Основные проблемы ранней христианской философии и теологии. Августин Блаженный

В данном случае мы имеем дело со средневековой философией.

Под "средневековьем" обычно понимают период развития общества, охватывающий ряд столетий от древнего мира до Нового времени. Для Западной Европы его начало приходится на V век нашей эры, и оно связано с распадом Римской империи, а завершение относится к XIV веку, к возникновению эпохи Возрождения.

Для философии это был период, когда изменились цель и характер философствования. Античности не было присуще, в целом, подчинение философствования тем или иным политическим режимам или какой-либо монотеистической религии. Философы могли свободно создавать свои мировоззренческие концепции в различных областях, таких как: онтология, гносеология, этика, эстетика и многие другие. Их религиозная ориентация была относительно автономной в том отношении, что существовал большой выбор среди "богов", хотя, конечно, философам порой грозило суровое наказание за признание не тех богов, которые почитались в том или ином городе (это называлось "безбожием"). Средние же века характеризовались, помимо прочего, тем, что к этому времени уже заканчивался переход от политеизма к монотеистической религии. Такая религия требовала слепого принятия целого ряда новых "истин".

Наиболее характерной чертой философии Средневековья были отношения, сложившиеся между языческим населением Древней Греции и Древнего Рима, с одной стороны, и появившейся христианской цивилизации с другой. Разногласие между языческой культурой и духом христианства предопределили темы и проблемы средневековой философии.

Среди общих черт философствования средневековья можно отметить, что философы ориентировались на древние тексты, ну а прежде всего, на библию.

Таким образом, как я уже говорила, на смену политеизма пришёл монотеизм, а в страны Западной Европы, возникших в результате распада Римской империи, явилось христианство.

В философии средневековья выделяются два периода, называемых "патристика" (IV - VIII вв.) и "схоластика" (VI - XV вв.).

Патристика (от лат. pater - отец) - это система теолого-философских взглядов "отцов церкви", обосновывавших и разрабатывавших идеи христианства.

Одним из известных отцов церкви стал Августин Блаженный.

Итак, Августин Блаженный (354-430) – наиболее крупная фигура в философии раннего средневековья. Он родился в Северной Африке в семье небогатого римского чиновника. В возрасте 20 лет перебрался в Рим. Августин был учителем и увлекался скептицизмом, а затем, под влиянием матери сблизился с христианскими кругами. Позже он принял крещение, возвратился в Африку и там проповедовал христианство как еписком до своей смерти.

Августин Блаженный считается крупнейшим философом и богословом периода патристики, оказавшем существенное воздействие на всю средневековую культуру и на последующее развитие философии. Помимо теоретического значения, его деятельность имела и практический смысл: он, в частности, обосновал необходимость церковной организации как посредника между Богом и верующими.

Теология - богословие, совокупность религ. доктрин о сущности и действии бога.

Велико теоретическое наследие Августина: собрание его сочинений насчитывает более сорока томов. Среди главных его трудов - "О граде Божием", "Об истинной религии", "Исповедь", "О Троице", "О бессмертии души", "О ересях", "О свободной воле".

Августин тщательно проанализировал множество положений христианского вероучения, устранил явные противоречия между некоторыми из них или дал новое их толкование; он провел огромную работу по систематизации религиозного знания, стремился представить его в качестве единой, целостной концепции. В своих сочинениях он следовал положению, согласно которому "истинная философия и истинная религия - одно и то же". Из философов он высоко ценил Платона, опирался на многие его философские представления. Августин считал Платона источником христианских идей.

По мнению Августина Блаженного, Богу присуща бестелесность, невещественность. Бог имеет еще такие атрибуты, как бесконечность в пространстве. Бог есть Воля. Бог есть высшее Благо. Посредством своей Воли, нацеленной на Благо, Бог создает все предметы природы, все души людей и такие бестелесные существа, как ангелы. Если Бог, пишет он, "отнимет от вещей свою, так сказать, производительную силу, то их так же не будет, как не было прежде, чем они были созданы".

Августин обосновывает креационизм, т. е. положение о творении природы и материи Богом. Бог сотворил их "из ничего", исключительно по своей воле. "Откуда взялась бы эта материя, не созданная тобою, а между тем послужившая материалом для твоего творчества?" - спрашивает он, обращаясь к Всевышнему, и отвечает: "Допущением такой материи неизбежно ограничивалось бы твое всемогущество... До творения твоего ничего не было, кроме тебя, и... все существующее зависит от твоего бытия".

Таким образом, Августин блаженный внёс огромный вклад в средневековую философию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: