продажи) размещается на видимых местах сообразно движению покупателей. Она представляет собой отдельно стоящий фирменный стенд или стойку, не привязанные к основной точке продажи этого товара.
Иногда производители стремятся размещать свою продукцию в магазинах исключительно на фирменных дисплеях или в холодильниках. Преимущества этой технологии далеко не однозначны, она работает только в обязательном сочетании с логиков ассортимента и определенной моделью принятия решения о покупке. Например, покупатель собрался приобрести пельмени. Первое, что он сделает, — найдет отдел пельменей, и если ваша продукция обособлена от продукции конкурентов и лежит в фирменном холодильнике чуть в стороне, она с большой вероятностью может оказаться незамеченной. Кроме того, если покупатель не является приверженцем определенного брэнда, он проделывает в уме сравнительный анализ цены, упаковки, заявленных свойств и известности различных товарных знаков. Выведение товара из этого сравнительного ряда и его обособление должны иметь веские основания (традиционно обособленная выкладка, известный товарный знак, серьезная поддержка в СМИ).