Политическое сознание: сущность, структура, функции

Сознание - это высший уровень психической активности человека как социального существа, которое имеет три аспекта: интеллектуальное, аксиологическое (ценностное) и рефлективное (самосознание). Сознание находится в сложном соотношении с различными формами неосознаваемой психической деятельности, объединяемые понятием бессознательного. Бессознательное - это совокупность психических процессов, не осознаваемых субъектом. Оно включает латентные, временно неосознаваемые и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики. Политическое сознание - это система политических знаний, ценностей и идейно-политических убеждений человека (группы, общества), на основе которых вырабатываются его наиболее устойчивые и значимые политические ориентации и установки в отношении политической системы и его места в ней. В гносеологическом плане политическое сознание тесно связано с другими основополагающими политико-психологическими понятиями и категориями: с политической культурой - генетически, политическое сознание является ее производным, высшим уровнем и, одновременно, в развитых формах политической культуры, ее стержневым компонентом; с политическим поведением - политическое сознание выступает в качестве рациональной основы субъективных механизмов такого поведения; с политической системой - политическое сознание представляет собой ее субъективный фундамент, так сказать, «человеческую основу» и др. В традиционном отечественном понимании политическое сознание трактуется как вариант общественного сознания, возникающий как отражение, прежде всего, социально-экономических условий бытия людей. В общепринятой мировой традиции политическое сознание рассматривается в более широком контексте, как вся совокупность психического отражения политики, как ее субъективный компонент, проявляющий себя на разных уровнях, в различных ситуациях. Таким образом, политическое сознание можно охарактеризовать как «внутреннее» политическое поведение, влияющее на «внешнее» поведение человека, то есть на его активность и деятельность. В формировании политического сознания участвуют три источника. Первый источник - семейное окружение человека (совокупность идей и чувств, переданных воспитанием), которое создает его фундамент - социально-психологическую основу личности гражданина. Второй источник - это в широком смысле информация, которая поступает человеку как через непосредственное общение, так и через средства массовой коммуникации (телевидение, прессу, радио, Интернет). Третий источник - это личный опыт индивида, который опровергает или подтверждает полученное знание и влияет на процесс формирования и развития политического сознания. Названные источники образуют совокупность знаний, которые позволяют политическому «Я» анализировать мир политики и определяться по отношению к нему. Политическое сознание взаимосвязано и взаимодействует с другими формами общественного сознания: экономическими воззрениями, философскими учениями, правовыми теориями и нормами, нравственными концепциями, художественными взглядами, эстетическими ценностями и др. Политическое сознание носит конкретно-исторический характер, т.е. одни и те же понятия могут восприниматься и оцениваться по-разному, а также обладает достаточной динамичностью и может изменяться в зависимости от специфики политического бытия, политических событий. В политологии применяется два подхода к познанию сущности политического сознания: бихевиористский и аксеологический. Бихевиористский подход рассматривает политическое сознание как форму рационального мышления человека, как совокупность его воззрений и представлений, которую он использует при осуществлении своих ролей и функций в сфере власти (при таком подходе отсутствуют какие-либо специальные требования к выработке человеком своих позиций, оценок политических событий и снимается проблема формирования политического сознания). Аксиологический подход относится к политическому сознанию как к определенному уровню социального мышления и включает в его содержание различные обыденные, общечеловеческие воззрения и ценности человека, но суть политического сознания людей определяет их способностью и умением вычленять групповые интересы, сопоставлять их с другими групповыми потребностями, а также видеть пути и способы использования государства для решения задач по их реализации. Субъективные образы, с помощью которых личность, социальная группа или общество в целом отражают политическую действительность, образуют структуру политического сознания. Познание объективной реальности субъектом возможно с помощью интеллекта, чувств, воображения, фантазии и т.д. Следовательно, структура политического сознания в целом определяется с помощью трех составляющих: рациональной, чувственной и иррациональной. К рациональной относятся обобщенные идеи, концепции, представления, нормы, мнения и т.д. К чувственной относятся образы, восприятия, оценки, настроения, желания и т.п. К иррациональной относятся немотивированные сознанием субъективные образования, а также утопии, фантастические образы. Рациональные, чувственные и иррациональные представления взаимосвязаны между собой. Рациональный образ политической действительности не может возникнуть вне чувственного восприятия, которое стимулирует мыслительные процессы. Иррациональные представления, например политические мифы, также связаны с чувственными и рациональными компонентами. Рассматривая структуру политического сознания, следует отметить, что в зависимости от специфики процессов и форм политического отражения в нем выделяются различные сферы, уровни, формы, виды и т.д. Основными формами политического сознания являются: политическая идеология (доктрины, идеалы, программы, лозунги и т.д.) и политическая психология (политические стремления, чувства, настроения и т.д.). Политическая идеология представляет собой систематизированную совокупность идейных воззрений и положений, выражающих и защищающих политические интересы и потребности той или иной социальной общности или группы и требующих подчинения индивидуальных взглядов и помыслов провозглашенным идейнополитическим доктринам и установкам. Она включает в себя политические знания, политические ценности и политические убеждения. Политические знания - это знания людей о политике, о политической системе, о различных политических идеологиях, а также о тех институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом процессе. Политические ценности - это этические и нормативные суждения о политической жизни, о политических целях, на реализацию которых направлена политическая деятельность и соответствующие этому предпочтения. Политическими ценностями являются законность и порядок, стабильность системы, социальная справедливость и др. Политические убеждения формируются на основе знаний и ценностей как совокупность представлений, характеризующих политический идеал личности. Это как раз то, что называется идеологическими предпочтениями. Политическая психология - часть политического сознания, обрамляющая и фиксирующая политические отношения и интересы в общественно-психологической форме и способствующая выработке у субъекта непосредственных мотивов и установок политического поведения. Она представляет собой совокупность эмоциональночувственных ощущений и представлений людей о политических явлениях, складывающихся в процессе их политического поведения и непосредственного взаимодействия с политическими институтами. Политология выделяет следующие основные функции политического сознания: Регулятивная функция - выражается в регулировании социального поведения людей на основе восприятия действительности, а также на основе совокупности вырабатываемых ими политических идей, норм, представлений и убеждений. Познавательно-информационная функция - связана с познанием мира политики, с получением человеком политической информации, а также оказанием помощи в усвоении политических знаний и информации, определением своего места в общественнополитической жизни и правильном в ней ориентировании. Оценочная функция - выражается в оценке человеком тех или иных политических явлений и проблем, подготовке определенных выводов, конкретизации степени важности различных политических явлений и событий. Мобилизующая функция - помогает людям осознать себя гражданами, побуждает их к политически ориентированному поведению, к участию в общественной жизни ради отстаивания своих социальнополитических интересов, к объединению со своими единомышленниками в политические партии, общественные организации и др. Когнитивная функция - отражает потребности в постоянном обновлении знаний для выполнения и модификации функций политических субъектов. В становлении и развертывании политического сознания субъектов можно выделить ряд этапов: включенность субъектов сознания в систему политических отношений; политизация личности (социальной группы, общества); зарождение политических ориентаций; накопление политических знаний; политическое самоопределение; осознанные политические действия. К числу основных свойств политического сознания можно отнести: исторический и социальный характер, плюралистичность, мно- гокомпонентность, многоуровневость, диалектичность.Таким образом, генезис политического сознания предопределяется не только общественными отношениями, становлением органов власти и управления, но и развитием таких форм общественного сознания как наука, мораль, религия, правосознание.

