Эго-состояния проявляются через трансакты – любое вербальное и невербальное общение как минимум двух людей.
Э. Берн различает три формы трансакта: параллельный, перекрестный и скрытый.
Коммуникация может быть особенно эффективной в том случае, если она ведется в рамках параллельного трансакта, т. е.когда Ребенок разговаривает с Ребенком, Родитель с Родителем, а Взрослый со Взрослым. В других вариантах возможны сложности и непонимание.
Например, если чиновник говорит на языке Родителя, а посетитель – на языке Взрослого, то вполне вероятно, что возникнет непонимание. Оно может быть разрешено двумя способами: либо Родитель поймет, что язык стереотипов устарел, и попытается приблизить свое мышление и высказывания к реальности, либо Взрослый во избежание конфликта сумеет найти в себе Родителя и постарается на родительском языке закончить беседу, для того чтобы благополучно выйти из этой ситуации.
В жизни людей, особенно в семейной сфере, часто бывают столкновения Ребенка и Взрослого, Ребенка и Родителя. Вместе с тем перекрестные трансакты, если они используются сознательно и конструктивно, могут быть полезными.
|
|
Наибольшую сложность представляют скрытые трансакты.
Допустим, имеется следующая схема:
Она реализуется в микродиалоге:
Продавец. Эта модель получше, но она вам не по карману. Покупательница. Вот ее-то я и возьму.
Продавец в состоянии Взрослого констатирует, что «Эта модель лучше» и «Она вам не по карману». На социальном уровне эти слова кажутся обращенными к Взрослому покупательницы, поэтому она должна была бы ответить: «Вы, безусловно, правы и в том и в другом». Однако на психологическом уровне продавец стремится пробудить в ней Ребенка и добивается этого. Покупательница начинает думать: «Несмотря на финансовые последствия, я покажу этому наглецу, что я ничуть не хуже других его покупателей». Вместе с тем продавец как бы принимает ответ покупательницы за ответ Взрослого, решившего сделать покупку.
Следует отметить, что не бывает ни плохих, ни хороших эго-состояний. Каждое из них имеет свои преимущества и недостатки. Для успешной коммуникации необходимо стремиться свободно владеть всеми состояниями.
19 Понятие конфликта
Понятие конфликта применяется к достаточно обширному классу ситуаций, начиная от семейных ссор и служебных разногласий и заканчивая вооруженными столкновениями. Несмотря на различие во всех этих ситуациях, они могут быть охарактеризованы как конфликтные по ряду общих признаков.
1. Во-первых, в конфликте всегда присутствует противоречие, столкновение позиций, за которым стоит различие интересов и ценностей участвующих в конфликте сторон.
|
|
2. Во-вторых, в конфликте всегда затрагиваются значимые для человека интересы или представления, и в силу этого обстоятельства конфликтная ситуация и все, связанное с ней, приобретает для ее участников эмоциональную окраску, эмоционально ими переживается. Именно эмоциональная сторона конфликта становится часто основным препятствием на пути разумного его разрешения.
3. В-третьих, для конфликта характерен особый тип взаимодействия - конфликтное взаимодействие, - развиваемый его участниками. Преследуя свои цели, конфликтующие стороны реализуют избранные ими стратегии, определяющие исход конфликта.
Таким образом, конфликтная ситуация всегда характеризуется противоречием, возникающим между людьми по значимым для них аспектам взаимодействия и нарушающим их нормальное взаимодействие, а потому вызывающим со стороны участников конфликта определенные действия по разрешению возникшей проблемы в своих интересах.