Учение Платона и Аристотеля о государстве

О Платоне смотри прошлый вопрос.

В философии Платона важное место принадлежит его воззрениям на общество и государство. Его чрезвычайно занимал вопрос о том, каким должно быть совершенное государство и каким воспитанием люди должны обладать, чтобы его сохранить.

Диалог Платона «Государство» занимает ключевое положение в его философии. В нём средства математики, логики, философии и космологии привлекаются в целях решения проблем построения идеального государства, которое бы обеспечивало достижение справедливости. Определяя человека как политическое существо, Платон обосновывает возникновение государства из необходимости удовлетворения естественной потребности человека в пище, одежде, жилье и другое. То есть, каждый отдельный индивид не может удовлетворить перечисленные потребности собственными усилиями и поэтому нуждается в помощи со стороны других индивидов. Таким образом, каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая различные потребности, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства.

Чтобы выжить, человек вынужден сотрудничать и сообща создавать условия своей жизни. Это сотрудничество усиливается по мере специализации людей. Разнообразию человеческих потребностей в государстве должна соответствовать специализация труда, это логично. Таким образом, можно будет обеспечить высокое качество и производительность, и потребности людей будут удовлетворены.

Государство должно строиться с учётом традиций, идеалов, справедливости и морали. Справедливость, по Платону, состоит в том, что каждый человек выполняет свою работу, занят своим делом, а идея Блага является основным регулятором и целью жизни. Государство не есть результат простой договорённости между людьми об общежитии, а возникает из опыта их совместного выживания.

По убеждению Платона, государство должно также выполнять и нравственные функции - “воспитывать граждан в верности установленным порядкам”.

В диалоге “Государство” Платон рассматривает идеальный государственный строй по аналогии с человеческой душой.

Трем началам человеческой души - разумному, яростному и вожделеющему - аналогичны три основных начала государства (так как между государством и человеком существует взаимное подобие) - совещательное, защитное и деловое. Последним же соответствуют три сословия - правителей-философов, воинов (стражей) и производителей (ремесленников и землевладельцев). Сословное деление общества Платон объявляет условием прочности государства. Самовольный переход из низшего сословия в высшие является величайшим преступлением, ибо каждый человек должен заниматься тем делом, которому он предназначен от природы: “Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие - это и есть справедливость”.

Таким видел Платон идеальное государство.

Аристотель.

Аристотель (348-322 до н.э.) – ученик Платона, внёсший фундаментальный вклад в историю культуру и философии. Аристотель родился во Фракии. Его отец был придворным врачом македонского царя. В 17 лет Аристотель уезжает в Афины и поступает в платоновскую академию. Смерть Платона заставила его покинуть Афины. Он переезжает в Македонию и начинает давать уроки Александру – будущему великому полководцу. Многие исследователи Аристотеля считают, что военно-политические успехи Александра свидетельствуют о практической пользе философии. В 335 году до н.э. Аристотель возвращается в Афины и основывает свою философскую школу - Ликей (Лицей). В Ликее Аристотель преподавал 12 лет, а после смерти Александра и антимакедонского восстания Аристотель был обвинён в «безбожии» и вынужден был выехать на остров Эвбея, там у него было поместье. На этом острове он продолжал заниматься философией до своей смерти в 322 году до н.э.

Аристотель как философ сильно отличался от всех своих предшественников. Будучи систематизатором, он делил философию на теоретическую (физика - наука о природе и метафизика – наука о «сущем») и практическую (этика и политика). Он раскрыл логическую природу доказательства в форме силлогизма. Например: «Все люди смертны. Сократ - человек. Следовательно, Сократ – смертен». Это умозаключение, сделанное на основании истинности большой и малой посылок.

Государство - продукт естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным общениям, как семья и селение. Но государство - высшая форма общения, обнимающая собою все остальные общения.

По Аристотелю, необходимость возникновения государства вызывается не столь стремление организовать свою совместную жизнь, сколько нравственными соображениями. Он утверждает, что человек, живущий вне государства, не является нравственным существом. Только в государстве человек будет способен удовлетворить свои естественные потребности и рассчитывать на достижение высшей цели – блага. Человек, по Аристотелю, является более совершенным политическим существом, нежели животные, так как его цели (человечества)более значительны, они не исчерпываются самосохранением, а ориентированы на нравственные ценности. Только в государстве человек превращается в нравственное существо.

Аристотель порицает сочинение Платона «О государстве» за выраженное в нём стремление к исключительному, тоталитарному общественному единству. По политическому учению Аристотеля, только индивид есть неделимая единица, а государство по своей природе есть нечто множественное.

Таким видели государство Платон и Аристотель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: