Общие способности

Познавательные Практические

Познавательные способности.

Необходимы для становления и формирования образных форм познания действительности: восприятия, образной памяти, наглядно-образного мышления, которые являются образным фундаментом интеллекта.

Центральное место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций.


Познавательные способности
Сенсорные   Интеллектуальные   Творческие
         

Сенсорные (перцептивные) способности -восприятие ребёнком предметов и их качеств. Они составляют основу умственного развития. Интенсивно формируются с 3-4 лет.

Выявлены основные закономерности использования сенсорных эталонов в дошкольный период. Так, при овладении действиями по применению усваиваемых эталонов дети переходят от простой идентификации свойства воспринимаемого объекта с соответствующим эталоном к действию сопоставления свойств эталона со свойствами предметов, отличающимися от эталонных в том или ином отношении, и, наконец, к действию, при котором сложные свойства воссоздаются в результате сочетания двух или нескольких эталонов.

Усвоение дошкольником эталонов ведёт к возникновению идеальных образцов свойств предмета, которые обозначаются в слове. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их, когда, например, овладев представлениями о цветах спектра, фонемах родного языка, эталонах геометрических форм.

Интеллектуальные способности – составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом.

Так, в качестве готовой модели может выступать план игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться. Затем они сами начинают строить такой план, обозначая предметы в комнате какими-либо условными значками, например, стол – кружком, а шкаф – прямоугольником.

Творческие способности - связаны с воображением, что позволяет находить оригинальные способы и средства решения задач, придумывать сказку или историю, создавать замысел игры или рисунка.

К практическим способностям дошкольника относят: организаторские и конструктивно-технические.

Условия их развития – игра, конструирование, труд и т.д. Все эти виды детской деятельности имеют совместный, коллективный характер, поэтому наиболее благоприятны для развития организаторских способностей (зачатки уже проявляются в раннем детстве).

Особенно ярко они проявляются и интенсивно развиваются в игровой деятельности детей. дети с организаторскими способностями чаще других выступают инициаторами игр, помогают найти каждому наиболее подходящую для него роль, проявляя наблюдательность, зачатки практически-психологического ума. При этом сами они не всегда выполняют в игре главные роли, но даже на «второстепенных» ролях фактически продолжают руководить действиями своих партнёров. Характерным для таких детей является высокая коммуникативность. Замечена их способность по-разному устанавливать контакт, общаться с детьми в зависимости от некоторых индивидуальных качеств партнёра. Участвуя в играх, дети с организаторскими способностями чаще других подмечают недостатки в выполнении игровых правил сверстниками, проявляют самостоятельность, своей активностью, увлечённостью «зажигают» других.

К практическим способностям дошкольников относят также конструктивно-технические способности: пространственное видение; пространственное воображение; умение представить предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию; умение самостоятельно формулировать замысел, отличающийся оригинальностью.

Детское конструирование представляет собой процесс создания конструкций, построек, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Способность к этому виду деятельности проявляются, например, в умении легко устанавливать пространственное расположение между элементами предмета и подчинить его определённой логике, в быстром выделении опорных деталей, узлов конструкций, в умении внести элемент новизны в решение конструктивно-технической задачи. Конструктивные способности ребёнка развиваются во всех доступных ему видах конструирования.

  Специальные способности  
 
музыкальные   к театральной деятельности   к изобразительной деятельности   литературные
                 

Музыкальные способности

Начинают развиваться очень рано. Они проявляются прежде всего:

- высокая музыкальность, включающая в себя как ладовое чувство (способность эмоционально откликаться на музыку), так и тонкое дифференцированное восприятие музыки (слуховой компонент музыкальности);

- слуховое представление;

- музыкально-ритмическое чувство, выражающееся в способности активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

В музыкальные способности могут быть включены и другие качества, такие как богатство воображения, особенности памяти, внимания, жизненный опыт и другие.

Музыкальные способности многогранны. Активно развиваются в дошкольном возрасте музыкально-двигательные способности.

В дошкольных учреждениях созданы условия для развития музыкальных способностей. Это и регулярно проводимые музыкальные занятия. Включающие пение, слушание, ритмику, обучение элементам музыкальной грамоты, музыкальные игры, детские оркестры, праздники, развлечения, дополнительные индивидуальные и групповые занятия с детьми и т.д. музыкальные способности, музыкальное творчество дошкольников развивается и в процессе широкого использования музыки в игровой деятельности, бытовой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: