Научная и житейская психология как области психологического знания

Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Отличия научной и житейской психологии. 1) житейские психологические знания, конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям., фиксирован. В знаниях научных понятий и закономерностей. 2) житейские знания носят интуитивный характер, т.к. они приобретаются путем практических проб и ошибок. В отличие от этого научные психологические знания рациональны и осознанны. научные знания получаются путем выдвижения гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий. 3)отличие в способах передачи знаний и возможности их передачи. Передача житейских знаний затруднена, т.к. осуществляется путем передачи от чел-ка к чел-ку. Особенно от старшего поколения к младшему. Научные знания передаются проще, т.к. например: фиксируются в научной литературе. 4)по методам получения. В житейской ограничивается наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. 5) отлич научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным материалом (он структурирован), недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Но, научная психология опирается на житейский психологический опыт; извлекает из него свои задачи; наконец на последнем этапе им проверяется. Житейская психология - дает запросы, научная - их изучает и отправляет в житейскую для проверки.

Теоретические положения и представители бихевиоризма.

Бихевиоризм возник – в начале 20в, в Америке. Наука о поведении. Предметом психологии является не сознание, а человек, реакция орг-ма на окр среду. Основатель Джон Уотсон. Бихевиоризм признавал 2 метода исследования поведения (изучение сознания отрицал): наблюдения в искусстве и в естественной среде обитания. Большинство экспериментов проводилось над животными, после переносилось на чел-ка. Отрицал роль и наличие ненаблюдаемых внутренних свойств чел-ка (цель мотив и т.д.). Схема S – R (эс – стимул, эр – реакция). Основная задача – предсказывать по ситуации реакцию или наоборот. «+» психология стала на естественный путь развития, появился метод эксперимента, расширился спектр изучаемых объектов, развитие получили отдельные разделы. «-» не учтены сложности психической деятельности чел-ка. Перенос результата с животного на чел-ка, игнорирования процессов сознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: