Власть как движущая сила в политике

Выделяются следующие основные концепции власти:

1. Нормативно – функциональная концепция власти. В соответствии с ней, источником и содержанием власти является система правовых норм и других социальных регуляторов. Она исходит из того, что закон выступает как правовой и моральный регулятор общественных отношений. Данный регулятор возник в средневековье и был связан с абсолютизацией правовых форм власти.

2. Органицистская концепция. Власть – это особый тип отношений между управляющими и подчинёнными. Деятельность власти направленна на поддержание жизнедеятельности политического организма.

3. Элитистская концепция. В обществе существуют элиты – группы людей, отличающиеся особыми качествами, предполагающими их способность руководить массами людей не элитного происхождения. Власть возникает как внутреннее обусловленное элите свойство.

4. Субъективистская концепция. В соответствии с ней, власть рассматривается, как игра индивидуальных интересов. Успех этой игры зависит от воли и гибкости участников.

5. Бихевиористская концепция. В соответствии с ней, власть рассматривается, как цель и средство, порожденные инстинктивным стремлением человека к власти. Любое воздействие на политику приравнивается к стремление к власти.

6. Инструменталистская концепция. В соответствии с ней, власть рассматривается, как набор определённых средств (насилия, принуждения и т.д.).

7. Марксистская концепция. В соответствии с ней, власть рассматривается, как господство определённого общественного класса над другими, что обуславливается его контролем.

8. Реляционистская концепция. В соответствии с ней, власть рассматривается, как межличностные отношения, позволяющие осуществлять волевое воздействие на индивида и изменять его поведение.

Власть – это способность субъекта власти заставить объект делать то, что он добровольно, возможно, не стал бы делать, т. е. способность навязывать свою волю другим.

Власть в обществе является универсальным регулятором человеческих отношений, проявляясь в таких разновидностях, как: семейная, социальная, экономическая, духовная, политическая власть.

Политическая власть – организационно – управленческий и регулятивно – контрольный механизм осуществления политики. Она является неотъемлемой частью общего определения власти, как формы социальных отношений, и реализуется субъектами политики в процессе политических отношений.

Понятие "политическая власть" шире, чем понятие "государственная власть". Политическая власть возникает раньше государственной. Любая государственная власть является политической властью. Государственная власть специфична, поскольку только она обладает монополией на легитимное принуждение. Кроме принуждения она использует и другие средства воздействия: убеждение, пропаганду, экономические стимулы и т.д. Таким образом, государственная власть – высшая форма политической власти, которая опирается на специальный властно – управленческий аппарат и обладает монопольным правом на издание законов и других нормативно – правовых актов, обязательных для всего населения. Государственная власть функционирует по территориально – управленческому принципу. Государственная власть суверенна, т.е. верховная, самостоятельная, полная, неделимая в пределах государственных границ и независимая, равноправная в международных отношениях. Сущность государственной власти проявляется в том, что она не может принадлежать никому кроме тех, кто имеет правовые полномочия. Государственная власть в приделах каждого правового сообщество должна быть единой. Государственная власть связана с распределительной справедливостью. Субъектами политической власти являются: социальные группы, прежде всего, господствующие классы, политические элиты, отдельные лидеры. Их следует отличать от носителей власти.

Носители власти – государство и другие политические организации, органы, учреждения, образованные для реализации интересов господствующих социальных групп.

Объекты политической власти – явления и процессы политической сферы, на которые направлено действие субъектов политики. Политическая власть осуществляется через механизм властных отношений. Этот механизм имеет следующую структуру:

1) Наличие властных отношений не менее двух партнёров

2) Волеизъявление властителя осуществляется в виде определённого акта, предусматривающего санкции за неподчинение его воли

3) Обязательное подчинение тому, кто осуществляет власть

4) Социальные нормы, закрепляющие право одних издавать акты и обязанность других им подчиняться.

Формы политической власти различают по критерию главного субъекта властного воздействия. Выделяются:

  • монархия – единовластное наследственное правление одного лица
  • деспотия – единоличное правление, предполагающее жёсткие формы угнетения и порабощения в отношении широких слоев населения
  • аристократия – власть знатного по происхождению меньшинства, привилегированного меньшинства
  • олигархия – власть небольшой группы богачей
  • демократия – особая форма олигархии, когда власть принадлежит привилегированному большинству, обладающему высоким имущественным цензом и военный силой
  • охлократия – власть толпы, опирающаяся на её настроение
  • народовластие – самоопределение народа, осуществляемое на основе закона
  • бюрократия – власть чиновников
  • технократия – власть научной техники

Важнейшим свойством политической власти является её легитимность. Выделяются типы легитимного господства:

1. Традиционное господство, опирающиеся на веру, святость традиций и правом властвовать тех, кто получил эту власть

2. Рационально – легальное господство, основанное на вере в законность существующего порядка

3. Харизматическое господство, опирающееся на веру, святость, героизм или другие качества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: