Овладение способами восприятия

i i8cQOfoh/omZ1Ym2wmjb8suDETSZ5XdOlplNoM14p5SN29GemR47tvTyhVhHP448rShdeo8/ORto 3Fsef6wBFWfmg6POXdWzWd6PIszmF1MS8FizPNaAEwRFdHM2Xu/SuFPrgHrVU6S61O58nqVOp/1Y jFntkqWRptvJzhzLxer3T2LxCwAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAnJVst98AAAAJAQAADwAAAGRy cy9kb3ducmV2LnhtbEyPQUvEMBCF74L/IYzgRdykardL7XQRQQQv4laEvWWbsS1tJqVJd+u/N57c 4/A+3vum2C52EEeafOcYIVkpEMS1Mx03CJ/Vy+0GhA+ajR4cE8IPediWlxeFzo078Qcdd6ERsYR9 rhHaEMZcSl+3ZLVfuZE4Zt9usjrEc2qkmfQplttB3im1llZ3HBdaPdJzS3W/my2C7vdfb9a8y7lq OvW6n2+yqifE66vl6RFEoCX8w/CnH9WhjE4HN7PxYkDI7pOHiCKkKgURgSxVCYgDwnqTgiwLef5B +QsAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4kv4AAADhAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0Nv bnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4/SH/1gAAAJQBAAALAAAAAAAAAAAAAAAA AC8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQCW1tMxMwIAAGwEAAAOAAAAAAAAAAAAAAAA AC4CAABkcnMvZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQCclWy33wAAAAkBAAAPAAAAAAAAAAAA AAAAAI0EAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAAmQUAAAAA "/>В раннем возрасте ребёнок ещё не усваивает общепринятые сенсорные эталоны в качестве выполнения действий восприятия. Образцами для выделения свойств предметов являются закрепившиеся в памяти представления о свойствах знакомых предметов. например, предметы формы – «как домик», «как крыша»; - «как мячик»; - «как огурец» (сопоставление признаков познаваемых предметов со знакомыми предметами и сравнение свойств воспринимаемых предметов с усвоенными образцами).

На протяжении 3 – 5 лет в процессе рисования, конструирования дети учатся последовательно осматривать предметы-образцы, выделять их части, определять сначала форму, величину, цвет основной части, потом – дополнительных частей.

Дошкольники в младшем и среднем дошкольном возрасте ещё не владеют системой мер. Поэтому они обозначают величину предметов только через её отношение к величине других предметов (что больше, что меньше).

К началу старшего дошкольного возраста дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах, отношениях 3-4 величин (большой, маленький, самый большой, самый маленький).

Последовательное, планомерное обследование предмета и словесное описание его свойств затруднительно даже детям старшего дошкольного возраста

В младшем и среднем дошкольном возрасте бедность и расплывчатость представлений о свойствах предметов сопровождается и недостаточным овладением способами их использования при восприятии предметов.

Так, если 3-хлетнему ребёнку способы восприятия, сложившиеся в предметной деятельности, позволяют строить лишь очень смутные, слитные образы, не дают возможности выделять части и признаки предмета.

Об изменении действий восприятия на протяжении дошкольного возраста можно судить, наблюдая за тем, как дети знакомятся с новыми для них предметами. 3-хлетние дети, когда им дают новый предмет и просят рассказать, какой он, определить, для чего он может служить, сразу же начинают действовать с предметом, манипулировать им. Попыток рассмотреть или ощупать предмет не наблюдается; на вопросы о том, каков предмет, дети не отвечают. Дети 4-х лет уже начинают рассматривать предмет, но делают это непоследовательно, не систематически, часто переходят к манипулированию. При словесном описании называют отдельные части и признаки, не связывают их между собой. Дети 5-6 лет при рассматривании вертят предмет в руках, ощупывают его, обращают внимание на более заметные особенности. Только к 7 годам (и тоне у всех детей) наблюдается планомерное систематическое рассматривание предметов. Им уже не нужно его держать в руках, описывают свойства, пользуясь чисто зрительным восприятием.

