Философское учение Аристотеля

Биографию Аристотеля смотри в предыдущем вопросе.

Аристотель как философ сильно отличался от всех своих предшественников. Будучи систематизатором, он делил философию на теоретическую (физика - наука о природе и метафизика – наука о «сущем») и практическую (этика и политика).

Его сочинения по физике, логике и психологии свидетельствуют о его разносторонних интересах и трудолюбии. Он раскрыл логическую природу доказательства в форме силлогизма. Например: «Все люди смертны. Сократ - человек. Следовательно, Сократ – смертен». Это умозаключение, сделанное на основании истинности большой и малой посылок.

Высоко оценивая Платона, он подверг критике его учение, произнеся крылатую фразу: «Платон мне друг, но истина дороже».

Развивая свои взгляды о бытии, Аристотель критикует учение Платона о существовании идей как абсолютно самостоятельных доприродных сущностей. По его мнению, такие идеи представляют лишь понятия, отражающие материальный мир, т. е. являются как бы копиями вещей, но не наоборот. Аристотель формулирует свое представление о бытии, воспринимаемом с помощью ощущений. Этот предметный, чувственный мир является первичной реальностью, природой, которая никем не определена.

Материя есть всеобщая причина, так как без нее нет бытия, считает Аристотель. Форма играет роль признака. Благодаря ей реализуется материя и образуется конкретный предмет. Другими словами, форма представляется как сумма свойств, отличающих один предмет от другого, и является сущностью как предмета, так и бытия в целом. Благодаря форме вещь такова, какова она есть на самом деле.

Душа человека, как и его сущность или форма тела, дает смысл и направленность жизни. «Душа есть причина и начало живого тела…» Как форма господствует над материей, так, соответственно, душа – над телом, разум – над чувствами. Существуют 3 вида души: растительная душа, которой обладают растения; чувственная, которой наделены животные; разумная, присущая человеку.

Познанием движет и управляет душа. Познание человеческой души способствует истинному познанию природы. Душа есть форма выражения тела.

Теория познания Аристотеля строится в соответствии со следующими положениями: 1)доказательности знания, 2) объяснительной способности знания и 3) описательной способности знания. В научном познании важно не только наблюдать факты, но и фиксировать их в определённой последовательности средствами описания, а затем – на основании анализа фактов- пытаться установить причины. В целях правильного осмысления фактов Аристотель разрабатывает правила дедуктивного и индуктивного выводов. Дедукция отличается свойствами всеобщности и необходимости вывода, а индукция тесно связана с самим опытом и носит вероятностный характер.

Значительное место в философии Аристотеля занимает человек и проблемы общественной жизни. Человек, по его мнению, есть «политическое животное», которому присуща инстинктивная устремленность к «совместному сожительству». «Тот, кто не может войти и составить часть некого сообщества, кто не нуждается ни в ком и ни в чем, достаточен самому себе, то, не являясь частью государства, он – либо зверь, либо Бог».

Назначение государства состоит в обеспечении счастья всем гражданам, к которым относятся только те, кто имеет собственность и участвует в управлении обществом. Рабы к гражданам не относились.

Аристотель выделял 6 форм государства: 3 правильные: аристократия, монархия и полития, и 3 – неправильные: тирания, олигархия и демократия. Наилучшей из форм является полития, так как она сочетает свойства умеренной демократии и личное достоинство олигархии, присущее благородным людям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: