План лекции
1. Основные этапы развития русской философии
2. Русская историософия
3.Философия всеединства (В.Соловьев, Н.Бердяев,
В.Вернадский и русский космизм)
Основные понятия
Богочеловечество - личное и общечеловеческое спасение человека в сотрудничестве с Богом (В. Соловьев).
Русская идея - идея особой судьбы и предназначения России. Является центральной во всей русской философии.
Сформировалась в XVI веке и явилась первым идеологическим оформлением национального самосознания русского народа. В дальнейшем "русская идея" разрабатывалась в период XIX-XX вв. (П. Чаадаев, Ф. Достоевский, Н. Бердяев, В. Соловьев и др.). Суть ее в том,
что именно Россия должна стать во главе движения к
общечеловеческой цивилизации на основе христианства.
Соборность - философский принцип славянофилов
(разработан А.С. Хомяковым). Он решает проблему
сочетания свободы и необходимости в преодолении как
индивидуализма, так и коллективизма в утверждении
принципов свободы и любви, которые есть в русской
|
|
православной церкви.
Византизм - концепция поздних славянофилов (разработана
К.Н. Леонтьевым). Ее сторонники считают, что в русском
народе сильны идеи монархического государства,
православия, отказа заботиться о земных благах,
составлявшие основу духовной и политической жизни
Византии. Поэтому Россия есть не Европа, а православный
Восток.
Космизм - учение, согласно которому процессы развития на
земле и в обществе взаимосвязаны с космическими.
Поэтому человечество способно объединиться на разумных
началах и общечеловеческих ценностях. Космизм
разработан такими философами как Н. Федоров, В.
Вернадский, К. Циолковский.
Европоцентризм - учение, согласно которому Европа
признавалась лидером мировой цивилизации.
Восточноцентризм - принцип ограничения роли
европейской культуры в развитии мировой и русской
культуры. Разработан евразийством (Н.С. Трубецкой, П.Н.
Савицкий, Г.В. Вернадский, Л.Н.Гумилев).
Краткое содержание
Всякая форма философствования несет на себе
печать национально-культурного своеобразия. Поэтому
следует выделять национальные типы философии, в том
числе и русскую философию. Всему миру известны не
только русские поэты, писатели, композиторы, но и
философы. Наряду с именами Пушкина, Лермонтова,
Чайковского должны стоять имена философов, таких как
Чаадаев, Хомяков, Соловьев, Бердяев и другие.
Русская философия развивалась под влиянием
византийской христианской философии. Реформы Петра I
способствовали наиболее полному ознакомлению русских
мыслителей с западноевропейской философией 17-18 веков.
|
|
Начало последовательного и своеобразного развития
русской философии справедливо относят ко второй
четверти XIX в. После революции 1917 г. многие философы
оказались в эмиграции. Философия русского зарубежья дала
целую плеяду великих мыслителей. Современные
российские философы достойно продолжают традиции
своих предшественников. Для русской философии
характерна преемственность, особенно это касается
религиозного направления. В целом русскую философию
можно разделить на два направления, западническое и
славянофильское.
Западники были убеждены, что россиянам надо
учиться философии у Запада. К ранним западникам относят
П.Я. Чаадаева, Н.В. Станкевича, В.Г. Белинского, А.И.
Герцена. Западники пропагандировали и защищали идею
"европеизации" России. Они считали, что страна должна
преодолеть вековую экономическую и культурную
отсталость и стать полноправным членом европейской
цивилизации. Западники критиковали церковь, тяготели к
материализму. Из их среды выросли революционные
демократы (В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский).
Выдающимся русским философом и социальным
мыслителем был П.Я. Чаадаев. Философия Чаадаева связана
с тревогой за судьбу России. Он видел особый путь России
в том, что она находится между Западом и Востоком и
обладает исключительностью. У нее особое
предназначение. Взгляды Чаадаева сыграли роль в
оформлении идей как западников, так и славянофилов.