23. Политическая культура как технология политического мышления и деятельности.

Политическая культура - явление полиструктурное, многоуровневое. Многообразные связи политической культуры с различными социальными и политическими процессами предопределяют ее сложное строение и организацию. Разнообразные внутренние структуры политической культуры отражают технологию формирования политического поведения субъектов, этапы становления политической культуры конкретной страны, наличие разнообразных субъектов (элит, электората, жителей отдельных стран и регионов), но главное - различный характер и удельный вес различных ценностей.

Так, к примеру, В. Розенбаум считает, что ориентации людей относительно политической системы есть "базовые компоненты политической культуры". В частности, он предлагает дифференцировать ориентации на следующие блоки:

ориентации относительно институтов государственного управления; в этот блок входят ориентации относительно режима (государственных институтов, норм, символов, официальных лиц) и относительно "входов" и "выходов" политической системы, выражающих оценку различных требований к государственной власти, ее решений, эффективности их реализации;

ориентации относительно "других" в политической системе, включающие политическую идентификацию (осознание принадлежности к нациям, государствам, жителям определенных районов и др.), политическую веру (означающую убежденность человека в позитивных или негативных последствиях действий взаимодействующих с ним людей) и выработку субъективных предпочтений относительно "правил игры" и господствующего правопорядка;

ориентации относительно собственной политической деятельности, включающие оценку своей политической компетентности (при участии в политической жизни, использовании при этом определенных ресурсов), веру в свою способность оказывать реальное воздействие на институты власти.

Политические ориентиры и ценности могут структурировать политическую культуру и с учетом их различного значения и роли для формирования политической деятельности человека. В этом смысле могут выделяться мировоззренческие, гражданские и собственно политические ценности.

Так, ценностная ориентация человека на мировоззренческом уровне встраивает представления о политике в его индивидуальную картину мира, индивидуальное восприятие жизни. Это заставляет его соотносить свои нравственно-этические представления (о добре, смысле жизни) с особенностями политической сферы, формировать представления о роли политики в достижении им своих главных жизненных целей. В рамках гражданских ориентиров человек осознает свои возможности как участника публичных отношений, в которых действуют особые органы и институты (органы государственного управления, суд и др.), чья деятельность влияет на наличие и реализацию его прав и свобод. С точки зрения собственно политических представлений человек вырабатывает свое отношение к практическим формам деятельности конкретного правительства, партий, официальных лиц и т.д.

На каждом из этих уровней у человека могут складываться довольно противоречивые представления. Причем отношение к конкретным политическим событиям изменяется, как правило, значительно быстрее, нежели мировоззренческие принципы, в силу чего восприятие новых целей и ценностей, переосмысление истории и т.д. осуществляются крайне неравномерно. Все это придает процессам формирования и развития политической культуры дополнительную сложность и противоречивость. А степень соответствия уровней ценностной ориентации непосредственно определяет характер целостности и внутренней неравновесности политической культуры.

Типичным способом структуризации политической культуры является различение ценностных ориентиров и способов политического поведения в зависимости от принадлежности людей к социальным, национальным, демографическим, территориальным, конфессиональным, ролевым (элита и электорат) и другим общественным группам. Тем самым политическая культура предстает как совокупность субкультурных образований, характеризующих наличие у их носителей существенных (и несущественных) различий в отношении к власти и государству, правящим партиям, в способах политического участия и т.д.

Такой подход позволяет увидеть, что в конкретных странах и государствах наибольшим политическим влиянием могут обладать, например, религиозные (в Северной Ирландии и Ливане), этнические (в Азербайджане) или элитарные (в переходных обществах) субкультуры. В этом смысле наиболее важными элементами субкультурной дифференциации политической культуры являются личностные особенности лидеров и элиты, характеризующие их способности к выражению интересов рядовых граждан и эффективному управлению и росту легитимации власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: