1.Проф. позиции(ППП) – отношение личности к себе как к профессионалу, на основе кот. осуществляется ПД и ПО. Включают: мотивы, смыслы труда; самооценку, уровень притязаний. Бывают:
· Общие – желание личности во всех ситуациях предст. себя как педагога.
· Частные – выдел. по приоритетам, доминантам, кот. выделяет д. себя педагог.
М. Тален. выделял ППП:
§ Учитель-Сократ (организатор дискуссий, диспута).
§ У.-менеджер (орг. уч-воспит. процесса).
§ У.-тренер (Гл. – тренировка. Мозг и мышцы не должны простаивать)
§ У.-генерал (авторитарный; методы как в армии – приказания, инструкции, доклад о выполнении).
§ У.-экскурсовед (нач. классы; подача инф. образно).
2.Проф. важные качества (ПВК). Изучали: Климова, Маркова, Крутецкий.
проявление душевной направленности ч-ка; предрасположенность к познанию; креативность (совокупность твор. способностей); мобильность, коммуникативность; толерантность (к псих. особенностям, культ. уенностям, религии); эмпатийность; сензитивность (особ. чвчтвительность); рефлективность.
|
|
3.Психолого-пед. способности По совр. системе Кузьминой.
А. Перцептивно-рефлексивные на основе: чувства эмпатии, объекта, меры и такта, сопричастности. Приводит к развитию проф. интуиции.
Б. Проективные способности:
- гностические = ЗУН, сформированные и умело используемые на основе диф. и личностно-ориентированного подхода.
- в обл. перцептивных спос. – восприятие себя, суггестивные (внушение, влияние)
- организационные – детей и себя + умение орг. каждого ребенка на решение творч. задач
У совр. педагога должна развиваться аутопсихологическая спос. (направленность на себя) – умение оперативно снять мышечное, эмоц., нервное напряжение, спос. к саморегуляции.