Сходные изменения в приёмах восприятия наблюдаются и при осязательном восприятии. 3-хлетние дети держат руки на фигуре, похлопывают по ней, но не ощупывают. В 4 года дети часто обводят контур образца и предмета одной рукой, но не пальцами, а ладонью, и, следя за движением своей руки, улавливают сходство и различие. 5-летние – ощупывают фигуру двумя руками, тщательно обследуют отдельные характерные признаки (выступы, выемки). В 6 лет – контур более или менее ощупывается кончиками пальцев. При этом развитие осязательного восприятия отстаёт от развития зрительного, его результаты более низкие.

Итак, перцептивные действия формируются в обучении, их развитие проходить ряд этапов:

1 этап - практические, материальные действия, выполняемые с незнакомыми предметами (3 – 4 года).

2 этап - перцептивные действия осуществляются при помощи соответствующих движений рецепторных аппаратов и предвосхищают выполнение практических действий с воспринимаемыми предметами (4 – 6 лет).

Дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью ориентировочно-исследовательских движений руки и глаза (практические действия + воспряитие).

3 этап – перцептивная деятельность протекает во внутреннем плане (мысленно) (6 – 7 лет).

Дети получают возможность быстро узнавать интересующие их свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения.

Старшие дошкольники при сравнении свойств предмета с образцом уже не нуждаются во внешних приёмах – перемещениях, обведении контуров рукой и т.п. они заменяются зрительным сравнением.

Таким образом, как правило, дети к 5 годам в достаточной мере овладевают внутренними способами восприятия, но в затруднительных случаях всё ещё прибегают к помощи внешних приёмов.

На протяжении дошкольного детства складывается три вида действий восприятия.

1. Действия идентификации – выполняется в случае, когда свойство воспринимаемого предмета полностью совпадает с эталоном, идентично ему (мяч круглый).

2. Действие отношение к эталону – выполняется при частичном совпадении свойства предмета с эталоном, наличия с чертами сходства некоторых черт различия (например, яблоко - круглое → эталон круг, но нужно отвлечься от дополнительных признаков → приплюснутый круг с ямкой и выступом).

3. Моделирующие действия – выполняются при восприятии объектов со сложными свойствами, которые вообще не могут быть определены при помощи одного эталона.

- трапеция - прямоугольник Необходимо выделить эталоны и установить их взаимное положение в пространстве.

Для определения формы предметов прикладывают образцы реальных геометрических фигур к предмету (внешние пробы) и таким путём устанавливают сходство и различие. Когда прикладывание оказывается невозможным (предмет объёмный, значительно отличается от образца по величине и т.п.), дети обводят конур пальцем. Когда эталонные представления сформированы, дети перестают нуждаться в реальных фигурах для определения формы предметов.

При определении цвета предметов дети 3-4 лет тоже на первых порах пытаются использовать реальный образец (например, цветной карандаш), поднести его вплотную к предмету, цвет которого нужно определить.

Сравнивая предметы по величине, младшие дошкольники прикладывают их друг к другу, подравнивают по одной линии.

Для сенсорного развития необходимо руководство со стороны взрослого, который включает ребёнка в деятельность и формирует действие восприятия:

1) выделяет эталоны словом. Слово обобщает, т.е. вносит то, что даёт чувственный опыт и что сам ребёнок не может выделить в предмете, явлении;

2) учит обследовать объект по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств. Но всегда обращается внимание:

- на целостный облик предмета;

- на вычленение основных частей предмета и определённые их свойства (величина, форма и т.д.);

- на определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (справа, слева, выше, ниже и т.д.);

- на выделение более мелких частей предмета;

- на целостный облик предмета в целом (повторно).

3) учит сравнивать предмет с эталоном.

С помощью правильно организованного обследования и сравнения с эталоном дошкольники овладевают умением воспринимать важнейшие свойства предметов и явлений. Учатся ощупывать, рассматривать предмет и т.д. восприятие ребёнка приобретает способность всё более полно отражать окружающую действительность, черты целенаправленности, произвольности.

Сенсорное воспитание следует осуществлять во всех видах деятельности: манипуляций с предметами, бытовой, трудовой, конструктивной и т.д.

Совершенствование действий восприятия у дошкольников идёт по пути преобразования внешних ориентировочных действий в действия восприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: