ТЕМА 1. Теоретико-методологические основания истории психологии
Две вещи удивляют меня:
звездное небо над моей головой и
нравственный закон внутри меня,
И. Кант
Содержание раздела:
Объект и предмет истории психологии, специфика предметной области истории психологии. Логико-научный, социо-культурный и личностно-биографический подходы в истории психологии. Системный подход как методологическая основа определения предмета истории психологии. Функции и задачи истории психологии. Место истории психологии в системе психологических дисциплин и ее связь с другими отраслями науки.
Проблема периодизации в истории психологии. Основные этапы развития мирового и отечественного психологического знания.
Общие закономерности развития психологических знаний. Исторические формы психологического знания: житейские представления о душе; мифология, религия и искусство как источники и формы развития психологического познания; научное психологическое знание: этапы эволюции и характер взаимодействия разных форм психологического познания.
|
|
Факторы, определяющие возникновение и развитие научных психологических идей. Инварианты психологического знания - принципы, категории, проблемы. Основные принципы историко-психологического познания: принцип системности, принцип развития, принцип единства логического и исторического, принцип социально-культурной обусловленности развития психологического познания. Механический, биологический и психологический детерминизм.
Источниковая база изучения истории психологии. Исторические источники и их классификация. Методы изучения истории психологии: метод логической поэтапной реконструкции, категориальный анализ, биографический метод, количественные наукометрические методы исследования. Современные тенденции и перспективы историко-психологических исследований.
Вопросы, рассматриваемые на лекции:
1. Развитие историко-психологического направления
2. Характеристика предметной области истории психологии
3. Принципы историко-психологического исследования
4. Методы историко-психологического исследования
5. Периодизация истории психологии
6. Современные тенденции и перспективы историко-психологических исследований (КСР)
1. Развитие историко-психологического направления
История психологии, являясь частью культурного наследия общества, содействует (в ее системном понимании) формированию оптимальных условий развития психологической науки и образования. Актуальность истории психологии обусловлена основным содержанием ее предмета: с одной стороны, история психологии является основой профессиональной культуры психологов, необходимой в любой области их деятельности; с другой - на современном этапе развития психологической науки актуализируются интеграционные и междисциплинарные процессы, направленные на согласование интересов различных отраслей науки.
|
|
Для изучения исторического своеобразия психологической науки в конкретных социальных, политических, экономических и культурных условиях современной эпохи необходимы знания о связях социальных и политических феноменов исторической длительности, их взаимовлиянии, взаимоизменчивости, о методологических основах исторического измерения психологических явлений. Исследование подобных актуальных комплексных научных проблем, этой важной фундаментальной области психологии, не утрачивает своей значимости и на современном этапе.
Для формирования целостного представления об исторической области психологии необходимо знание преемственности различных историко-психологических исследований, влияния разноуровневых факторов, определяющих процесс развития историко-психологической мысли.
В развитии историко-психологического направления выделяют два этапа:
Этап развития | Представители | Достижения этапа | Недостатки этапа |
Первый этап (середина XIX в. - зо-е г. XX в.) | |||
Второй этап(4О-е гг. XX в. - по настоящее время) |
2. Характеристика предметной области истории психологии
Человеку извечно присуще искать ответ на вопрос об устройстве мира, который его окружает, и его внутреннего, душевного мира. Истоки размышлений человека о законах душевной жизни уводят вглубь веков, к самым первым проблескам цивилизации. Результатом такого рода размышлений является возникновение психологического знания - знания человека о себе как носителе особых психических свойств и характеристик, субъекте психической деятельности. Процесс же возникновения и трансформации психологических знаний в истории никогда не прекращается. Параллельно с накоплением фактов и феноменов психической жизни происходит их систематизация и, в конечном итоге, создаются новые психологические теории и концепции.
Объективно происходящее накопление и осмысление знаний людей о психической реальности как важной составной части развития жизненного процесса, условия совершенствования взаимодействия человека с миром и самого человека как субъекта психической реальности образуют психологическое познание.
Развитие психологического знания включает ряд взаимосвязанных уровней:
Уровни развития психологического знания | Его характеристика |
Уровень житейской психологии | |
Уровень канонической психологии | |
Уровень научной психологии |
Развитие психологического знания как результат творческой познавательной деятельности человека в его целостности и реальной диалектике на разных этапах культурной эволюции составляет объект истории психологии.
Предметом истории психологии является динамика психологического познания в его целостности, включающая:
Аспекты изучения
Рассмотрим подробно перечисленные направления.
Сложность и многоаспектность предмета истории психологии обусловливают различные координаты исследования. Выделяют три основных подхода к определению предмета историко-психологических исследований:
· экстернальный, делающий акцент на исследовании внешней стороны развития науки;
· интернальный, направляющий внимание в основном на внутреннюю,
логическую сторону познания, его имманентное содержание (структура, логико-содержательный аспект, внутрилогические механизмы развития);
|
|
· персонально-личностный, где в качестве предмета выступает личность и творческий путь ученого.
· Теоретический анализ подходов к исследованию предмета истории психологии позволяет представить оси структурной организации и пространство факторов системы:
Подход | Представители | Сущность подхода |
С иных методологических позиций проводится изучение социогенеза, закономерности которого являются предметом исторической психологии. С позиций идеализма социогенез изучался В. Вундтом, использовавшим при анализе психологии народов метод изучения продуктов человеческого мышления. В марксистско-ориентированной психологии социогенез трактуется как процесс, обусловленный трудовой деятельностью в рамках конкретной общественно-экономической формации.
Особо отметим, что историко-эволюционный подход А.Г. Асмолова в изучении проблем личности позволяет выделить универсальные закономерности развития человека в биогенезе, социогенезе и персоногенезе, открывая возможное и, междисциплинарного и внутридисцишшнарного синтеза предстпп m ч iпи о влиянии личности на ход истории.
В области историко-психологических исследований, направленных на раскрытие личностного фактора, применяется биографический метод, раскрывающий влияние личности ученого на ход развития научного знания. Данное направление представлено в книге Л.А. Кандыбовича «История психологии в Беларуси». Т.С. Cadwallader (1975) подчеркивает роль источниковедческого метода (архивного поиска неизвестных документов, дневников, переписки и записных книжек) в раскрытии воздействия личности ученого на становление научных идей.
В целом необходимо отметить, что в отличие от предмета и методов психологии, в истории психологии изучается не сама психическая реальность, но представления о ней на разных этапах поступательного развития науки.
Задачами истории психологии являются:
|
|
3. Принципы историко-психологического исследования
Важным элементом методологии любой науки является система методологических принципов. Подчеркнем, что формирование методологии научного познания в психологии невозможно без учета единства объяснительных принципов, которые позволяют понять природу и характер историко-психологических феноменов и закономерностей.