Эпоха Возрождения

В политической мысли эпохи Возрождения центральное место отволится государству.

Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.) жил во Флоренции, занимался политической деятельностью. Является автором книги "Государь. История Флоренции". Обосновал идею создания сильной власти, способной объединить Италию в единое государство. Главным фактором укрепления государственной мощи он считал внимание к общей пользе, вызывающей расположение граждан к государству.

При завоеваниях необходимо опираться на народные массы, привлекая их к участию в управлении. Для него не существовло идеального строя вне времени и пространства. Критерием истинности выступал опыт и он подсказывал, что Италию можно объединить только под началом сильной монархической власти. Когда речь идет о спасении государства, необходимо отбросить все колебания и использовать любые средства. В его понимании государство-политическое состояние общества, т.е. отношение власти и подчинения, наличие организованной публичной воасти, провосудия и законов. Государь не может удерживаться у власти лишь при помощи только законных средств, или же, опираясь только на открытую силу. Поэтому правитель должен быть сильным, как лев, и хитрым, как лисица.

Волю к власти он рассматривал как объективный закон, но во всеобщей борьбе за власть богатое честолюбие сильнее бедного, поэтому охрану свободы нужно доверить бедным.

В основе политического поведения лежит выгода и сила, однако, использование насилия оправдано лишь в целях объединения государства. Оно является меньшим злом, направленным против большего зла.

Жан Боден (1560-1596 гг.) является автором произведения "6 книг о республике". Он отстаивал идею веротерпимости и свободы совести, полагая, что религиозные расприи расшатывают устои государства.....государства он объяснял господством одной группы над другой. Он сформулировал идею государственного суверенитета, в основе котрой лежит идея постоянной, абсолютной и стоящей над законом государственной власти. Суверенитет означал свободную от подчинения закону власть, и являлся самым существенным признаком государства. Однако, суверенитет ограничен естественными и божественными законами. Источником суверенитета является народ, который может передать высшую власть повеливать........

Верховная власть нетдолжна допускать другой власти......Рядом с ним не должно быть никакой другой равнозначительной власти.

Краеугольным камнем западно-европейской политической мысли является теория естественного права и общественного договора.

Гуго Гроций (1583-1645 гг.) является автором книги " О праве войны и мира". Право возникает из общежительной и разумной природы человека. Оно является истечением добрых начал человеческой природы. Из естественного права он выводит договорной принцип, на основе которого объясняет возникновение государства. Государственный суверинетет-союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общественной пользы. В его понимании, государство-это результат соглашения большинства против меньшинства, собщ слабых и угнетенных против сильных и могущественных. Благодаря государству и при помощи закона люди принуждаются особой силой к соблюдению справедливости. В эпоху реформации и буржуазной революции в Англиии возникают первые радикально-демократические партии.

Роджер Уильямс провозгласил, что истинный суверинетет всегда остается судьей всех государственных дел.

Джон Лильбер считал, что свобода включает в себя свободу личности и собственности, совести и печати, промышленной и торговой деятельности.

Томас Гоббс (1588-1679 гг.) является автором книг "Основы философии", "Левиофан". Концепция строилась на недоверие человеку и его способностям к самостоятельному развитию. Человеческая природа определяется эгоистическими стремлениями. В обществе люди ищут удовлетворения собственных интересов И для этого соединяются вместе. В естественном состоянии при отсутствии власти в отношениях между людьми господствует страх. В реальности же естественное состояние – это состояние войны всех против всех. Однако, это противоречит основной цели человеческого существования – самосохранению. Для установление прочного мира необходимо единения людей, в котором право каждого,переносится на одного, На общую власть, которая под угрозой наказания правила бы отдельными людьми. Государство учреждается, чтобы покончить с войной всех против всех и покончить с разнузданным состоянием безвластия. Государство – это единая личность, чья воля на основании соглашения многих людей, должна считаться волею всех, с целью использования сил и способностей каждого для защиты общего мира. Начало государства – это права большинства, пришедшего к согласию.

Представителем консервативно – расистского лагеря в английской революции был Роберт Филмер, написавший произведение "Патриарх". Он отвергает договорную теорию происхождения государства, поскольку признание свободы людей в выборе и установление власти означает признание права народа сменять и наказывать правителей. С самого начала монархическая власть была установлена Богом. Короли являются наследниками отцов своих народов, соединяя патриархальную и королевскую власть. Избрание народами правителей противоестественно и противно воли Божьей. Монархическая власть не подчинена человеческим закона, над королём находится только Бог. Идеи Филмера были подвергнуты критике.

Алджернон Сидни является автором "Речи о правительстве". Он был согласен с Гоббсом в том, что только в обществе человек находит защиту. Однако, по его мнению, вступая в общество, люди не становятся рабами. Они навсегда сохраняют право надзора за правителями и могут сменить их в случае необходимости.

