И. Кант. ТЕМА 1. Теоретико-методологические основания истории психологии

ТЕМА 1. Теоретико-методологические основания истории психологии

Две вещи удивляют меня:

звездное небо над моей головой и

нравственный закон внутри меня,

И. Кант

Содержание раздела:

Объект и предмет истории психологии, специфика предметной области истории психологии. Логико-научный, социо-культурный и личностно-биографический подходы в истории психологии. Системный подход как методологическая основа определения предмета истории психологии. Функции и задачи истории психологии. Место истории психологии в системе психологических дисциплин и ее связь с другими отраслями науки.

Проблема периодизации в истории психологии. Основные этапы развития мирового и отечественного психологического знания.

Общие закономерности развития психологических знаний. Исторические формы психологического знания: житейские представления о душе; мифология, религия и искусство как источники и формы развития психологического познания; научное психологическое знание: этапы эволюции и характер взаимодействия разных форм психологического познания.

Факторы, определяющие возникновение и развитие научных психологических идей. Инварианты психологического знания - принципы, категории, проблемы. Основные принципы историко-психологического познания: принцип системности, принцип развития, принцип единства логического и исторического, принцип социально-культурной обусловленности развития психологического познания. Механический, биологический и психологический детерминизм.

Источниковая база изучения истории психологии. Исторические источники и их классификация. Методы изучения истории психологии: метод логической поэтапной реконструкции, категориальный анализ, биографический метод, количественные наукометрические методы исследования. Современные тенденции и перспективы историко-психологических исследований.

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Развитие историко-психологического направления

2. Характеристика предметной области истории психологии

3. Принципы историко-психологического исследования

4. Методы историко-психологического исследования

5. Периодизация истории психологии

6. Современные тенденции и перспективы историко-психологических исследований (КСР)

1. Развитие историко-психологического направления

История психологии, являясь частью культурного наследия общества, содействует (в ее системном понимании) формированию оптимальных условий развития психологической науки и образования. Актуальность истории психологии обусловлена основным содержанием ее предмета: с одной стороны, история психологии является основой профессиональной культуры психологов, необходимой в любой области их деятельности; с другой - на современном этапе развития психологической науки актуали­зируются интеграционные и междисциплинарные процессы, направлен­ные на согласование интересов различных отраслей науки.

Для изучения исторического своеобразия психологической науки в конкретных социальных, политических, экономических и культурных ус­ловиях современной эпохи необходимы знания о связях социальных и по­литических феноменов исторической длительности, их взаимовлиянии, взаимоизменчивости, о методологических основах исторического изме­рения психологических явлений. Исследование подобных актуальных комплексных научных проблем, этой важной фундаментальной области психологии, не утрачивает своей значимости и на современном этапе.

Для формирования целостного представления об исторической облас­ти психологии необходимо знание преемственности различных историко-психологических исследований, влияния разноуровневых факторов, определяющих процесс развития историко-психологической мысли.

В развитии историко-психологического направления выде­ляют два этапа:

Этап развития Представители Достижения этапа Недостатки этапа
Первый этап (середина XIX в. - зо-е г. XX в.)      
Второй этап(4О-е гг. XX в. - по настоящее время)      

2. Характеристика предметной области истории психологии

Человеку извечно присуще искать ответ на вопрос об устройстве мира, который его окружает, и его внутреннего, душевного мира. Истоки раз­мышлений человека о законах душевной жизни уводят вглубь веков, к самым первым проблескам цивилизации. Результатом такого рода раз­мышлений является возникновение психологического знания - зна­ния человека о себе как носителе особых психических свойств и характе­ристик, субъекте психической деятельности. Процесс же возникновения и трансформации психологических знаний в истории никогда не прекра­щается. Параллельно с накоплением фактов и феноменов психической жизни происходит их систематизация и, в конечном итоге, создаются но­вые психологические теории и концепции.

Объективно происходящее накопление и осмысление знаний людей о психической реальности как важной составной части развития жизнен­ного процесса, условия совершенствования взаимодействия человека с миром и самого человека как субъекта психической реальности образуют психологическое познание.

Развитие психологического знания включает ряд взаимосвя­занных уровней:

Уровни развития психологического знания Его характеристика
Уровень житейской психологии  
Уровень канонической психологии  
Уровень научной психологии  

Развитие психологического знания как результат творческой позна­вательной деятельности человека в его целостности и реальной диалек­тике на разных этапах культурной эволюции составляет объект исто­рии психологии.

Предметом истории психологии является динамика психологиче­ского познания в его целостности, включающая:

Аспекты изучения

                               
     
         
 
       


Рассмотрим подробно перечисленные направления.

Сложность и многоаспектность предмета истории психологии обусловли­вают различные координаты исследования. Выделяют три основных под­хода к определению предмета историко-психологических исследований:

· экстернальный, делающий акцент на исследовании внешней сто­роны развития науки;

· интернальный, направляющий внимание в основном на внутреннюю,
логическую сторону познания, его имманентное содержание (структура, ло­гико-содержательный аспект, внутрилогические механизмы развития);

· персонально-личностный, где в качестве предмета выступает личность и творческий путь ученого.

· Теоретический анализ подходов к исследованию предмета истории психологии позволяет представить оси структурной организации и про­странство факторов системы:

Подход Представители Сущность подхода
     
     
     

С иных методологических позиций проводится изучение социогенеза, закономерности которого являются предметом исторической психологии. С позиций идеализма социогенез изучался В. Вундтом, использовавшим при анализе психологии народов метод изучения продуктов человеческого мышления. В марксистско-ориентированной психологии социогенез трак­туется как процесс, обусловленный трудовой деятельностью в рамках кон­кретной общественно-экономической формации.

Особо отметим, что историко-эволюционный подход А.Г. Асмолова в изучении проблем личности позволяет выделить универсальные законо­мерности развития человека в биогенезе, социогенезе и персоногенезе, открывая возможное и, междисциплинарного и внутридисцишшнарного синтеза предстпп m ч iпи о влиянии личности на ход истории.

В области историко-психологических исследований, направленных на раскрытие личностного фактора, применяется биографический ме­тод, раскрывающий влияние личности ученого на ход развития научного знания. Данное направление представлено в книге Л.А. Кандыбовича «История психологии в Беларуси». Т.С. Cadwallader (1975) подчеркивает роль источниковедческого метода (архивного поиска неизвестных доку­ментов, дневников, переписки и записных книжек) в раскрытии воздей­ствия личности ученого на становление научных идей.

В целом необходимо отметить, что в отличие от предмета и методов психологии, в истории психологии изучается не сама психическая реаль­ность, но представления о ней на разных этапах поступательного разви­тия науки.

Задачами истории психологии являются:

3. Принципы историко-психологического исследования

Важным элементом методологии любой науки является система мето­дологических принципов. Подчеркнем, что формирование методологии научного познания в психологии невозможно без учета единства объяс­нительных принципов, которые позволяют понять природу и характер историко-психологических феноменов и закономерностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow