Истоки политической науки

Возникновение политических знаний происходит в рамках духовной революции, так называемого, осевого времени.

Приблизительно между 800-200 гг. до н.э. происходит резкий поворот в духовном развитии человечества. Появляется человек такого типа, какой сохраняется и по сей день.

Человек начинает понимать бытие, свое место в нем и становится на путь духовного поиска.

В эту эпоху разрабатываются основные категории, которыми мы мыслим и сегодня, закладываются основы мировых религий и философского мышления.

Именно в осевое время обозначились две противоположные, но параллельно развивающиеся традиции в познании социальной и политической действительности (восток и запад)

Развитие политического знания определилось с тех пор законом смены восточной и западной фаз в ходе циклического развития мировой истории.

Политическая мысль Древнего Востока

Важнейшим памятником древне-индийской политической мысли в мировой истории является трактат Артхашастра, написаны между 4-3 в. до н.э. автором Каутилья. Артхашастра-наука о выгоде государства. Единственным условием, способным обеспечить существование государства, Каутилья считает сильную карающую власть. По его мнению, основными элементами государства являются:

  • Государь
  • Министры
  • Сельская местность, укрепленные города
  • Казна, войска, союзники

Главной опасностью для правителя является внешняя или внутренняя смута. Причем внутренняя смута таит в себе большую угрозу, нежели внешняя.

Исключительное значение во множестве политических средств он придает дипломатии, причем советует использовать тайную дипломатию и другие тайные средства.

Развитие политической мысли в Китае определялось борьбой между школами конфуцианства и легизма.

Конфуций (551-479 гг. до н.э.) является автором сборника "Лунь юй" или "Беседы и суждения". В его основе лежит идея порядка. Основным требованием к человеку Конфуций считал человеколюбие, включающее попечение родителей о детях, почтительность и справедливое отношение к другим.

Конфуций отстаивал патриархальную теорию происхождения государства. В его понимании государство-средство обеспечения народного блага. Оно должно опираться на мудрость и добродетель правителя. Без доверия людей существование государства невозможно, а получить его можно только благодаря заботе о людях. Политика должна быть воплощение морального совершенства правителя. Человек с ущербными моральными нормами править не может.

Родоначальником легизма является Гуань Чжун, который в середине седьмого века до нашей эры был первым советником в царстве ЦИ. Он обосновал концепцию управления на основе закона. Выдвинул идею всеобщности закона и равенства всех перед законом. Закон стоит над правителем и защищает народ от произвола властей. Вместе с этим он отстаивал сосредоточение в руках правителя всей полноты власти и предложил осуществить вертикальное административное разделение вплоть до семьи. Все население на группы по пять семей. Главным орудием эффективного управления является система наказаний, установленная законом.

Шан Ян - "Книга правителя области Шан" (390 – 338 гг. до нашей эры). Осуществление ряда реформ, направленных на абсолютизацию царской власти и создание мощного государства. Две силы, определяющие жизнь общества - это государство и народ. Роль Верховной силы в управлении государством они отводили законам, предлагал ликвидировать привлечения аристократии, преодолеть отчуждения народных масс от государственного аппарата, ввести бюрократическую систему государственного управления.

Политическая мысль античной Греции содержала в зародыше все дальнейшие политические учения. В её развитии выделяются три этапа:

  • 9-6 в. до н.э. Этап становления Полиной государственности, нашедшее отражение у Гомера, Дисиода, семи греческих мудрецов, Пифагора и его школы и Гераклита Эфесского
  • 5-1 половина 4 в. до н. э. - период расцвета политической и философской мысли в условиях полисной демократии, проявившейся в наследии Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля и др
  • 2 половина 4-2 в. до н. э. Период эллинизма, когда происходит постепенный закат полисной государственности. Греция под властью Македонии, Рима. Период творчества Эпикура, Полибия

Политическая мысль древней Греции развивалась в Афинах в атмосфере рабовладельческой демократии. Ее фундамент был заложен реформами Солона 539 г. до н.э., которые ликвидировали долги и долговое рабство и запретили обращать афинских греков в рабов

Это позволило народу участвовать в управлении государством

7 мудрецов:

  • Фалес
  • Питак
  • Периандр
  • Блант
  • Солон
  • Кмобул
  • Хилон

Они подчеркивали значение господства справедливых законов в государстве.

Демокрит рассматривал политику как военное искусство, задача которого обеспечивать общие интересы свободных граждан полиса.

Сократ (469-399 гг. до н.э.) - основоположник диалектики. Он говорил, что политическая мудрость является делом тех, кто стремится к ней в результате искреннего возвышения духа, длительного обучения и размышлений. По его мнению, власть должна принадлежать мудрейшинам.

Ученик Сократа, Платон (427-347 гг. до н.э.) является родоначальником объективного идеализма, в рамках котрого создает учение об идеальном государстве. В произведении "Государство" он рассказывает, что трем началам души (разумному, яростному, вожделеющему) соответствуют три сословия в государстве (правители, воины, производители). По его мнению, заниматься своими делами и не вмешиваться в чужие-это и есть справедливость. Целью идеального государства является обеспечение для максимального числа граждан условий для добродеятельной жизни.

Аристотель (384 – 322 гг. н.э.). Является автором произведения "Политика". Он указывал, что человек по природе своей существо политическое. Природа человека определяется его встроенностью в государственную жизнь. Государство он рассматривает как продукт естественно возникшие из совокупности социальных экономических связей между людьми. В связи этим он рассматривает в двух аспектах.

  • Первое – господства и подчинения
  • Второе – отношения собственности

По своей природе одни люди стремятся к властвованию, а другие к подчинению, следовательно, первые свободны, а другие рабы. Аристотель оправдывает рабовладельческую демократию. Государство он рассматривает как выразитель социальной целостности. Отношение человека к государству как часть к целому, поэтому служение государству это долг каждого. Возникновение государства связано с разрастанием семьи. Колония семьи – государство. Согласно Аристотелю, существуют три правильных форма правления:

  • монархия
  • аристократия (это власть лучшие части зажиточного общества)
  • полития(власть среднего класса)

неправильные:

  • тирания
  • олигархия
  • демократия

Полития – наилучшие форма.

Полибий (201-120 гг. до н.э.). Считал, что общественная жизнь существует от природы и направлена судьбой, это бесконечно движение по кругу. Жизнь государство это круговорот шести форм:

  • Монархия – тирания
  • Аристократия – олигархия
  • Демократия – охлократия
  • Монархия –...

Идеалом для него является смешанная форма правления по образу римской империи, котором монархической начало представлено властью двух консулов, аристократической властью сената, демократической властью народных трибунов. Одна из первых моделей разделения властей. политическая мысль древнего Рима развивалась под влиянием древнегреческой.

Цицерон (106-43 гг. до н. э.). Его произведения "О государстве", "О законах". Государство вырастает из семьи и является воплощением справедливости, государство возникло раньше всех писаных законов и является условием возникновения и действия права. Целями государства является имущественные интересы граждан. Смешанное правление - наилучшая форма правления, сочетающая положительные черты трёх простых форм – аристократия монархия народная власть.

Политическая мысль средневековья нашла теоцентрический характер, религия стала ядром средневековой культуры и мировоззрения. Бог – это основа, причина, движущая сила и конечная цель мироздания. Человек – это венец творения, созданный по образу и подобию божию. Власть имеет божественное происхождение, следует повиноваться властям.

Аврелий Августин (354 – 430 гг. н.э.). Работа "О граде божием". В этой работе он обосновал идею равенство всех людей перед богом, соединил ее космополитической идей единства человечества. Люди обязаны помнить о своем родстве, восходящему как Адаму, не злоумышлять друг против друга, история представляется человеку в виде летящей стрелы. Цель – царство божие. Все в человеческой истории определяется борьбой царства божьего царства земного. В своем земном существовании царство божие – это общество избранных ко спасению праведников, но оно перемешано с земным царством, состоящим из себялюбцев, забывших о Боге, противостояние этих двух царств проявляется в противоборстве церкви и государства. Таким образом, он считает, что град божий – царство света. Государство должно быть подчинена церкви, который призывает преобразовать его в духе христианской добродетели. С рисом такого при образовании является установление теократии.

Фома Аквинский. Его учение являются официальными учениями католической церкви. (1225 -1274 гг. н.э.). Основные произведения "Сумма теологии", "О правлении властителей", "Сумма против язычников".

3 элемента гос власти:

-сущность

-форма

-использование

По сущности власть – божественное установление и в этом качестве она предполагает иерархичность отношения господства и подчинения, но в силу несовершенства человеческая форма государственной власти её использование может быть несправедливым и даже лишенным печати божественности. Государство существует затем, чтобы заботиться об общем благе.

Задача монарха – вести граждан к добродетельной жизни. Роль церкви выше роли государства, поэтому всеобъемлемая власть принадлежит церкви.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: