Русская религиозная философия Х1Х – нач. ХХ века. Философия всеединства В.Соловьева

В 1840-1850-е гг. в России происходила полемика между двумя крупными направлениями общественной мысли, получившими названия «славянофилов» и «западников».

Славянофилы выступили с обоснованием необходимости самобытного пути исторического развития России, принципиально отличающегося от пути Западной Европы. Самобытность России проявлялась, по их мнению, в отсутствии классовой борьбы, организации крестьян в общины, в православии как единственно истинном варианте христианства. Создателями славянофильства были Хомяков и Киреевский. В то же время они считали необходимым развитие торговли и промышленности, акционерного капитала и банков, строительство железных дорог и применение машин в сельском хозяйстве. Но все это не должно было нарушать традиционный общинный уклад русской жизни.

Истинная православная вера обусловливает, по мнению славянофилов, особую историческую миссию русского народа. Эта миссия связана со свойственной православной церкви соборностью, т. е. свободной общностью людей, которая воплощена в русской общине. Православие и община рассматривались в концепции славянофилов как глубинная основа русской души.

Как говорил Хомяков:“Русские — не европейцы, они носители великой самобытной православной культуры, не менее великой, чем европейская, но в силу неблагоприятных условий исторического развития, не достигшей еще такой стадии развития какую достигла европейская культура».

Идея соборности стала одной из главных в творчестве классика русской религиозной философии В.С. Соловьева (1853-1900).

Исходной и основной идеей философии Соловьева является идея всеединства, или мировой целостности и гармонии (все существует во всем). Эта идея имеет космическое значение, поскольку охватывает все сферы и проявления мироздания и выступает как идеал бытия.

Мир, по Соловьёву, пронизан божественным началом и предстает в действительности как творение Божье, воплощение Истины, Добра и Красоты. Бог - это абсолютное всеединство, некий космический разум, который является организующей силой мироздания. Будучи создан своим Творцом, мир, однако, не завершен, так как он содержит в себе немало проявлений хаотичности и рассогласования. Но мир не застыл в своем движении. Он динамичен и непрерывно становится и развивается, неся в себе мировую душу (Софию). Она представляет собой особого рода энергию, носитель творческой идеи и принципа всеединства. Жизнь - это вечное творческое становление, движение к многообразию и единству всего со всем.

Таким образом, по мнению Соловьёва, идеалом всеединства является Бог, то есть творец мира. А мир, по Соловьеву, — это всеединство в состоянии становления, содержащее компонент божественного всеединства. Мир получил этот божественный компонент всеединства от своего создателя, то есть Бога.

С этой точки зрения мировой процесс — это процесс согласования и объединения всех частей Вселенной, восхождение к их единству. Мир находится в бесконечном процессе совершенствования, и человек является участником этого процесса. По убеждениям Соловьёва, человек, который творит добро, утверждает красоту, выполняет миссию божьего сотворца всеединства.

Мировая гармония возможна лишь с помощью любви, взаимного стремления всех живых существ друг к другу, людей - к Богу.

Путь к мировой гармонии лежит не через насилие, а через веру, любовь и согласие, милосердие ко всему живому, как это делал когда-то Иисус Христос. Любовь создает нового человека, формирует в нем высокие духовные качества, преодолевает эгоизм как основное зло человека. Высшими нравственными качествами человека должны стать, по убеждению Соловьева, чувства стыда, жалости и сострадания, чувство благоговения (преклонение перед святынями).

Соловьев считал, что материальное многообразие, скрепленное божественным единством, также и одухотворено божественным началом, и выступает как мировая душа, или София (душа, объединяющая между собой все поколения людей: как прошлые, так и нынешние). И в то же время София — это символ связи между Богом, миром и человеком.

Соловьев известен также постановкой и осмыслением вопроса о «русской идее», т.е. о смысле существования России во всемирной истории и ее призвании. Речь, по Соловьеву, должна идти о том, что может сделать Россия во благо всего христианского мира. Мыслитель приходит к выводу, что её миссия, её роль должна заключаться в превращении страны в инициатора и мощную опору духовного объединения христианских стран.

Западники считали, что страна должна идти по пути социально-экономических преобразований вслед за Европой. Наиболее революционно настроенные западники — В. Г. Белинский, А. И. Герцен— отстаивали материализм, выступали как революционные демократы, считали, что необходимо свержение самодержавия и создание в России социалистического общества. Их революционно-демократические убеждения подхватили вскоре Н.Г.Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И.Писарев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: