Правовые формы осуществления функций государства
В правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Кроме того, они показывают, как государственные органы и должностные лица работают, какие юридические действия они совершают.
Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства:
1) Правотворческая деятельность - это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна.
2) Правоисполнительская деятельность - принятие мер по исполнению (реализации) норм права. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера. Исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.
|
|
3) Правоохранительная деятельность - властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.
В наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства. Это обусловлено развитием рыночной экономики и децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства все больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и гражданами.
Политическая система общества — это система взаимосвязанных и взаимодействующих организаций людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство. Компонентами политической системы являются: 1)совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественно-политические организации и движения); 2)политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы; 3)политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны; 4)политическое сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы; 5)политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических объединений.
1.тоталитарные – имеет закрытый характер, формируются социальной средой распределительного типа. У власти находится одна господствующая партия, другие общественные организации выступают проводниками государственной идеологии. Индивид полностью подчинен коллективу. Государство в лице чиновников полностью распределяет результаты коллективного труда в зависимости от места в системе распределения. Государство стремится затруднить обмен идеями, мнениями и другой информацией внутри страны и с внешним миром. Государственная власть выходит за рамки правовых предписаний. Навязывается определённая идеология. Консервация общественной жизни и стагнация общественных отношений.
|
|
2.либерально-демократические – имеет открытый характер, формируется социальной средой рыночного типа. Рыночные отношения, наличие частной собственности. Многопартийность, приход к государственной власти демократическим путем. Партии учитывают интересы избирателей. Индивид, его права и свободы становятся выше коллективных интересов. Присуще разномыслие, обмен идеями, знаниями, товарами, инвестициями. Государственная власть действует в организационно-правовых формах Взаимоотношение государства, профсоюзов, иных организаций носит конституционный характер. Выполняет общественно значимые функции и обеспечивает интересы всего гражданского общества.
3.переходные политические системы - формирует смешанная социальная среда. Они нестабильны. Смешиваются противоречивые социально-политические явления и процессы. Плюрализм, как правило, соседствует с политической нетерпимостью, а реформы сопровождаются попытками сохранить старые порядки.
26.Государство и политическая система общества: их соотношение
Государство является главным звеном политической системы, ее центральным структурным элементом. Уровни политической системы:
1) высший - центральный аппарат государственной власти.
2) средний - аппараты управления и другие органы власти на местах, связующее звено между высшим уровнем политической системы и обществом
3) нижний – массовый. Политические группировки, партии, народные движения, массовые политические и неполитические организации, пользующиеся политическим влиянием.
Государство находится в постоянном и многообразном взаимодействии с элементами массового уровня.
Роль и место государства в политической системе обусловлены рядом особенностей государства: 1)государство - единственная организация, объединяющая всех граждан 2)обладает публичной властью и в необходимых случаях может применять принуждение 3)обладает монопольным правом издания законов и установления правил поведения 4)обладает суверенитетом 5)интегрирует общество в единое целое.
Государство как политическая организация имеет открытые и теневые структуры. Т.н. теневые структуры для решения государственных задач работают в режиме секретности, используют негласных сотрудников и негласные методы деятельности. Необходимость теневых элементов обусловлена наличием противостоящих элементов в политическом обществе, которые в случае необходимости осуществляют скрытные действия.
Политическое общество в целом играет арбитражную роль, так как стремится контролировать деятельность государственного аппарата.
Контролировать и воздействовать на государственную власть можно гласными и негласными путями. Гласные, открытые пути: СМИ, выборы, референдумы, митинги. Негласные, теневые воздействия пути: политические интриги с помощью групп давления (мозговых центров, близкого окружения, элитарных клубов, товарищеских групп, политических фракций).