Оригинальным русским философским течением
являлось славянофильство. Славянофилы обосновали идеи
особой, мессианской роли России в мире. Из этого
направления вышла русская религиозная философия.
Славянофилы, среди которых выделялись своим
философским потенциалом И.В. Киреевский, К.С. Аксаков,
Ю.Ф. Самарин и особенно А.С. Хомяков, стремились
опровергнуть немецкий тип философствования и
выработать на основе исконно отечественных идейных
традиций особую русскую философию.
В отличие от западников они идеализировали
русскую старину и полагали, что установление
благопристойного миропорядка в России лежит не через
заимствования ею западных политических структур, а в
возвращении к истокам, в органическом развитии
патриархального уклада русской жизни, которое было
насильственно и искусственно прервано реформами Петра.
Славянофилы утверждали, Россия не просто не Запад, она
антипод Запада, у нее свой особый способ бытия и путь
развития, у нее иной тип цивилизации.
Классическому славянофильству не суждена была
долгая жизнь, из-за европейской ориентированности
царского правительства. Однако идеи национальной
самобытности, великой миссии России, особых свойств
русского народа и противопоставления Западу еще долго
витали в воздухе и будоражили многие умы.
Идеи славянофилов развивали в конце XIX в.
Данилевский и Леонтьев. В своей работе «Россия и
Европа» Данилевский показал мировой исторический
процесс как развитие и смену культурно-исторических
типов или самобытных цивилизаций. К.Н. Леонтьев
разработал концепцию византизма. Он считал, что Россию
нужно изолировать от Европы и тогда она даст миру новую
культуру. У Леонтьева идея противопоставления России
Европе достигла своего апогея.
Самобытной частью наследия русской философии
является идеология евразийства, которая до относительно
недавнего времени была малоизвестной. Возникшее в
начале двадцатых годов в среде русской эмиграции и
объединившее философию, историю, географию,
экономику, психологию и другие области знания,
евразийство явилось новым и в то же время достаточно
традиционным для России течением мысли. Наиболее
известными евразийцами были: лингвист, филолог и
|
|
культуролог кн. Н.С. Трубецкой; географ, экономист и
геополитик П.Н. Савицкий; философ Л.П. Карсавин;
религиозные философы и публицисты Г.В. Флоровский,
В.Н. Ильин; историк Г.В. Вернадский; музыковед и
искусствовед П.П. Сувчинский; правовед Н.Н. Алексеев;
экономист Я.Д. Садовский; критики и литературоведы А.В.
Кожевников (Кожев), Д.П. Святополк-Мирский; востоковед
В.П. Никитин; писатель В.Н. Иванов. Евразийство было
оригинальной концепцией, имеющей свои философские
корни и свою идеологию. Определены основополагающие
идеи евразийства как историко-культурной концепции: идея
о России как Евразии - особом этнографическом мире со
своей самобытной культурой, идея об особом месте России-
Евразии в мировой истории и особых путях ее развития;
идея культуры как симфонической личности; идея
распространения Церкви, Православия.
В истории русской философии особое место
занимает В.С. Соловьев. Философию Соловьева называют
философией всеединства. Она заключалась в следующем: 1)
сущность Абсолютного есть положительное всеединство,
т.е. единая, целая, безусловная идея; 2) личностный аспект,
теологический - София, божественная премудрость,
мистическая сторона его мировоззрения. Именно в трудах
Соловьева "русская идея" приобрела свое полное и
философски осмысленное воплощение.
Представителем экзистенциализма в русской
религиозной философии был Н.А.Бердяев, представитель
философии русского зарубежья. Его взгляды
эсхатологичны, устремлены в будущее. Рассматривая
человека Бердяев выделяет в нем свободу воли и духа.
Основные идеи этого известного философа выражены в
следующем: 1) идея свободы определяет всю онтологию; 2)
нет единого основания в философских взглядах; 3) идея
творчества и объективации; 4) эсхатологический смысл
истории; 5) 2 ряда оснований: А. свобода, дух (бог),
личность (я), Б. необходимость, мир, феномен. Мир
объектов лишен духовности. Творящий субъект включает
мир в себя, его внутренняя жизнь открыта для свободы.
Центральное понятие в философии Бердяева - Личность,
|
|
которая связывает человека с миром свободы и творчества.
Интересным явлением в русской философии было
направление, которое получило название космизм. В
русском космизме встает проблема единства человека с
космосом, космической природы человека (Н.Ф. Федоров,
В.С. Соловьев, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И.
Вернадский). Концепции космизма опирались на
эволюционные воззрения, которые были популярны в
России. В русском космизме существовали тенденции
фантастики, богословия. По Федорову человек даже
способен благодаря познанию, опыту и труду обрести
бессмертие, воскресить ушедшие поколения. Личность в
космизме обладая индивидуальностью в то же время
неотрывна от всеобщего.
Центральной идеей русской философии был поиск и
обоснование особого места и роли России в общей жизни и
судьбе человечества. Русская философия обладает своими
особыми чертами благодаря своеобразию исторического
развития России. Для нее характерна социальная
направленность. Русская философия развивая идею
самобытности главным условием ее ставила религиозное
начало, а именно - православие.
Контрольные вопросы
1. В чем специфика русской философии?
2. "Умом Россию не понять…". В чем главное различие во
взглядах западников и славянофилов?
3. Что такое "русская идея"?
4. Как вы понимаете "философию Всеединства" В.
Соловьева?
5. Какова роль православия в истории русской философии?
6. В чем уникальность такого направления как русский
космизм?
7. На основе взглядов славянофилов, Н. Данилевского и К.
Леонтьева попытайтесь обосновать идею об особой
миссии русского народа.
8. Как понималось представление "Запад-Россия-Восток" в
евразийстве?
План семинарского занятия
1. Идея всеединства в философии В.Соловьева,
Н.Бердяева, В.Вернадского
2. Русская идея в философии:
- западничества
- славянофильства
- евразийства
Темы рефератов
1. Проблема человека в русской философии
2. Русская идея В.С. Соловьева
3. Русская идея Н.А. Бердяева
4. Проблема гармонии "человек-природа" в русском
космизме (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И.
Вернадский, А.Л. Чижевский)
5. Судьба России
6. Специфика русской философии в период эмиграции
7. Влияние православия на русскую философию
8. Восток в евразийской мысли
9. Русская цивилизация
10. Евразийские взгляды Л.Н.Гумилева
Рекомендуемая литература
1. Радугин А.А. Курс лекций. - М.: Изд-во ЦЕНТР, 1996.
2. Русские философы (конец XIX-сер XX века): Антология.
Вып. 1 /Сост.: А.Л. Доброхотов, С.Б. Неволин, Л.Г.
Филонова. - М.: Изд-во "Кн. палата", 1993.
3. Лосский Н.О. История русской философии. - М.:
Высшая школа, 1991.
4. Бердяев Н.А. Русская идея. - М.: Наука, 1990.
5. Сухов А.Д. Русская философия. Пути развития. - М.:
Наука, 1989.
6. Гиренок Ф.И. Русские космисты. - М.: Знание. Сер.
Философия и жизнь, 1990. - No 2.
7. Мир России - Евразия: Антология. (Сост. Л.И. Новикова,
И.Н. Сиземская). - М.: Высш. шк. - 1995.
8. Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. - М.: Аграф,
1999.
9. Савицкий П.Н. Континент Евразия. - М.: Аграф. - 1997.
10. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. - М.: 1993.
11. Ильин И.А. О грядущей России: Избранные статьи. -
М.: 1993.
12. Бессонов Б.Н. Судьба России: Взгляд русских
мыслителей. - М.: 1993.
13. Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов. -
СПб, 1992.