Джон Локк (1632-1704 гг.) является автором книги "Два трактата о государственном правлении". По его мнению, общественное начало заложено в природе человека. В отличие от Гоббса, он изображает естественное состояние как мирную жизнь в согласии с природой. Здесь господствует полное равенство, в том смысле, что все люди свободны и не подчинены другим. Локк понимает естественное состояние как идеал, к которому следует стремится. Цель создания государства – спасение естественного права, равенство и свобода, защиты личности и собственности. Единственный законный источник политической власти заключается в общественном договоре, в котором создается государство ради защиты граждан, их свобод и собственности. Люди отказываются от власти, поскольку это необходимо для достижения целей общественного договора. Верховная власть имеет границы в правах граждан. Гарантией естественных прав граждан Локк считает разделения властей, что не исключает их взаимодействия. При этом, он стоит на точке зрения неотчуждения народного суверенитета, оставляя высший надзор над властью в руках народа. Локк отделяет государство от государственной власти. Общественный договор устанавливает государства,а власть учреждается отдельным правительственным договором. Революция свергает власть, но не уничтожает государство. Он признает право народа на революцию, когда государственная власть перестаёт выполнять свое главное предназначение – быть гарантом равных свобод и равных возможностей для всех.

Вольтер (1694-1778 гг.). Своей главной целью считал распространение в обществе духа свободы и гуманизма. Недостатки существующего строя Вольтер объяснял господством невежества. По его мнению, начальная форма государства - республика, возникла из объединения семей. Это –естественный путь развития, монархия же возникла из воин. Совершенного правления не существует, ибо у людей есть страсти. Наиболее справедливый общественный порядок – тот, в основе которого лежат свобода и собственность. Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов. Собственность является признаком полноправного гражданина. Политическая программа включает в себя:

-обеспечение свободы мысли

-правильное правосудие

-равенство всех перед законом

В осуществлении этих целей Вольтер делает ставку на просвещенного монарха.

Шарль-Луи Монтескьё (1689-1755 гг.) является автором книги "О духе законов". По его мнению, всё движение мира подчинено неизменным законам. Они существуют в природе и общественной жизни. Под влиянием различных факторов (климат, религия, законы) образуется дух народа, особенности которого должен учитывать законодатель. Монтескьё придерживался географического детерминизма, т.е. исходит из географической обусловленности общественных явлений. Климат определяет характер политического режима, размеры территории форму правления. Он различает три формы правления:

-республика (демократическая и аристократическая)

-монархия

-деспотия

Республика может быть утверждена на небольшой территории, монархия – на средней, обширная способствуют утверждению деспотии.

Политическая свобода – свобода делать всё, что позволяет закон. Инструментом обеспечения свободы Монтескьё считал принцип разделения властей. Законодательная власть в свободном государстве должна принадлежать только народу, ибо каждый свободный человек должен сам управлять собой. Исполнительная власть должна находиться в руках монарха, должна иметь право вето на решение законодателей и должна иметь право роспуска законодательных органов. Судебная власть должна быть независимой и принадлежать людям, избираемым из народа на определённое время.

Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.) является автором книг "Об общественном договоре", "Рассуждения о происхождении и основах неравенства между людьми". Руссо Исходит из представления о человеке как от природы добром и хорошем существе. Учреждения делают человека злым и дурным. Он идеализирует естественное, первобытное состояние. Описывает его как такое, где все люди равны, никто никому не подчинен и не нуждается в других. Отрицает наличие инстинкта собственности у естественного человека. Лишь с возникновением частный собственности возникает гражданское общество и государство. Счастливым периодом в жизни человечества, его "золотым веком" Руссо считает период между естественным состоянием и образованием государства. Возникновение государства он рассматривает, как следствие хитрого плана богатых. Оно увеличивает возникшее с появлением собственности общественное неравенство, разделяя людей на властвующих и подвластных. Человек рождён свободным, а, между тем, он в оковах. Человек не в силах полностью освободиться от культуры, которая стала его второй природой. Поэтому недостатки общества надо исправлять при помощи новой, более совершенной, общественной организации. По его мнению, такая организация должна основываться на принципе народного суверенитета. Народный суверенитет воплощен в господстве всеобщей воли народа, которая неделима. Высказывался против идеи представительного правления. Руссо не указывал никаких приделов для компетенции государственной власти.

Иммануил Кант (1724-1804 гг.) является автором книги "Критика чистого разума" и трактата "К вечному миру". По его мнению, зло присуще человеку от природы, и оно проявляется в противоборстве естественных стремлений нравственному закону. Естественное состояние он понимал в духе Гоббса как антагонизм, стремящийся к порядку и гармонии, без которого нет развития и культуры. Там, где отсутствуют элементы порядка, антагонизм превращается во всеобщую войну. В связи с этим, высоко оценивает значение государства и дисциплины. При этом, Кант считает необходимым сочетать верховную власть со всеобщей свободой самоопределения, а порядок и дисциплину с самозаконностью и равенством. Правомерной основой власти Кант считал объединённую волю всех. Государство определял, как объединение большого числа людей, подчиняющихся правовым законам. Цель государства – реализация правовых норм путём издания законов, административных актов юрисдикционных актов. Из этого, по его мнению, вытекает разделения властей. При этом, законодательная власть обладает приоритетом над остальными.

Христиан Вольф – теоретик полицейского государства. Он требовал постоянной опеки над жизнями подданных, так как считал, что политика должна быть нацелена на человеческое совершенствование. Государство, по его мнению, стремится сделать людей добродетельными. Над всеми сферами частных отношений должен быть установлен государственный контроль.

Иоганн Готлиб Фихте является автором книги "Замкнутое торговое государство". По его мнению, единственным путем, обеспечивающим мир, является самодостаточность государств.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.) разработал концепцию гражданского общества, как сферы реализации частных интересов и целей, которые возникают лишь современном мире. Гражданское общество и государство соотносил, как рассудок и разум. Развитие гражданского общества предполагает наличие государств, как его основания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: