Воспитательные отношения, их типология

Главным условием успешности воспитания являются воспитательные отношения (между воспитателями и воспитанниками, между самими воспитателями, между самими воспитанниками...

И.П. Иванов теоретически и методически обосновал возникшие в истории воспитания типы объективных воспитательных отношений.

Авторитарные отношения (прямое выражение педагогической власти, педагогического диктаторства) – это такие отношения, в которых воспитатели открыто передают воспитанникам готовый общественно необходимый опыт (политический, трудовой, нравственный, эстетический) и организуют для усвоения этого опыта пассивно-подражательную или исполнительную деятельность воспитанников. Увы, нередко, некоторые родители и педагоги используют этот тип отношений как основной.

Отношения «свободного воспитания» возникают как антипод авторитаризма: воспитатели тоже передают готовый опыт, но не организуют их деятельность. Воспитанники могут усваивать этот опыт, а могут и нет; они сами организуют свою деятельность, в которой накапливают собственный опыт. Таким образом воспитатели выступают в роли помощников, а воспитанники действуют как свободные и самостоятельные. В этих условиях деятельность воспитанника неизбежно принимает эгоистический, потребительский характер, ибо без участия старших он не может сам заботиться об улучшении окружающей жизни.

Отношения «чрезмерной опеки» – отношения, в которых воспитатели передают готовый опыт и организуют активную и даже творческую деятельность, а воспитанники овладевают этим опытом. А.С. Макаренко называл это такими видами ложного авторитета, как авторитет чванства, резонерства, «любви». Такие отношения, весьма распространенные в практике воспитания, не позволяют воспитать творчески мыслящих и самостоятельно действующих людей.

Отношения «разумной опеки» – отношения, в которых воспитатели открыто передают готовый опыт воспитанникам, организуя их активную творческую деятельность. При этом воспитатели выступают в качестве наставников, мастеров. Эти отношения характеризуются сотрудничеством детей и взрослых во всех сферах жизни. Отсюда вытекает закономерность: «чем успешнее строятся и укрепляются отношения общей заботы воспитателей и воспитанников, тем полнее и глубже развивается товарищеская самодеятельность воспитанников, творческая забота об окружающих людях и себе» (И.П. Иванов).

16. Движущие силы воспитательного процесса – позитивные моменты, способствующие обеспечению успеха в развивающем воздействии на подопечных. Потребности, цели, мотивы участников этого процесса реализуются в способах и содержании взаимно организуемой воспитателями и школьниками совместной деятельности. Стремление педагога создать творческую атмосферу, доброжелательные отношения и организовать разнообразную деятельность в значительной степени способствует разрешению противоречий и достижению поставленных им воспитательных целей.

· Специфика процесса воспитания
1.Целенаправленность
2.Двусторонний характер (с-с)
3.Целостность
4.Длительность и непрерывность
5.Неодинаковость результатов
6.Результаты воспитания отдалены от моментов оказания непосредственного воздействия
7.Сложность процесса воспитания
8.Вариативность
9.Процесс воспитания направлен на:
10.Усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта, общекультурных ценностей
11.Организацию многообразной деятельности и общения школьников
12.Формирование разносторонних отношений к окружающему миру (природе, науке, искусству), особенно к людям и самому себе;
13.формирование личностных качеств (нравственно – волевые, интеллект, здоровье, чувство красоты, доброта)
14.создание организационных, материальных условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей
15.оказание помощи воспитанникам в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении
обеспечение максимально полной самореализации воспитанниками своего потенциала при интеллектуально – духовном взаимодействии с педагогом, который направляет и организует этот процесс, создает наиболее благоприятные условия для самореализации личности воспитанника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: