Почти всегда одно то обстоятельство, что кому-то дают слово, что это лицо испытывает желание выступить в данном месте и;в данное время, уже содержит в себе указание на характер темы и цели оратора. Так и должно быть. Брэндет Мэттьюз удачно заметил:
Нетрудно выступить с речью, если есть, что оказать, но очень трудно это сделать, если только хочется сказать что-нибудь.
Впрочем, довольно трудно в условиях обучения искусству речи на курсах, а иногда и вне класса подыскать подходящую тему. Но нет единого средства сделать это. Следующие советы могут оказаться полезными.
1. ВЫБИРАЙТЕ ТЕМУ, СООТВЕТСТВУЮЩУЮ ВАШИМ ПОЗНАНИЯМ И ИНТЕРЕСАМ
Представьте себе, что вы беседуете со знакомым, который увлекается рыбной ловлей. Если начать беседовать с ним об условиях жизни в Мексике и затем свернуть разговор на рыбную ловлю, то сразу бросилась бы в глаза резкая перемена в вашем друге. У него появилась тема для разговора по душам. То же самое относится и к оратору. Обескураженного студента, выступавшего с рядом никчемных и скучных речей о предметах, в которых он почти ничего не смыслил, попросили рассказать об электропроводке. В результате получился увлекательный и насыщенный познавательным содержанием доклад.
Профессионалов нередко упрекают в том, что они любят при случае «сесть на любимого конька». Они уступают этому соблазну: у них большой интерес к своему делу и есть о чем поговорить. Влиятельный член евангелической секты Билли Сэндей был настолько проникнут беззаветной преданностью своему призванию, что одно его присутствие и голос наэлектризовывали окружающих. Беспримерным воодушевлением он внушал внимание. В этом заключался секрет его почти магического влияния на огромные толпы, окружавшие его.
Присматриваясь к тематике, первым делом подумайте о тех отраслях знания, в которых вы имеете особый опыт или теоретическую подготовку. Может быть, в изучаемой вами специальности найдется подходящая тема. Местность, которую вы посетили или где работали, может дать вам тему. Во-вторых, побеседуйте на какую-нибудь интересную тему с товарищами или друзьями. В-третьих, обратитесь к книге. Перелистывайте справочники, свежие журналы и газеты. Загляните в передовицы. Один из лучших указателей литературы — «Справочник периодической печати», находящийся в консультационном кабинете библиотеки. Просмотрите последний том, отмечая тематические заголовки и названия статей под ними. Или поразмыслите над страницами случайно взятого томика обычной энциклопедии. Ораторы могут делать ценные сообщения по вопросам, которые они сравнительно недолго изучали. Но избегайте соблазна, характерного для лентяев: в основном списывать речь из журнальных статей или книг и затем произносить ее как свою. Вам придется еще обратиться к некоторым другим источникам и самостоятельно подумать, когда тема избрана.
Наконец, обдумайте и.кратко запишите возможные темы из разных областей. Вы найдете, что почти каждая общая тема, которая приходит на ум, может быть разбита до бесконечности на подтемы. Тогда станет ясно, что у вас уже создалось мнение по поводу большинства вопросов, занимающих ваше внимание, и, следовательно, возник некоторый интерес к ним.
Полезное правило: выбирайте круг вопросов, подготовка по которым может дать вам больше знаний, чем обладают ваши слушатели. Допустим, вы хотите обсудить вопрос о студенческом самоуправлении; несомненно, вы будете в затруднительном положении, если не найдете ничего, кроме уже известного студентам. По возможности изберите тему из такой области, в которой у вас по крайней мере не меньший опыт, чем у слушателей. Но это не всегда возможно. Студент-сельскохозяйственник знает о жизни фермы меньше, чем фермеры, которым он делает доклад о консервации почвы. Но если по этому вопросу он знает больше их, то может своей скромностью, деловитостью и уверенностью завоевать их уважение.
Не ждите, что вас сразу охватит всепоглощающий интерес к намеченной теме. Воодушевление возникает в процессе накопления знаний и размышления. Если тема овладела вами, возможно она овладеет и слушателями. Отыщите в ней, что задело бы приключенческую жилку, всколыхнуло бы чувство добра и зла, дало бы ощущение характерных человеческих черт. Готовясь день за днем, сживайтесь все больше и больше с избранной темой. За неделю упорной работы вы построите для нее более солидный фундамент из интересного фактического материала, чем за ряд лет случайного и равнодушного наблюдения. Она станет для вас самым волнующим на свете предметом, когда придется выступить перед публикой. И тогда вас будут слушать.
Тем временем расширяйте свой кругозор. Развивайте в себе внимание к окружающему, собирайте данные о городе и штате, вникайте в текущие спорные вопросы, читайте новые книги, интересуйтесь последними открытиями. Непосредственно в речи, которую вы скажете на ближайшей неделе, это вряд ли может быть вопользовано, но через год-два вы почувствуете существенную разницу. Вы не можете все время говорить на одну или две наиболее знакомые темы. Не всегда представится случай поговорить о рыбной ловле, футболе, студенческих делах и других предметах, заполняющих вашу личную жизнь. Выступающий перед широкой публикой должен иметь общественные интересы.
По своему знаку, как видно из приведенного примера, отношения могут заметно отличаться друг от друга, но они могут и совпадать, выступая как одно общее проявляемое к личности положительное, отрицательное, безразличное или противоречивое отношение. В одних случаях названные отношения оказываются одинаковыми по своей силе, в других - по этому показателю они очень несхожи. Бывают психологические ситуации, когда одна сторона отношения более или менее значительно доминирует над остальными. Например, кому-то могут нравиться наружность другого человека, манера держаться на людях, неистребимый оптимизм, но одновременно вызывать крайнее возмущение политические взгляды человека, с которым эта личность общается.
В отдельных случаях этот доминирующий аспект может достигать такой высокой степени интенсивности, что нейтрализует или тормозит все другие стороны отношений, которые обычно актуализировались при общении с определенным человеком.
Одна из причин таких отношений заключается в следующем: у каждого человека есть система ценностей; одни из них для него всегда более субъективно значимы, другие менее. Кроме того, эти ценности сопрягаются самым тесным образом с имеющимися у него материальными и духовными потребностями, которые обычно актуализируются друг от друга по степени своей выраженности. Таким образом, если облик, слова, дела другого человека соответствуют ценностям личности, отвечают ее потребностям, к этому человеку формируется общее положительное отношение. Но, может быть, и по-другому: одна из этих ценностей и стоящая за ней потребность имеют для личности наиглавнейшее значение. И если другой человек совершает поступок, отвечающий поддержанию этой ценности, к нему устанавливается положительное отношение, которое иррадирует на все стороны его внешнего и внутреннего облика, нивелируя отрицательное отношение к каким-то характеристикам, если оно прежде было. Точно так же, если другой человек позволяет себе действие, идущее вразрез с главной ценностью личности и противоречащее ее основной потребности, он вызовет резко отрицательное к себе отношение, которое он нейтрализует (в лучшем случае) прежние положительные реакции на проявление других сторон характера этого человека. Особой проблемой при изучении взаимозависимостей общения и отношения является установление соответствия характера и способов выражения отношения.
Обсуждая проблему взаимосвязи общения и отношения, а также зависимости между содержанием отношения и формой его выражения, следует подчеркнуть, что выбор человеком наиболее психологически целесообразной формы выражения своего отношения в общении происходит без напряжения и бросающейся в глаза нарочитости (если у него сформировались психические свойства личности, которые обязательны для успешного межличностного общения). Это, прежде всего, способность к идентификации и децентрации, эмпатии и саморефлексии.
Формируясь как личности в конкретной социальной среде, люди усваивают и характерный для этой среды язык выражения отношений. Не говоря сейчас об особенностях выражения отношений, отмечаемых у представителей различных этнических общностей, важно иметь в виду, что даже в границах одной этнической общности, но в ее разных социальных группах названный язык может иметь свою весьма определенную специфику (А.А. Бодалев).
Межэтнические отношения - это не только отношения между народами и группами - соперничество или сотрудничество, но и отношения к группам, народам, которые проявляются в представлениях о них - от позитивных образов до предрассудков.
Межгрупповое восприятие - взаимное восприятие групп, а не только ее членов, обладает специфическими характеристиками, отличающими его от восприятия межличностного. Среди них выделяют структурные характеристики:
- согласованность, т.е. высокую степень совпадения представлений членов какой-либо группы о ней самой или чужой группе;
- унифицированность, т.е. высокую степень переноса представлений о группе на отдельных ее членов; динамическую характеристику высокой устойчивости межгрупповых представлений по сравнению с процессами межличностного восприятия;
- содержательную характеристику интенсивной когнитивно-эмоциональной оценки чужих групп.
Согласованными, унифицированными, устойчивыми и эмоционально окрашенными представлениями о группах, народах являются этнические стереотипы.>
Стереотип - это мнение о личностных качествах группы людей. Эти мнения о другой группе могут быть точными или неточными, чрезмерно обобщенными, но содержащими зерно истины. Чтобы упростить картину мира, мы постоянно обобщаем: британцы скрытные; американцы нацелены на достижение успеха; евреи - изворотливые; сербы и чеченцы - жестокие и т.п. Согласованность стереотипов проявляется в том, что они присущи достаточно большому числу людей в пределах социальной общности и имеют высокую степень единства этих представлений среди членов этнической группы.
Восприятие своей этнической группы по сравнению с другими сопровождается сознательным и бессознательным предпочтением своей группы - проявляется феномен этноцентризма. Этноцентризм выполняет полезную функцию поддержания позитивной идентичности и сохранения целостности своей этнической группы, но может препятствовать межгрупповому взаимодействию и пониманию людьми разных народов (В.С Кукушин, Л.Д. Столяренко).
Таким образом, содержание этнопсихологических феноменов определяется проявлением национально-психологических особенностей, обуславливающих специфику функционирования психических процессов и состояний, общения, взаимодействия и взаимоотношений представителей конкретных этнических общностей.
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.
1. По содержанию оно может быть:
1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)
1.2 Когнитивное (обмен знаниями)
1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)
1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)
1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)
2. По целям общение делиться на:
2.1 Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)
2.2 Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)
3. По средствам общение может быть:
3.1 Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т. д.)
3.2 Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)
3.3 Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)
3.4 Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди). Общение характеризуется: содержанием, функциями и средствами.
Содержание общения может быть различным:
§ восприятие друг друга
§ взаимооценка партнерами друг друга
§ взаимовлияние партнеров
§ взаимодействие партнеров
§ управление деятельностью и т.д.
Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.
Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:
§ коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)
§ информационная (обмен информацией между людьми)
§ когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)
§ эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)
§ конативная (управление и коррекция взаимных позиций)
§ креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)
В других источниках выделяют четыре основные функции общения:
§ инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия)
§ синдикативную (общение оказывается средством объединения людей)
§ самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста)
§ трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок)
И дополнительные:
§ экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний)
§ социального контрол я (регламентации поведения и деятельности)
§ социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.
Общение страдает, если нарушена или отсутствует хотя бы одна из перечисленных функций, поэтому при анализе реальных процессов общения полезно вначале проводить диагностику представленности этих функций, а затем принимать меры для их коррекции.






